ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 8 августа 2024
Минск Малооблачно +15°C
Все новости
Все новости
БелТА Плюс
04 марта 2022, 13:37

Главная героиня фильма «Блокадный дневник»: год приходила в себя после съемок

Фото из Instagram Ольги Озоллапини
Фото из Instagram Ольги Озоллапини

Кинокритики уже записали картину «Блокадный дневник» в ряд самых пронзительных художественных высказываний о Великой Отечественной. Молодая актриса с латышскими корнями Ольга Озоллапиня удостоена премии «Золотой орел». Беседуем с ней о том, нужно ли продолжать говорить в кино о войне, почему считает Никиту Михалкова выдающимся педагогом и как получить главную роль в фильме.

Картину «Блокадный дневник» сравнивают по силе художественного восприятия с шедевром Элема Климова «Иди и смотри» и «Блокадной книгой» Алеся Адамовича и Даниила Гранина. С чего вы начали работу над этой сложной во всех смыслах ролью?

– Было примерно так: пять минут я читала и тридцать минут приходила в себя. Просто стояла у окна или прислонившись к стене. Переварить весь ужас тех событий психике сложно. Не могла заставить себя сесть и дочитать книжку до конца. Я проецировала на себя время, думала, как прожила данную мне жизнь и как отношусь к ней. Про свой эгоизм думала, про все на свете. Трудно даже через книги погружаться в этот ужас блокады. Нет, не в ужас – в ад!

Времени для подготовки к съемкам было мало, на роль утвердили за месяц до их начала. Читала книги, архивы, интернет. Помню, дома вся стена была завешана материалами о блокаде. Я выписывала очень важные фразы, рисовала стрелочки, выстраивала какие-то почти математические схемы.

Правда, что режиссер Андрей Зайцев, с которым познакомились на съемках картины «14+», изначально видел в вас исключительно комедийную актрису и утвердил на главную роль в «Блокадном дневнике» только с третьей попытки – спустя год после первых проб?

– Правда. Я за это время успела окончить Киноакадемию Никиты Михалкова. Сработал случай из разряда «от судьбы не уйдешь» – ранее утвержденная на роль актриса не смогла согласовать график съемок со своим театром.

В каких красках, звуках и запахах воспринимает блокаду Ольга Озоллапиня?

– Гробовая тишина, ужасно холодно, и все как в аквариуме… Это страшно. Просто страшно. Но люди собирались c силами и преодолевали себя, свой страх. Вот как они поднимались? Где черпали силы, когда их не было? Мне кажется, что спасала тогда только вера. Вера в завтрашний день.

Вы сами признались, что после съемок долго не могли вернуться к привычной жизни...

– У меня был очень сложный пластический грим, который не позволял на протяжении нескольких месяцев нормально питаться, двигаться, а в середине проекта даже вызвал серьезную аллергию. После съемок фильма я была истощена эмоционально и физически. Но я же актриса, должна продолжать ездить на пробы, улыбаться. А я не хотела ничего целый год. Но так психика устроена – все забывается. Мне на это потребовалось очень много времени.

После окончания школы вы учились в рижском филиале ГИТИСа на курсе Романа Виктюка, а потом уехали в Москву, где продолжили обучение, но уже в самом вузе. Почему приняли такое решение?

– Я счастлива здесь. В Риге не смогла бы реализоваться ни как актриса, ни как личность. Если бы там была возможность учиться на родном языке – другой вопрос. Но, по сути, Рига для меня – очень маленький город. Мне нужно, чтобы все было широко, чтобы всего было много. В Москве во всем широта, есть выбор. Главное – трудиться. Несмотря на свою латышскую фамилию (в переводе означает «дубовый листочек» – прим. ред.), считаю себя русским человеком.

В вашем воспитании и формировании принимали участие мэтры российской режиссуры – Виктюк, Женовач, Михалков, в корне друг на друга не похожие ни в профессиональном плане, ни в мировоззрениях. Чему научил вас каждый из наставников?

– Роман Григорьевич Виктюк научил работе с энергией. Сергей Васильевич Женовач заложил фундамент, чувство вкуса, чувство правды. А Никита Сергеевич Михалков наполнил все это любовью. У него есть какая-то кнопка под названием «любовь», которая всегда включена. Он уделял нам, студентам, огромное количество времени. Никогда не повышал ни на кого голос, никогда не проявлял высокомерия. Он замечательный человек. Достойный. И в работе, и в жизни. Мне невероятно повезло с моими тремя мастерами. Я счастлива, что у них училась. Это какие-то три реки – три моих мастера.

Говорят, что вы задумываетесь о получении исторического образования. Это так?

– У меня мама историк, и я ей по-хорошему завидую, когда в процессе работы над той или иной ролью обнаруживаю пробелы в своих знаниях. Потому что когда ты знаешь историю, понимаешь, как реагировать на те или иные события, как жить. Для меня это очень важно.

Нужно ли, по вашему мнению, снимать новые фильмы о войне? Или пора перевернуть страницу и идти дальше, смотреть в будущее?

– Надо снимать! Историю своей страны нужно знать обязательно. Без этого никуда и никак. Я не понимаю, как вообще существовать, если думать только о сегодняшнем дне. Да, это прекрасно и замечательно, но только если ты имеешь за своей молодой спиной знания о прошлом.

Ваше мнение о современном российском кинематографе?

– Он сегодня очень активно движется и развивается, в частности технически. Все хорошо, а будет еще лучше! Я воспитана мамой на советском кино и очень люблю именно его, особенно «Каждый вечер в одиннадцать», «Июльский дождь», «Еще раз про любовь» и все фильмы с Дорониной. А еще невероятно интересен советский период истории.

Читала, что в компании с Ириной Пеговой, Маратом Башаровым, Викторией Исаковой и другими звездами снимаетесь у режиссера Юрия Мороза в картине, действие которой разворачивается с 1970 по 1986-й годы. О чем этот фильм?

– Это драма про то, как сложилась судьба выпускников одного класса сельской школы, когда вышел закон о том, что после окончания таких учебных заведений молодые люди не имели права выезда из деревни в город и должны были оставаться в колхозе. Кто-то остался, кто-то сбежал. Интересный сюжет – обязательно посмотрите.

Изменился ли ваш статус актрисы после того, как получили практически за год ряд престижных кинематографических наград?

– Для меня самое главное – трудиться, работать. Никаких изменений не произошло. Я как ходила на пробы, так и хожу. Меня так же утверждают или не утверждают на роли. Дело случая. Конечно, очень хотелось бы самой выбирать проекты и решать, что играть. А в кино мне всегда интересно про любовь.

***

Актриса снимается в кино с 2011 года. В ее творческом багаже главные роли в нашумевших фильмах «14+» и «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». Дебют состоялся в роли Неонилы в историческом сериале Николая Досталя «Раскол».

P.S. Благодарим за помощь в организации материала Международный медиаклуб «Формат А-3».


| Ангелина СВЕТЛОВА, газета «7 дней».
| Фото из открытых интернет-источников.


Новости рубрики БелТА Плюс
Топ-новости
Свежие новости Беларуси