Установят ли потолок цен на газ, почему говорят о кризисе доверия в мире и поступят ли ЗРК Patriot в Украину

2022-12-17 09:57
На этой неделе в ЕС пытались согласовать потолок цен, но уже на газ. Кроме того, лидеры стран Евросоюза приняли ряд решений на последнем саммите в 2022 году, а американский телеканал сообщил о возможной поставке ЗРК Patriot в Украину. Также продолжается обсуждение резонансного интервью экс-канцлера Германии Ангелы Меркель. Рассказываем обо всем этом подробнее. Почему говорят о кризисе доверия в мире и как с этим связано заявление Меркель
В наши дни к кризисам экономическому, продовольственному и энергетическому, упоминание о которых постоянно происходит в мировых СМИ, добавляется еще один немаловажный кризис - кризис доверия. Он не является осязаемым и не исчисляется цифрами, однако очень сильно влияет на процессы, которые сейчас происходят в мире. Доверие к международным организациям, итогам переговоров, заявлениям отдельных высокопоставленных политиков. Трендом времени становится создание информационного шума, высказывания на волне популярных тем, причем правда, как и несение ответственности за сказанные слова, не в почете. На мировой арене такие заявления-шум происходят сейчас с завидным постоянством. Ярким примером этому является последнее интервью бывшего канцлера Германии Ангелы Меркель. О чем сказала Меркель. Резонансные слова, которые обсуждают на разных уровнях уже больше недели, политик озвучила в интервью немецкой газете Die Zeit. В частности, экс-канцлер ФРГ сказала, что Минские соглашения, которые способствовали прекращению боевых действий в Украине и в которых она сама принимала участие, были попыткой дать Киеву время, чтобы стать сильнее. По ее словам, конфликт был лишь приостановлен, а за восемь последующих лет Украина смогла усилить свой военный потенциал. Меркель также заявила, что Североатлантический альянс вряд ли смог бы помочь Украине в 2014 году в тех же масштабах, что и сегодня.

Как подписывались Минские соглашения. Первые Минские соглашения были подписаны в сентябре 2014 года. Они были призваны помочь завершению активной части боевых действий на юго-востоке Украины. Вторые Минские соглашения (Минск-2) достигались в феврале 2015 года, в белорусскую столицу на переговоры приехали президент РФ Владимир Путин, (на тот момент) президент Украины Владимир Порошенко, канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд. Переговоры были крайне напряженными и продолжались всю ночь. Их итогом стал комплекс мер, который предполагал прекращение огня на Донбассе, отвод тяжелого вооружения и обмен пленными, а также несколько пунктов, касающихся статуса восточных регионов Украины. Однако договоренности в итоге были нарушены. Франсуа Олланд, выступая в сентябре 2016 года перед Генеральной ассамблеей ООН, заявлял, что необходимо сделать все возможное для реализации Минских соглашений по Украине, иначе насилие возобновится и "может даже начаться война".
О важности Минских соглашений все эти годы не единожды заявляла и Ангела Меркель. В июне 2022 года Меркель в интервью немецкому журналисту и писателю Александру Осангу сказала, что во время своего пребывания в должности канцлера Германии пыталась не допустить развития ситуации в Украине до нынешнего состояния, добавив, что не винит себя за то, что недостаточно старалась. Тогда ее риторика в отношении Минских соглашений значительно отличалась от нынешней. Она говорила, что была против плана принятия Украины в НАТО, потому что хотела предотвратить эскалацию отношений с Россией, кроме того Украина не была готова к этому. "Страна не была стабильной, она была пронизана коррупцией", - указала Меркель, говоря об Украине. Экс-канцлер сказала также, что за время своего пребывания у власти задавалась вопросами о бывшем Советском Союзе, но положить конец холодной войне так и не удалось. "Нам просто не удалось создать архитектуру безопасности, чтобы предотвратить это", - отметила она. "Дипломатия не является ошибочной только потому, что она не сработала", - говорила в том интервью экс-канцлер.
Российский журналист-международник Федор Лукьянов отмечает, что в нынешней системе западных координат дипломатия с Путиным, даже задним числом, считается преступной. Поэтому Меркель, скорее всего, ищет рациональных оправданий, точнее, придумывает их, перекраивая ту ситуацию в угоду нынешней. Агентство Reuters писало, что свободно говорящая по-русски Меркель вызывала ранее критику со стороны США и других стран за поддержку газопровода "Северный поток - 2", предназначенного для доставки российского газа напрямую в Германию. Бывший канцлер защищала свою политику поддержки торговли с Россией, говоря, что Европа и Россия - соседи, которые не могут игнорировать друг друга. Также ее критиковали за долгое молчание после начала украинского кризиса. Как комментируют слова Меркель в Беларуси и за ее пределами. Президент Беларуси Александр Лукашенко сказал, что Ангела Меркель поступила мелко и мерзко, сделав недавние заявления насчет Минских соглашений. "Если это так было бы, как она говорит, это отвратительно. Но это не так… Она хочет быть в тренде. Минские соглашения и позиция Меркель, как и других, в том числе и Порошенко, были тогда очень серьезны. Представляете, после минских заседаний весь мир говорил о том, что наконец-то сделали шаг и подписали эти соглашения. Прекратилась война, перестали гибнуть люди. Все это позитивно оценивали", - сказал белорусский лидер. По его словам, все не так просто, как сейчас звучит в аналогичных заявлениях Ангелы Меркель и экс-президента Украины Петра Порошенко: "Если бы это было так, это слишком просто. Вот обманули, подготовились к войне и воюют сейчас. Ну, если этот так (это не так), чего тогда выть и стенать, что идет война? Вы к ней готовились". Президент Беларуси уверен, что в случае реализации Минских соглашений на Украине никакой бы войны не было. Александр Лукашенко подчеркнул: "Меркель не хочет, чтобы ее сегодня на фоне событий в Украине обвиняли: "Ну, ты там, ты же ездила с Олландом, представляла Европу, и ты толкала Украину не туда, куда надо!" Она начинает оправдываться. Еще раз подчеркиваю: мерзко и недостойно… Этим самым она перечеркнула все то, что она делала и для Германии, и для Европейского союза. А мы к ней относились серьезно. И Россия к ней относилась серьезно. Но, как видите, ошиблись. Она оказалась такой же мелкой, как сегодняшние все лидеры Европы".

Российский лидер Владимир Путин отметил, что специальная военная операция России в Украине могла начаться раньше, но Москва рассчитывала договориться в рамках Минских соглашений. Он отметил, что надеялся на искренность украинского руководства и других участников встречи. Путин подчеркнул, сегодня стоит вопрос доверия, которое "и так почти на нуле". "После заявлений подобного рода возникает вопрос, как договариваться, о чем, можно ли с кем-то договариваться, где гарантии", - сказал глава РФ. Однако Путин обратил внимание, что в итоге договариваться все же придется. Бывший вице-канцлер Австрии Хайнц-Кристиан Штрахе также говорит об утерянном доверии. По его словам, информация экс-канцлера Германии относительно истинных целей Минских соглашений является пугающей и уничтожает доверие к европейским политикам. "Это пугает, с какой откровенностью фрау Меркель говорит об этом", - подчеркнул он.

Китайское издание Global Times отмечает: "От Минских соглашений до разжигания нынешнего конфликта между Москвой и Киевом - Запад открыто или тайно пытается истощить и сдержать страну, которую он считает соперником". Минские соглашения были направлены на то, чтобы урегулировать украинский кризис. А заявление Меркель говорит о том, что западные страны никогда не прилагали реальных усилий для разрешения разногласий с Россией по поводу украинского кризиса. Слова бывшего канцлера также срывают маски "дружбы". Очевидно, что в глазах некоторых западных стран Россия с дипломатической и политической точки зрения является чужаком. Более того, под влиянием Вашингтона некоторые рассматривают Москву как так называемую угрозу из-за ее военной мощи и несоответствия "западному стандарту". Поэтому с момента распада Советского Союза Запад не оставлял попыток подавлять Россию. "Доверие России к Западу упало до нового минимума. А лицемерие Запада истощило волю Москвы к эффективному диалогу с ним… Признание Меркель по поводу Минских соглашений также показало, что некоторые западные страны, в частности США, вообще не выполняют договорные обязательства. Они так легко могут отказаться от своих слов", - продолжает Global Times. В целом США рассматривают те или иные соглашения как полезные, когда они продвигают американские интересы. США и ряд других западных стран стали "уклонистами" в международном сообществе. Они смело нарушают свои обещания, потому что их защищает гегемония Запада, ядром которой являются США. Тем самым Вашингтон создает и поддерживает искаженный международный порядок. Пока существует такое господство, мир по-прежнему будет жертвой силовой политики, а не местом, где существует справедливость и честность, заключает Global Times.

Руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН Николай Межевич отметил, что в изменившейся ситуации Меркель готова опровергнуть сама себя. "То есть она отрекается от своей политики баланса интересов, а ведь такая политика все-таки была. Так что это действительно выглядит мерзко. Это все ляжет тяжелым грузом на Германию в целом", - сказал он. Член Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей РБ Сергей Дик указал, что роль Минских соглашений колоссальна. "Славянской цивилизации свойственно остановить кровопролитие, договориться, чтобы не гибли безвинные жертвы. Достигнутые соглашения - большая переговорная работа. 16 часов каждый пункт обсуждался. Все это как раз и способствовало, что кровопролитие было остановлено", - отметил депутат. Он также сказал, что европейские политики несамостоятельны в своих высказываниях и находятся под давлением США.

Спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин написал в своем Telegram-канале: "Признание Меркель возлагает моральную и материальную ответственность за события на Украине на Германию и Францию. Они должны будут выплатить компенсацию жителям Донбасса за восемь лет геноцида и нанесенного ущерба". Он также отметил, что жителям Европы необходимо знать, кому они обязаны возникшими проблемами в виде отсутствия тепла, электричества, огромной инфляции и закрывающихся предприятий. Сама Меркель после этого скандального интервью пока никак не реагирует на оценку ее слов в мировом сообществе. А было бы интересно послушать. Между тем, обозреватель американского портала Responsible Statecraft Тед Снайдер обращает внимание, что Владимир Зеленский одержал победу на президентских выборах в Украине благодаря программе, направленной на достижение мира с РФ. Таким образом, Зеленский смог заручиться поддержкой русскоязычного населения Украины, проживающего в южных и восточных регионах страны. Но, став президентом, он отказался выполнять Минские соглашения. В то время Зеленский находился под давлением, и, чтобы реализовать мирные инициативы, ему необходима была поддержка США. Такой поддержки он не получил. Снайдер указывает, что во время видеовыступления на ноябрьском саммите G20 Зеленский сказал, что не станет заключать соглашения "Минск-3", аналогичные тем, что были подписаны в 2015 году. Журналист также приводит мнение экс-посла США в РФ Джека Мэтлока, согласно которому конфликт в Украине можно было предотвратить, если бы украинские власти "были готовы соблюдать Минские соглашения, признали автономию Донбасса в составе Украины, избегали военных советников НАТО и обещали не вступать в НАТО". Договорятся ли в ЕС о потолке цен на газ Поле того как с большим трудом был согласован потолок цен на российскую нефть, настала очередь дебатов в ЕС по газу. Но тут все оказалось еще сложнее, ведь Европа уже довольно болезненно ощутила на себе последствия сокращения трубопроводных поставок российского газа и замены его на дорогой американский СПГ. Потолок цен на газ планировали согласовать на совете министров энергетики стран ЕС, который состоялся 13 декабря в Брюсселе. Принять приемлемое для всех решение так и не удалось. Разногласия возникли в том, нужен ли подобный регулирующий механизм, а также на каком уровне установить предельную цену на газ. В чем заключаются газовые ограничения. Еврокомиссия 22 ноября для борьбы с энергетическим кризисом предложила создать в ЕС временный механизм корректировки рынка газа, который призван защитить жителей и бизнес ЕС от резких скачков цен на это топливо. Изначальное предложение Еврокомиссии предполагало потолок цен на уровне 275 евро за мегаватт/час (чуть более $2,8 тыс. за тысячу кубометров газа при паритете доллара и евро). Планировалось, что он будет применяться после двух недель сохранения более высоких, чем потолок, цен на газ на рынке. Вторым условием было то, что разрыв между ценой на мировых рынках и внутреннем рынке ЕС должен превышать 58 евро. Однако такой потолок не устроил большинство стран. Чехия, председательствующая на данный момент в ЕС, предложила снизить потолок до 220 евро, а разрыв между рынками - до 35 евро. Затем коалиция из 12 стран, в том числе Бельгия, Италия, Греция, Польша, и его сочла слишком высоким.

Какой потолок цен может всех устроить и когда он будет установлен. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий посетовал, что несколько стран Северной Европы "не видят возможности определения потолка цены даже на уровне 180-190 евро за мегаватт/час (1861-1976 евро за тысячу кубометров)". Моравецкий также заявил, что длительное обсуждение потолка цен на газ связано с тем, что Евросоюзу нужно откуда-то найти деньги, которые должны будут смягчить высокие цены на голубое топливо. Премьер-министр Польши со своей стороны предложил конфисковать средства на снижение цены газа у российского бизнеса.

Итальянское агентство ANSA со ссылкой на дипломатические источники отмечает, что некоторые страны ЕС, включая Италию, намерены добиться установления потолка цен на газ на уровне ниже 200 евро за мегаватт/час. Reuters сообщает, что лидеры ЕС на саммите 15 декабря приблизились к согласованию вопроса и поручили своим министрам энергетики завершить работу по ограничению цен на газ в понедельник, 19 декабря. Euronews цитирует премьер-министра Люксембурга Ксавье Беттеля: "Мы потратили пять часов (во время саммита 15 декабря) на обсуждение этой темы и пришли к выводу, что министрам энергетики придется заняться ею в следующие три дня. Мы уже обсуждали проблему газа в течение шести месяцев. Я хочу услышать, сколько энергии Еврокомиссия смогла бы купить от имени всей Европы. У нас все еще есть российский газ в наших резервуарах, и в ближайшие месяцы мы должны их заполнить. Поэтому важно знать, каким будет будущее". В чем опасения. Агентство Reuters сообщает, что в вопросе ценового потолка на газ Греция, Бельгия, Италия и Польша заявляют, что для защиты их экономики от высоких цен на энергоносители необходим ценовой лимит. Австрия, Германия и Нидерланды напротив переживают, что это может привести к перенаправлению столь необходимых газовых грузов из Европы. Мнение Франции могло бы стать решающим: первоначально страна поддерживала ценовой потолок, но на прошлой неделе выразила обеспокоенность по поводу его возможного влияния на финансовые рынки.

Ассоциация европейских энергетических бирж Europex отмечала, что если реальная цена газа превысит искусственно ограниченную цену, то участники рынка немедленно переведут торговлю в двустороннее внебиржевое пространство. Такой шаг не только приведет к значительному снижению прозрачности сделок, но и создаст серьезные риски для финансовой стабильности. Bloomberg тем временем пишет, что Россия в будущем может вернуть себе позиции основного поставщика голубого топлива в страны европейского континента. "До начала конфликта в Украине Россия поставляла странам Европы примерно 40% потребляемого ими газа. "Энергетический мост, который существовал десятилетиями, выдержал самые тяжелые периоды холодной войны, распад Советского Союза и либерализацию европейских энергетических рынков", - отмечает Bloomberg. Однако все изменилось в феврале нынешнего года. Европа по-прежнему покупает большие объемы российского сжиженного природного газа (СПГ), сократив лишь транзит по трубопроводам. Ожидается, что доля российского газа в европейском балансе снизится в 2023 году до 10%. Однако рыночные реалии и географический фактор могут изменить позиции даже самых решительных политиков Запада, ведь на карту поставлены миллиарды долларов. Немецкий политик, премьер-министр Саксонии Михаэль Кречмер заявил, что постоянный отказ от российского газа был бы "исторически невежественным и геополитически неверным". Для Германии важны цены. В настоящее время Берлин импортирует газ по цене 140 евро за мегаватт/час, что примерно в семь раз больше, чем средняя цена в период с 2010 по 2020 год. Чтобы защитить своих потребителей и компании, Германия тратит миллиарды долларов на субсидии. Поэтому, если Европа хочет сохранить конкурентоспособность своей химической, пищевой и тяжелой промышленности, ей понадобится дешевый газ. Для Европы нет газа дешевле российского, заключает Bloomberg. Тут можно снова вспомнить Ангелу Меркель, которая с 2005 по 2021 год была канцлером Германии. Похоже, она прекрасно сознавала выгодность экономического сотрудничества с РФ.

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен на совместной пресс-конференции с главой Международного энергетического агентства (МЭА) Фатихом Биролом заявила, что в 2023 году Европейский союз рискует столкнуться с недостатком до 30 млрд куб.м газа. По ее словам, сейчас страны ЕС должны готовиться к следующей зиме, которая в энергетическом плане может быть намного сложнее нынешней. Глава МЭА в свою очередь уточнил, что ЕС нужно будет дополнительно потратить 100 млрд евро в 2023 году для обеспечения энергобезопасности европейских стран без газа из России. Уходящий с поста гендиректора австрийского энергетического концерна Energie AG Вернер Штайнекер и вовсе заявил, что высокие цены на газ в ЕС сохранятся на протяжении 20 лет. ЕС закупает у США сжиженный газ по принципу "бери или плати". Долгосрочные контракты заключены на 20 лет, таким образом, странам Европы придется платить любую цену. Соединенные Штаты в то же время заинтересованы держать высокую стоимость. По словам Штайнекера, именно поэтому они поддерживают боевые действия и препятствуют сближению России и Европы. Кроме того, он отметил, что газ из РФ по-прежнему идет в Европу, но обходными путями, поэтому его перестали называть российским.

А пока на фоне снижения трубопроводных поставок российского газа в Европу растут объемы продаж голубого топлива в Китай. 14 декабря в "Газпроме" сообщили, что компания обновила исторический рекорд суточных поставок российского газа в Китай по газопроводу "Сила Сибири". Подчеркивается, что поставки превысили объем по контрактным обязательствам на 16,5%. "Газпром" ранее решил пойти навстречу китайской стороне, увеличив суточный экспорт голубого топлива. Газета The Wall Street Journal пишет, что китайский лидер Си Цзиньпин дал поручение правительству укрепить связи Китая и России в экономической сфере. Китай намерен нарастить закупки природного газа, нефти, а также продовольствия из России. Кроме того, Китай готов вкладывать деньги в морские порты и железные дороги в РФ. The Wall Street Journal также отмечает, что Пекин и Москва все чаще используют свои национальные валюты во взаиморасчетах, отказываясь от евро и американского доллара. Такая политика способствует защите России и Китая от санкционной политики Запада. Какие решения приняты на последнем саммите лидеров ЕС в 2022 году Лидеры Европейского союза 15 декабря завершили свой последний брюссельский саммит в 2022 году. Принято решение о выделении Украине $18 млрд в качестве финансирования в следующем году, а также об установлении минимального корпоративного налога в сообществе. Странам удалось договориться, так как Польша в последний момент отозвала свои возражения. Одновременно с этим руководители стран ЕС по итогам саммита рекомендовали Еврокомиссии оценить потребность в вооружениях, чтобы пополнить их запасы совместными закупками, особенно на фоне оказания поддержки Украине. Еще одним итогом саммита стало предоставление Боснии и Герцеговине статуса кандидата в члены Евросоюза. Следующий саммит было решено провести в феврале и посвятить его вопросу миграции. Кроме того, странам ЕС с очередной попытки все-таки удалось согласовать 9-й пакет санкций против России. Согласно предложениям Еврокомиссии, в черный список в рамках 9-го пакета санкций должны быть включены до 200 физлиц, компаний и организаций, включая три банка, предприятия военно-промышленного комплекса, энергетического комплекса и горнодобывающей промышленности РФ. ЕС также планировал запретить вещание на своей территории четырех российских телеканалов.

Основным пунктом, из-за которого тормозилось принятие членами Евросоюза очередного санкционного пакета против России, был вопрос: должен ли ЕС облегчить прохождение российских удобрений через европейские порты даже в том случае, если компании по производству удобрений принадлежат лицам, внесенным в санкционные списки. Польша и Литва указывали, что широкое толкование некоторых мер даст РФ возможность обходить ограничения. А некоторые страны ЕС напротив высказывали опасения, что новые санкции поставят под угрозу продовольственную безопасность развивающихся стран на фоне глобального дефицита продовольствия. Как указывает Bloomberg, в итоге страны ЕС предложили механизм, который предоставляет исключения из режима санкций для группы физлиц и организаций, связанных со сферой продовольствия. Каждый случай будет рассматриваться индивидуально. Будут разработаны принципы, определяющие, кто может претендовать на исключение из ограничений. Глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель отмечал, что европейские банки "перегибают палку" в исполнении санкций, отказываясь участвовать в торговле удобрениями из России. Он обещал направить необходимую информацию в банки, страховые и транспортные компании, с напоминанием, что санкции ЕС не запрещают им вести с Россией торговлю продовольствием и удобрениями. О том, что западные санкции не запрещают поставки российских удобрений, говорил и президент США Джо Байден. Российский лидер Владимир Путин ранее заявлял, что РФ готова бесплатно передать развивающимся странам около 300 тыс. т удобрений, заблокированных в портах Евросоюза. Поступят ли американские ЗРК Patriot в Украину Американский телеканал CNN со ссылкой на источники сообщил, что Белый дом до конца этой недели может выступить с заявлением, объявив о поставках украинской армии американских зенитно-ракетных комплексов Patriot. Отмечается, что планы по поставкам должен согласовать глава оборонного ведомства США Ллойд Остин. Затем документ будет завизирован американским президентом. CNN также сообщил, что украинским военным нужно еще обучиться работе с Patriot. Для этого будет организована подготовка бойцов ВСУ на специальной базе армии США, расположенной на территории Германии в городе Графенвёр. Как отмечает BBC, Patriot - это одна из самых передовых систем ПВО Соединенных Штатов. Система дефицитная, она пользуется большим спросом во всем мире, при этом дорого стоит и требует серьезного обучения для работы. В последние месяцы Украина уже получила с Запада передовые средства противовоздушной обороны, включая NASAM и Iris-T. Однако этого Киеву недостаточно.

На сообщение CNN отреагировала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Возможные поставки Вашингтоном комплексов Patriot Киеву повысят риск прямого вовлечения армии США в украинский конфликт, заявила она. "Ранее многие эксперты, в том числе и за океаном, сомневались в разумности такого шага, который ведет к эскалации конфликта", - указала дипломат. По ее словам, Вашингтон продолжает выкручивать руки другим странам НАТО, требуя от них более существенного вклада в милитаризацию Украины. Она также обратила внимание на информацию, которую озвучил госсекретарь США Энтони Блинкен в Бухаресте на встрече министров иностранных дел стран альянса: объем военной помощи Киеву со стороны союзников и партнеров по НАТО за 10 месяцев превысил $40 млрд.
Российское посольство в Вашингтоне опубликовало в Telegram-канале заявление, в котором говорится: "В США развернута информационная кампания о якобы готовящейся отправке Киеву высокотехнологичных комплексов противовоздушной обороны. Если эти сведения подтвердятся, то мы станем свидетелями очередного провокационного шага администрации, который может привести к непредсказуемым последствиям". В посольстве отметили, что США и без поставок Patriot "все глубже втягиваются в конфликт в постсоветской республике", увеличивая поток поставок оружия, расширяя подготовку украинских военных и снабжая их разведданными. "Подобная линия Вашингтона наносит колоссальный урон не только российско-американским отношениям, но и создает дополнительные риски для глобальной безопасности", - подчеркнули в диппредставительстве. Между тем представитель американского Совета нацбезопасности Джон Кирби 14 декабря заявил, что Белый дом не может подтвердить информацию о готовности Вашингтона передать на вооружение украинской армии ЗРК Patriot. 15 декабря американские военные объявили, что расширят подготовку украинских военнослужащих в Германии с упором на совместные маневры и общевойсковые операции. Представитель Пентагона Патрик Райдер уточнил, что в январе начнется обучение около 500 украинцев в месяц. Также он сказал, что обучение будет сосредоточено на использовании систем, уже находящихся в полевых условиях, а не на оружии, которое может быть доставлено в будущем. Какое заявление сделал генсек ООН Закончим обзор на оптимистичной ноте. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш сообщил, что в 2023 году представит "Новую повестку за мир". Генсек отметил: "Даже в темные времена холодной войны коллективное принятие решений и диалог в Совете Безопасности ООН поддерживали функционирование (хоть и несовершенно) системы коллективной безопасности".

По его словам, новая повестка будет обращена ко всем странам и направлена на решение новых и старых вызовов безопасности, с которыми сталкивается мир: местными, национальными, региональными и международными. Будут рассматриваться пути реформирования действующих инструментов посредничества, миротворчества и борьбы с терроризмом, а также - вопросы киберпространства и космоса. Предстоит исследовать, как инструменты ООН в области мира и безопасности адаптируются к эре киберугроз, противостояния в сфере информации и других форм конфликтов. От стран, как указал Гутерриш, потребуется выработать рамки для укрепления системы многосторонних решений и урегулирования активной геополитической конкуренции.-0-