Украинская продукция выдавливается со всех рынков. Как забастовка польских перевозчиков бьет по Украине

2023-11-13 10:23
13 ноября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Украинско-польская граница остается заблокированной. Польские перевозчики продолжают протестовать, а в Украине теряют контракты и готовятся к росту цен. В Ассоциации международных перевозчиков Украины заявили, что ситуация катастрофическая. О том, как забастовка на границе меняет ситуацию в украинской экономике, пишет украинское издание "Страна". Три часа переговоров, результат нулевой
Очереди растут, у водителей заканчиваются еда и топливо Граница может стать непроездной, причем везде Украинская продукция выдавливается со всех рынков Три часа переговоров, результат нулевой
В Польше переговоры протестующих перевозчиков с властями провалились. Они шли три часа, но по итогу - нулевой результат.

"Накануне начались переговоры активистов с представителями Мининфраструктуры Польши и Люблинского воеводства. Но в итоге границу так и не разблокировали, переговоры сорвались", - рассказал вице-президент Ассоциации международных перевозчиков Украины Владимир Балин. Основное требование перевозчиков - возврат разрешительной системы для украинских транспортников - польские власти выполнить не могут, так как эту систему отменили власти Евросоюза. Госсекретарь Польши Рафал Вебер пояснил, что восстановление разрешений для украинских перевозчиков находится вне досягаемости польского правительства - этого нужно добиваться в Брюсселе. Чтобы запустить пересмотр "безвиза" для украинских грузов, польская сторона пытается заручиться поддержкой других стран, в частности Словакии, Венгрии, Румынии и государств Балтии, чтобы было "как с зерном". То есть поляки собирают пул лоббистов, рассчитывая, что таким образом Еврокомиссия разрешит им устанавливать свои правила для украинских перевозчиков, что сработало в ситуации с ограничениями для экспорта украинской агропродукции в несколько восточноевропейских стран. Как отмечает издание RMF 24, ожидать, что польские перевозчики закончат акцию, пока не приходится. Ситуация на границе тем временем ухудшается.

Что касается Украины, то, как сообщил "Стране" источник в правительстве, Минвосстановления попросило польских коллег официально изложить требования, и те "пообещали прислать письмо". По словам главы ассоциации международных экспедиторов и владельца транспортной компании Виктора Берестенко, в целом ситуация "очень некрасивая". "Собралась группа польских перевозчиков, среди которых, кстати, есть и украинцы, которые выехали в соседнюю страну и открыли там бизнес. Теперь они хотят, чтобы наши транспортники не сбивали им цены, а Украина открыла доступ к системе "Шлях", чтобы они еще и наших водителей могли нанимать. Это как если бы таксисты перекрыли центральный ж/д вокзал, требуя выгнать "чужаков" и возить пассажиров по тысяче гривен вместо 200-300", - возмущается Виктор Берестенко. Очереди растут, у водителей заканчиваются еда и топливо Как пишет RMF 24, очередь на выезд из Польши в Дорогуске увеличилась с 39 до 50 часов, и в ней скопилось около 900 грузовиков. В Хребенном время ожидания составляет 130 часов, в очереди около 1300 машин. Забастовщики пропускают не больше одной машины в час. С украинской стороны очереди еще больше. По данным "Укртрансбезопасности", в е-очереди на пропускном пункте "Ягодин - Дорогуск" на 10 ноября было 4836 машин, а за сутки проехало всего 29 фур. На пункте "Рава-Русская - Хребенное" очередь из 1370 машин, за сутки проехало всего 20 фур. То есть эти пропускные пункты фактически заблокированы.

Лучше всего обстоят дела на пункте "Краковец - Корчова", который за сутки прошло 256 машин при общей очереди около 2,2 тыс. фур. Но пропускают в основном гуманитарку, топливо и скоропортящиеся товары. Грузовики с другой продукцией просто стоят. "У водителей уже проблемы с водой и едой, мы сегодня этот вопрос решили. Плюс заканчивается топливо, собираем заявки, кому сколько нужно. Уже нужно думать о вывозе водителей, они же не могут жить в фурах неделями, есть, в конце концов, бытовые и гигиенические потребности, обеспечить которые в очередях просто нереально. Но если начнем вывозить водителей, возникает вопрос парковки множества машин. То есть ситуация крайне сложная", - рассказал Балин.

Граница может стать непроездной, причем везде Многие перевозчики, особенно те, кто сейчас едет из Европы в Украину, уже начали пускать фуры в объезд, через другие пропускные пункты, не охваченные забастовками, - на границе как с Польшей, так и с другими европейскими странами. И это уже привело к увеличению там очередей. По данным RMF 24, выросла очередь на "Медике" (пропускной пункт "Шегини - Медика", который официально забастовками не охвачен), время простоя в очередях увеличилось за сутки с 65 до 109 часов. Очередь растянулась на 50 км. Берестенко рассказывает, что пустил несколько десятков фур своей компании через Румынию и Венгрию. "Это большой крюк, но все равно выгоднее, чем стоять в очереди и ждать с моря погоды", - рассказал Берестенко. По информации Балина, через Румынию и Венгрию массово поехали фуры со скоропортящейся продукцией. Стоять в очередях на польской границе они не могут - товар попросту испортится и его можно будет выбросить. Поэтому готовы объезжать, хотя нередко это двойной километраж, пояснил Балин. Из-за объездов, по его словам, начали расти очереди на других участках границы, где никаких забастовок нет. В частности, увеличиваются очереди на румынском "Сирете" на въезд в Украину.

"На "Сирете" растет очередь на въезд в Украину. Там идет реконструкция, пропускная способность снижена с 300 до 220 машин в сутки, так что постепенно увеличивается время ожидания в очередях. Это катастрофа. Если забастовка продлится еще несколько недель, финансовый год для нас уже можно считать закрытым, так как с середины декабря начнется традиционное рождественское затишье в Европе", - рассказал Балин. Он прогнозирует проблемы и для импорта, и для экспорта, что чревато перебоями в поставках товаров, их подорожанием и огромными убытками как для перевозчиков и их заказчиков, так и для украинской экономики в целом. На пропускном пункте "Ужгород - Више Немецьке" (граница со Словакией) 6 ноября была очередь из 1489 авто, за сутки проехало 128. 10 ноября очередь увеличилась, но не критично - до 1668 машин, а проехало границу меньше фур - 112. То есть время ожидания в очередях растет. Похожая ситуация на пункте "Чоп - Захонь" (граница с Венгрией). 6 ноября в очереди было 2585 машин, за сутки проехало 242 фуры. 10 ноября в очереди уже почти 2700 фур, а за сутки прошло границу 219 машин. Но в любом случае, чем больше перевозчиков станут выбирать объездные маршруты (а если забастовки польских перевозчиков не закончатся в ближайшие дни, то, скорее всего, так оно и будет), тем длиннее станут очереди на других участках границы. "Граница может стать фактически непроездной, причем везде. Единственный выход - восстанавливать контейнерные перевозки по морю, на которые можно перебросить грузы из Турции и Болгарии, а также других стран. Это позволило бы уменьшить нагрузку на сухопутную границу на 50 тыс. фур в год. Но нужно содействие властей", - говорит Берестенко.

Украинская продукция выдавливается со всех рынков Ситуацию на границе эксперты называют "угрожающей". "Через польскую границу идет до 50% всего украинского импорта и экспорта, поэтому будут серьезные последствия", - говорит Берестенко. По его словам, начинает еще больше дорожать логистика. "Каждые сутки простоя - это плюс 150 евро на фуре к ценнику. Понятно, что часть расходов перевозчики попытаются покрыть за свой счет, но среднестатистический рейс подорожает на 300-500 евро с фуры", - рассказал Берестенко. И это при том, что цены на перевозки уже и так бьют рекорды. Скажем, доставка из Литвы в Украину за последние несколько месяцев подорожала с 1300 до 3000 евро за фуру, а с учетом польских забастовок будет стоить до 3,5 тыс евро. Доставка из Бельгии вместо 2,5 тыс. евро уже стоит 4 тыс. евро, а будет 4,5 тыс. евро. Понятно, что эти затраты напрямую лягут в стоимость товара. Львовские оптовики, торгующие продуктами питания и напитками из Италии и Польши, уже предупреждают, что все новые поставки подорожают в среднем до 10%. Поэтому предлагают клиентам покупать товары со складов в Украине прямо сейчас, "пока есть по старым ценам".

Руководитель агентства "А-95" Сергей Куюн говорит, что в октябре через польскую границу в Украину заехало 36% от общего импорта пропан-бутана, 18% бензина и 16% дизеля. И если по бензину из-за блокировки границы проблем не будет, по дизелю "приятного мало, но прорвемся", то по сжиженному газу может быть "грустно". Автогаз и так подорожал за последний месяц на 20% - до 31,5 гривны, и очереди на границах (еще до забастовок, из-за увеличения агроэкспорта) сыграли тут не последнюю роль. Чтобы привезти прежние объемы, нужно больше машин, а "лишнего" транспорта просто нет. Поэтому замедляется логистика и возможны перебои с поставками и дальнейший рост цен. Глава Федерации работодателей Украины и совладелец Костопольского завода стеклоизделий Дмитрий Олейник отмечает, что логистика дорожает в 2,5 раза, а это плюс 7-8% к себестоимости продукции. Кроме того, ноябрь-декабрь - это время заключения договоров на следующий год. И уже сегодня европейские компании задаются вопросом, стоит ли продлевать контракт, если к уже существующим рискам военного времени в Украине добавляется еще и логистический. Как отметил Олейник, некоторые контрагенты уже сокращают объемы заказов и пытаются заместить украинскую продукцию, например, польской. В компании Modern-Expo, которая занимается производством и экспортом торгового оборудования, отметили, что в очередях сейчас стоит 53 их фуры, и они уже неделю не могут поставить 16 контейнеров клиентам на Ближний Восток. "Мы уже получаем жалобы от наших дилеров и клиентов. Пришли гневные письма из Великобритании и Арабских Эмиратов", - говорит руководитель отдела логистики Василий Маркевич. В Федерации работодателей Украины отметили, что многие украинские компании рискуют потерять часть контрактов, что вынудит их сокращать производство. "Каждый день блокировки ключевых пунктов пропуска на украинско-польской границе - это существенное повышение стоимости логистики для наших импортеров и экспортеров, что приведет к повышению цен на товары на 7-10%. Но дело не только в ценниках. Есть риски срыва многих контрактов, украинская продукция таким образом выдавливается не только с европейского, но и с мировых рынков", - говорит глава секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.-0-