Десятый пакет санкций против России: угроза или глупость ЕС

2023-01-24 12:53
24 января, Минск /Корр. БЕЛТА/. Евросоюз продолжает генерировать все новые рестрикции. Глава Еврокомиссии (ЕК) Урсула фон дер Ляйен анонсировала, что готовится десятый пакет антироссийских санкций, который поможет закрыть лазейки в уже принятых ранее ограничительных мерах, пишет Baltnews. Надо признать, таковых сейчас действительно очень много. Начать хотя бы с того, что Европа по итогам 2022 года, даже после того, как в декабре ввели эмбарго, увеличила закупки топлива из стран третьего мира. Это бензин, дизель, мазут и другие нефтепродукты, которые производятся из российской нефти. Есть и увеличение поставок российского СПГ - за девять месяцев 2022 года ЕС нарастил импорт этого типа энергоносителя на 50% до 15 млрд куб.м.
Что касается сжиженного газа, то на данный момент против его закупок пока что санкций нет, но ведь в плане RePowerEU, который Еврокомиссия приняла в этом году, четко сказано, что надо отказываться именно от российского газа - неважно, в сжиженном он состоянии или нет. Есть и множество других факторов, которые никак не вяжутся с логикой Брюсселя, суть которой лишить российскую экономику доходов.

В Reuters еще на прошлой неделе сообщали, что десятый пакет санкций против РФ должен быть одобрен к концу февраля. В агентстве даже уточнили, ссылаясь на свои источники, что Польша и Литва настаивают на внесении в новый список: ограничение против атомного сектора России, запрет работы некоторых СМИ, отключение большего количества российских банков от SWIFT и прекращение торговли алмазами. Очень показателен пример Великобритании, которая, хотя уже и не часть ЕС, но активнее всех вводила санкции против российского нефтегазового сектора. По данным аналитической компании Kpler, нефтеперерабатывающий завод в Джамнагаре что на западном побережье Индии, импортировал 215 партий сырой нефти и мазута из России в 2022 году, это в четыре раза больше, чем было закуплено в предыдущем году. И вот же совпадение! Великобритания импортировала 10 млн баррелей дизтоплива и других продуктов нефтепереработки из Джамнагара с февраля 2022 года. Это в 2,5 раза больше, чем она закупила в течение 2021 года у трейдера Trafigura, компаний Shell, BP, PetroChina Co и индийской Essar Group вместе взятых. Выходит, что от российской нефти Лондон отказался на словах, а на деле Великобритания продолжила покупать российскую нефть, но только через посредника - индийский НПЗ.
Это не считая отдельных закупок черного золота из РФ со стороны британской Shell, в ходе которых нефть перегружалась в море с одного танкера на другой (смешивая разные сорта), из-за чего компании даже приходилось публично извиняться. Проблема для ЕС сегодня состоит не только в том, что есть много лазеек, которые позволяют либо обходить рестрикции (например, появление новой нефти под названием "латвийская смесь"), либо вообще их игнорировать, не боясь понести наказание. Есть еще и большие вопросы: получится ли вообще принять десятый пакет санкций в том виде, в котором хочет Еврокомиссия. Каждый новый пакет тяжелее предыдущего в том плане, что не все в ЕС готовы идти на такие меры. В эмбарго на нефть из России ведь пришлось сделать исключение для ряда восточноевропейских стран не потому, что их политический вес больше, чем у Германии или Франции. Просто Венгрия, Словакия и Чехия никаким другим путем импортировать у других источников, кроме как из РФ по трубопроводу "Дружба", физически не могут. А поскольку Брюссель никакой рабочей альтернативы этим поставкам предложить не смог, пришлось пойти на уступки восточноевропейским странам. В десятом пакете, если верить заявлениям главы ЕК, могут быть рестрикции против "Росатома". Но как к этому отнесется та же Венгрия? У нее давние партнерские отношения с Россией в атомной отрасли, поэтому она может заблокировать санкции в этой области. По сути, санкции против "Росатома" (у которого самый большой в мире портфель заказов на новые проекты АЭС) ударят по новым проектам, включая создание АЭС "Пакш-2" в Венгрии. Исключение еще большего числа российских банков из глобальной системы SWIFT, которого требует Польша, - это тоже сомнительная инициатива. По данным Eurostat, за девять месяцев 2022 года товарооборот между странами ЕС и России - 210 млрд евро (на 19,9% больше показателя 2021 года). Если взять и просто отключить финансовые организации РФ от системы SWIFT, как это переживут экономики стран Евросоюза, которые торгуют с Москвой? Кто компенсирует убытки, найдет новых поставщиков оборудования, сырья? Кто предоставит европейским производителям новые рынки сбыта, причем чтобы доход от торговли оставался тем же? А ведь у западных компаний есть активы на территории РФ. Много. В той же нефтегазовой отрасли целый ряд компаний, включая Shell, BP и ряд немецких корпораций, хотя и не спешат заключать с российскими компаниями новые контракты, но от своих активов в РФ полностью не избавились. -0-