Жодино и Шклов первыми в стране перейдут на электробусы. Узнали все об этом прорывном проекте

2023-07-28 16:23
Жодино и Шклов первыми в стране перейдут на электробусы к 2025 году. Что придется изменить в городах, чтобы воплотить в жизнь этот прорывной проект, узнал наш корреспондент. Жодино: шаг к "умным остановкам"
Сейчас в Жодино с десяток маршрутов автобусов, по которым курсирует около 20 единиц подвижного состава. Председатель Жодинского городского исполнительного комитета Дмитрий Заблоцкий отмечает: - Переход на электротранспорт - одна из частей реализации концепции "умного города". Она подразумевает, например, и появление "умных" автобусных остановок, где при необходимости будет Wi-Fi, USB-разъемы и другие современные решения. Впереди немало работ по улучшению инфраструктуры. Особенно придется потрудиться энергетикам, ведь на них ляжет дополнительная нагрузка. - Необходима реконструкция сетей, модернизация подстанций и трансформаторов. В целом для города это очень важный проект со многих точек зрения, включая экологию и освоение новых технологий, - резюмировал Дмитрий Заблоцкий.
К слову, электротранспорт в Жодино уже есть: собственный электробус имеется у Белорусского автомобильного завода, правда, он используется исключительно для перевозки персонала предприятия. В управлении стратегического развития ГПО "Белэнерго" отметили, что сейчас основная задача энергетиков - выполнить работы по реконструкции электросетей, чтобы обеспечить необходимые мощности для зарядных станций для электротранспорта. К примеру, в Жодино - на территориях филиала "Автомобильный парк № 18" по улице Труда, 3 и автостанции на пересечении ул. 40 лет Октября и пр. Ленина запланирована установка зарядных станций мощностью до 2 тыс. кВт на каждой площадке. По предварительной оценке, для организации их электроснабжения потребуется реконструкция подстанции 35 кВ, строительство двух трансформаторных подстанций и прокладка порядка 3,4 километра кабельных линий напряжением 10 кВ.

Шклов: в городе и пригороде Большая подготовительная работа до перехода на электробусы предстоит и Шклову. Он хоть и заметно уступает по количеству населения Жодино, но имеет довольно развитую систему общественного транспорта. Генеральный директор ОАО "Могилевоблавтотранс" Дмитрий Зубринович уточняет: в самом городе три маршрута и еще более полутора десятков - пригородных. И все они перейдут на электробусы. - Проходить переподготовку водителям общественного транспорта не придется. Ведь электробус с точки зрения единицы транспорта относится к автобусу. Но, безусловно, нюансы обслуживания придется изучить, - отмечает руководитель предприятия. Дмитрий Зубринович уверен: пилотный проект по переходу на электротранспорт пусть пока только двух городов - важное событие для всей Беларуси. - Это показывает уровень развития страны. Уверен, что за электротранспортом будущее и наш опыт может стать определяющим для транспортной сети Беларуси в целом, - подытожил руководитель предприятия. Выгода очевидная Заместитель коммерческого директора по реализации пассажирской техники МАЗ Владимир Дормаш также видит электробусы очень перспективным направлением:

- В нашей стране хорошие предпосылки для его развития, в частности, Белорусская АЭС. Внедрять электротранспорт комплексно, думаю, более эффективно. Если такой проект хорошо покажет себя в Жодино, его можно будет применять и в Минске. И даже рассматривать вариант полного перевода столицы на электротранспорт. На сегодня в белорусских областных центрах есть минимум по одному электробусу МАЗ, но полную экономию энергии невозможно определить, потому что электробусы интегрированы либо в автобусную сеть, либо в троллейбусную. Когда будет работать отдельный маршрут, станет ясно, сколько электробусы потребляют энергии, какие расходы необходимы для их эксплуатации. Уже видим, что это выгоднее, чем троллейбус с автономным ходом и тем более автобус на дизельном топливе. Но проект позволит подтвердить это конкретными цифрами. По словам Владимира Дормаша, проектом предусмотрена единовременная поставка всей партии электробусов для того, чтобы сразу вывести их на маршрут. - В течение года, посмотрев летний и зимний режимы работы, получится сделать выводы и смоделировать, как электротранспорт будет работать в более крупных городах, - заключил он. Премьер-министр Роман Головченко: "Вопрос перевода городского общественного транспорта на электрический - достаточно новый для нашей страны. Это значимая задача не только для экономики страны, она имеет много измерений, в том числе экологическое и социальное. У нас есть все необходимые компетенции для этого, налажено производство собственного электротранспорта, причем есть несколько производителей, налажена кооперация. Создается и развивается электрозарядная инфраструктура. Грех этим не воспользоваться, особенно в контексте того, что Беларусь входит в число мировых лидеров по развитию именно пассажирского электротранспорта. Мы можем производить электробусы, гибридные виды электротранспорта и должны научиться их эффективно использовать". По дорогам общего пользования Беларуси курсирует около 100 электробусов. Большая часть из них - в Минске, где несколько городских маршрутов (в том числе автобусных) уже полностью перешли на аккумуляторную тягу. Александр НОВОХРОСТ, фото Виталий ПИВОВАРЧИК, Павел ОРЛОВСКИЙ, газета "7 дней".-0-