С научным подходом. Минская область на республиканском проекте "100 идей для Беларуси" представит 13 разработок

2024-01-30 21:46
Как защитить леса от вредителей, накормить школу полезной микрозеленью и заработать средства от ее реализации, вернуть утраченные страницы далекой истории, сохраняя их в цифровом формате, внедрить в строительные технологии 3D-принтер и получить водород из отходов калийного производства - идей у юных рационализаторов, которые хотят принести пользу своей стране, возникает немало. Более того, молодые рационализаторы готовы не только предложить свое видение решения актуального вопроса, но и вовлечь в интересное дело одноклассников и единомышленников, превратив идею в самый настоящий ученический стартап. То, что наука в умах и руках молодых ученых может иметь прикладное значение, убедились корреспонденты БЕЛТА, побывавшие на областном конкурсе проекта "100 идей для Беларуси", который прошел в Марьиной Горке.Более 30 проектов на самые различные темы - от чисто технических разработок до биологических исследований, которые могут найти применение в медицине, учащиеся школ, колледжей и работающая молодежь, приехавшая на областной этап конкурса, защищала в трех тематических секциях. В первой оценку работам молодых рационализаторов давали представители экспертного совета, определявшие лучшую бизнес-идею в области социальной сферы и общества. В этой секции ребятами было представлено 9 проектов. Так, учащиеся СШ №4 Марьиной Горки защищали коллективную работу "Мир в синих тонах", целью которой является информирование общественности о проблемах детей с аутизмом, а учащийся школы №25 Борисова представил вниманию экспертов обучающие ролики по базовым школьным предметам, которые, по его мнению, повысят усвоение материала. Юные бизнесмены из СШ №3 Клецка доказывали экономическую эффективность изготовления изделий из вторсырья, а учащийся филиала БНТУ из Солигорска стал разработчиком устройства для механической чистки и колки орехов. Заседание второй секции оказалось во власти медицинских технологий, био- и наноиндустрии, экологии и фермерского хозяйства. Здесь, например, молодой педагог из гимназии Фаниполя рассказала об альтернативных способах борьбы с инвазивными растениями, которые мешают развитию сельского хозяйства, а команда юных ученых из СШ №2 Старых Дорог посвятила в тонкости выращивания микрозелени, которая может стать не только ценной добавкой в рационе самих школьников, но источником зарабатывания средств.Учащиеся СШ №14 Молодечно разработали программу изучения лесов на предмет наличия вредителей, а молодой специалист, представившая Воложинскую райагропромтехнику, доказала важность использования в животноводстве специальных чипов - носителей информации о животном. Участникам третьей секции предстояло защищать свои проекты в области информационно-коммуникационных, промышленных, стоительных химических технологий, энергоэффективности и даже атомной энергетики. Здесь юными учеными и их педагогами было представлено десять работ. Учащийся Колодищанской средней школы стал автором программы обучения работе с нейросетями, а филиала БНТУ Солигорска доказывал важность цифровизации в области электроснабжения. Учитель истории гимназии №1 Солигорска разработал проект сайта, рассказывающего о крупнейших битвах в истории Беларуси, а юные программисты из СШ №6 Слуцка реализовали подобную идею по восстановлению информации об утраченных историко-культурных объектах Беларуси.
В результате  Минскую область в финале республиканского конкурса "100 идей для Беларуси" представят 13 проектов.
"Хотелось бы отметить высокую конкурентоспособность представленных проектов. И это говорит о том, что руководители набираются опыта в отборе участников и тематики проектов, ведь важно не только заявить тему, заинтересовать ею детей, но и видеть цели. Проект нужно не только вести, но и представлять его реализацию в реальном секторе экономики. В нашей секции каждый из проектов имеет право на жизнь", - отметил представитель экспертного совета директор ассоциации "Робототехника и искусственный интеллект" Андрей Шеко. Он также подчеркнул, что важными составляющими успеха любого проекта являются как компетенции команды, так и ее состав. "Любой проект должен развиваться как стартап, но при наличии хорошей команды - людей с разными компетенциями, в том числе имеющими знания в экономике. Поэтому нам важно в рамках проекта помочь ребятам понять, как применить свои знания и умения, чтобы идея в итоге стала бизнесом", - отметил Андрей Шеко. Кстати, по мнению экспертов, многие ребята приходят на конкурс неоднократно, предлагая новые идеи. Так, учащийся СШ №6 Слуцка Юшкевич Илья в прошлом году выступил с проектом приложения образовательной игры "Изучаем космос", а в этом вместе с одноклассником Максимом Куницей, который также увлекается программированием и историей, разработали еще один ресурс, информирующий об утраченном историко-культурном наследии Беларуси."Здорово, когда ребята находят единомышленников и видят в проекте перспективу своей реализации. Причем привлекают к участию своим примером и единомышленников", - подчеркнула заместитель заведующего Центром информационных и социальных технологий ЦК ОО "БРСМ" Наталья Коробец. Из 13 проектов два также отмечены специальными сертификатами ОАО "Белагропромбанк", которые получат право участия в республиканском стартап-марафоне, а также менторскую поддержку и возможность прохождения обучения в бизнес-акселераторе.  Фото Рамиля НАСИБУЛИНА,БЕЛТА.-0-