Зрители впадали в ступор. Режиссер рассказал, как создавали фильм "Подрыв"

2023-03-25 10:35
Режиссер Иван Павлов - о съемках фильма "Подрыв", героизме разминеров, самопожертвовании и любви. В каком юном возрасте погибали парни и девушки…
- Почему выбрали именно эту тему для фильма? - Долгое время о разминерах никто ничего не знал. Только в 90-е ребят, которые, рискуя жизнью, очищали землю от снарядов, причислили к участникам войны. Мы нашли сведения о белорусских разминерах и использовали их в титрах фильма. Перечислены имена более сотни человек. Зрители впадали в ступор, когда узнавали, в каком юном возрасте погибали парни и девушки. Вообще, "Подрыв" - это история про любовь на войне, а не просто о войне. Кинолента возникла из материалов сериала "Пламя под пеплом", в котором переплетено наше и военное время. В "Пламени под пеплом" события 1945-го воспроизведены на основе воспоминаний одного из героев, деда, который дожил до нашего времени. После просмотра сериала Министерство культуры предложило выпустить сюжетную линию 1945-го отдельным фильмом. Мы собрали 130 минут воспоминаний и подумали, что получается вполне логичная история. Конечно, если бы фильм снимался отдельно как полный метр, то в нем бы использовался другой киноязык, иные монтажные стыки, связки.

Меня попросили вырезать одну сцену, которая была в первоначальной версии фильма, чтобы понизить рейтинг картины с "16+" до "12+". Очень страшный эпизод был важен для выразительности образа антигероя. Но для того, чтобы юные зрители смогли посмотреть фильм, пришлось эту сцену исключить, оставив только в сериале.
- Как выбирали актеров? - Методом проб и ошибок. Каждый режиссер выбирает актеров и актрис по разным критериям. Во-первых, я смотрю, могут ли они выполнять задачи, поставленные режиссером. Некоторые актеры играют в образе, который создают в своей голове, и их очень трудно повести в другом направлении. Во-вторых, это мое внутреннее мироощущение. Представляешь актера в образе героя, которого хочешь показать, закрываешь глаза и проигрываешь сцены, а после решаешь: да или нет. Я часто прокручиваю свои фильмы в голове, когда пишу сценарий, делаю это и во время проб и съемок. С артистом Андреем Сенькиным, который сыграл главного антагониста, я уже работал. Он исполнял небольшую роль в сериале "Мамочки", но в этот раз Андрей меня сильно впечатлил. Мне было очень приятно сотрудничать с ним. Считаю, что работа с актером - это главная задача режиссера игрового кино.

Отправляли актрис на мини-занятия по разминированию - Консультировались ли с реальными разминерами по каким-то техническим моментам? - Конечно. Мы консультировались и с историками Академии наук, и со специалистами из противоминного центра Вооруженных Сил, а еще отправляли наших актрис на мини-занятия по разминированию. В учебных классах противоминного центра есть муляжи, на которых тренируются специалисты из этого подразделения. Там практиковались и наши актеры. Они ездили в центр два или три раза. Я был на консультации с прочтением сценария примерно шесть раз, а к особо важным сценам консультанты сами приезжали на съемочную площадку. - Недавно "Подрыв" участвовал в кинофестивале стран Шанхайской организации сотрудничества в Мумбаи. Какое впечатление фильм произвел на иностранную аудиторию? - "Подрыв" участвовал там вне конкурса, поскольку мы не относимся к странам ШОС. И, вы знаете, история про любовь понятна любому иностранцу, особенно индийским зрителям. К сожалению, английские субтитры не передают многих тонкостей фильма на сто процентов. И все-таки ко мне подходили люди и благодарили. На показе присутствовала жена российского консула, которая прислала нашему белорусскому консулу сообщение с текстом: "Замечательное кино. Нужно, чтобы все люди его увидели. Нужно его показывать, показывать и показывать".

- Можно сказать, что главная цель фильма - напомнить людям об ужасах войны? - Да. И не только о самих ужасах, но и об эхе войны. Об этом нужно говорить и кричать. Каждый год специалисты противоминного центра достают из земли и обезвреживают множество снарядов в районах по всей Беларуси. "Мне интересно, почему человек идет на самопожертвование" - Многие белорусы не знают о том, что у нас снимают и показывают национальное кино, потому что у него нет достойной рекламной кампании. Как проходила промокампания "Подрыва"? - Конечно, бюджет рекламной кампании нашего фильма несопоставим с бюджетом, который мы потратили на его съемку. Как режиссер я был готов давать интервью и делиться любой информацией. Также был создан рекламный ролик, но, разумеется, это кино могли раскручивать сильнее. Сколько сейчас делается видеоконтента, сколько есть телеканалов и фильмов в кинотеатрах! В современном мире для того, чтобы зритель не переключил телевизор или выбрал именно твой фильм, нужно подавать ему больше рекламно-познавательной информации, но этого не позволяют наши бюджеты на рекламу. И у нас на студии, и в Министерстве культуры пообещали, что в будущем работа над рекламными кампаниями фильмов будет развиваться.

- Вы сказали, что "Подрыв" - это в первую очередь фильм о любви, а не о войне. Вы выбрали тему любви, потому что она вечна? - Любовь - это то, ради чего стоит жить. Однажды мастер курса Виктор Туров, мой учитель, сказал: "Ребята, снимайте любовь". Мне не интересно снимать блокбастер про драку или про стрельбу. Мне интересно, почему человек идет на самопожертвование. Потому что любит. Или почему этот человек не идет на самопожертвование. Потому что любит, но, правда, себя. А во время сцены поцелуя видел такую реакцию зрителей в зале, которая стала для меня главным подтверждением, что я на правильном пути. "Подрыв" одержал победу в республиканском конкурсе на лучший культурный проект патриотической тематики 2022 года в номинации "Лучший фильм патриотической тематики в игровой форме". | Валерия ГАВРУКОВИЧ, газета "7 дней", фото БЕЛТА и кадры из фильмов. ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ Читайте также: "Мы должны это оставить после себя". Три важных фильма о Хатыни "От вас я ожидал другого". Почему Машеров дважды спорил с архитекторами "Хатыни"? "Осталась одна Таня". Кем была девочка, дневник которой читали на Нюрнбергском процессе?