Законопроект по вопросам госрегистрации недвижимого имущества принят во втором чтении
2024-11-14 11:29
Предусматривается
возможность удостоверения договора двумя или более регистраторами одной
либо разных территориальных организаций по госрегистрации, что позволит
осуществить соответствующую процедуру в согласованные единый день и
единое время у разных регистраторов в режиме видеоконференцсвязи без
совместного очного присутствия сторон сделки. Устанавливается
обязательность внесения в регистр недвижимости сведений о совместной
собственности супругов (бывших супругов) при государственной регистрации
возникновения или перехода права собственности на объект недвижимого
имущества, подлежащий отнесению в соответствии с законодательными актами
к совместной собственности.Устанавливается обязанность внесения
в регистр недвижимости сведений о наличии рассматриваемого в
установленном порядке земельного спора в отношении земельных участков на
основании информации, поступающей из местных исполнительных комитетов и
(или) судов (что позволит минимизировать случаи заключения сделок с
земельными участками, являющимися предметами неразрешенных споров).
Впервые закрепляется правило о том, что в случае признания
недействительной (установления факта ничтожности) сделки с недвижимым
имуществом недействительной является также (автоматически)
государственная регистрация такой сделки и основанных на ней прав,
ограничений (обременений) прав (т.е. после оспаривания в суде сделки не
будет требоваться оспаривания госрегистрации сделки и основанных на ней
прав, что сократит временные и материальные затраты заинтересованных лиц
и в определенной части снизит нагрузку на суды). Устанавливается
оптимальный исчерпывающий перечень оснований для отказа регистратором в
удостоверении документов, являющихся основанием для госрегистрации
сделки с недвижимым имуществом, из которых явствует волеизъявление
гражданина на ее совершение, что позволит на практике сократить
количество споров о правомерности таких отказов. Впервые вводится
обязательное досудебное обжалование решений, действий (бездействия)
регистратора в ГУП "Национальное кадастровое агентство", одновременно
исключается возможность подачи жалобы в территориальное агентство по
месту нахождения недвижимости, что будет способствовать более
качественному рассмотрению жалоб заинтересованных лиц и снизит нагрузку
на суды. Существенно оптимизируется порядок взаимодействия между
нотариусами и регистраторами. В частности, устанавливается, что уже в
момент начала удостоверения нотариусом документа, являющегося основанием
для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом,
нотариус через специальный электронный сервис будет направлять
соответствующее сообщение в организацию по госрегистрации, на основании
которого в регистре недвижимости автоматически будет проставлена
отметка, препятствующая другому нотариусу или регистратору осуществлять
параллельные удостоверительные действия с этим же объектом недвижимости.
Госрегистрация недвижимого имущества, прав, ограничений
(обременений) прав на него и сделок с ним, а равно внесение исправлений в
регистр недвижимости, осуществляемые на основании документов, выданных
или удостоверенных нотариусом и направленных им в организацию по
госрегистрации, выводится из категории административных процедур (такая
регистрация будет осуществляться без заявления заинтересованных лиц,
только на основании электронных копий нотариальных актов и
соответствующего уведомления нотариуса, направляемых в обязательном
порядке регистратору в день совершения нотариального действия), что
снимет с заявителей обязанность по самостоятельной подаче заявления о
госрегистрации без возложения при этом на них обязанности по оплате
такой услуги нотариуса. Прием направленных нотариусом документов и
направление сведений о размере платы за осуществление госрегистрации
будут осуществляться регистратором в течение одного часа со времени
поступления таких документов в систему. При принятии решения о
совершении регистрационных действий на основании направленных нотариусом
документов регистратор не выясняет, истребованы ли нотариусом согласия
лиц (разрешения органов), отказы лиц, если такие согласия (разрешения),
отказы в соответствии с законодательством необходимы для совершения
сделки, не выясняет иные обстоятельства, имевшие значение для
нотариального удостоверения сделки, что направлено на недопущение
дублирования функций нотариуса и регистратора. В день осуществления
госрегистрации регистратор направляет нотариусу свидетельство
(удостоверение) о государственной регистрации, составленное по общему
правилу в виде электронного документа, для передачи (направления) его
правообладателю, кандидату в правообладатели. При этом удостоверенная
нотариусом или регистратором форма внешнего представления такого
электронного документа получит равную юридическую силу с оригиналом.
Эффект такого взаимодействия - снижение количества заинтересованных лиц,
не обратившихся за регистрацией недвижимого имущества после совершения
нотариальных действий; повышение удобства для заявителей за счет
исключения необходимости самостоятельно обращаться в организации по
регистрации; максимальное обеспечение полноты и достоверности регистра
недвижимости; корректное определение плательщика имущественных
налогов.-0-
Фото Сергея Шелега
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.