Закон "Об обращениях граждан и юридических лиц" вступил в силу 22 января

2012-01-23 07:39
23 января, Минск /Корр. БЕЛТА/. Закон "Об обращениях граждан и юридических лиц" вступил в силу 22 января, сообщает БЕЛТА. Закон регулирует вопросы, касающиеся обращений в государственные органы, иные организации и к индивидуальным предпринимателям. В частности, право на обращение в госструктуры имеют граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица путем подачи письменных, устных или электронных обращений. Что касается индивидуальных предпринимателей, то к ним имеют право обращаться только граждане через книгу замечаний и предложений. Основной новеллой закона является появление нового вида - электронных обращений, а также регламентация порядка и сроков их рассмотрения. Обязанность по рассмотрению электронных обращений возлагается на государственные органы и иные госорганизации. Обращения, поступившие в негосударственные учреждения, рассматриваются по решению руководителя этого учреждения. Электронное обращение должно содержать те же реквизиты, что и письменное, за исключением требования о наличии личной подписи. Вместо личной подписи в нем в обязательном порядке должен быть указан адрес электронной почты заявителя. Направляться в государственные органы и иные госорганизации электронные обращения могут на адрес электронной почты или размещаться в специальной рубрике на официальных сайтах организаций в Интернет. Таким образом, со вступлением закона в силу на сайтах всех государственных органов и государственных организаций должны появиться соответствующие формы обратной связи для подачи обращений. При этом госорганизация обязана ответить только на те электронные обращения, которые направлены на электронную почту или специальную страничку на сайте. На обращения, размещенные на различных форумах и т.д., действие закона распространяться не будет. Ответы на электронные обращения направляются на адрес электронной почты заявителя. Однако в ряде случаев на такие обращения будут направляться письменные ответы. Это, к примеру, ситуации, когда заявитель сам настаивает на письменном ответе или же решение о направлении письменного ответа принято руководителем госоргана. Установлены требования к содержанию ответов на электронные обращения. В частности, в ответах должны быть указаны фамилия, имя, отчество либо инициалы руководителя государственного органа или лица, уполномоченного подписывать ответы на обращения. Таким образом, теперь не требуется сканирования бланка или подписи лица, уполномоченного на подписание ответов на обращения. Если гражданин не удовлетворен ответом на электронное обращение, он может с тем же вопросом обратиться на личный прием, в проведении которого также есть изменения. В частности, предусматривается возможность применения технических средств (аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки). Их использование допускается лишь по решению руководителя организации, в которой проводится личный прием. Кроме того, заявитель должен быть поставлен в известность, что проводится та или иная запись разговора. Если заявитель не согласен, чтобы во время личного приема велась аудио-, видеозапись, он может вместо устного обращения подать письменное или электронное обращение. Особое внимание уделено качеству ответов на письменные обращения граждан: они должны быть обоснованными и мотивированными, а при необходимости - со ссылками на нормы актов законодательства, ответы должны содержать конкретные формулировки, опровергающие или подтверждающие доводы заявителей. Законом также устанавливаются унифицированные сроки рассмотрения обращений граждан и юридических лиц. Так, письменные обращения, в том числе вносимые в книгу замечаний и предложений, должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, - не позднее одного месяца. Письменные обращения, в которых обжалуются судебные постановления, в течение пяти дней возвращаются заявителям с разъяснением им порядка обжалования судебных постановлений. Таким образом, данные обращения не будут перенаправляться в судебные инстанции. Новым является и требование, чтобы ответы направлялись заявителю на языке обращения. Подать обращение гражданин может на одном из государственных языков - белорусском или русском. Одним из нововведений явилось также законодательное закрепление права заявителя отозвать свое обращение в любое время до его рассмотрения. При этом отзыв не препятствует последующему обращению в ту же организацию за рассмотрением того же вопроса. Закон определяет порядок работы и с обращениями, по которым трудно дать ответ, поскольку из текста обращения сложно понять, о чем пишет заявитель. При отсутствии в обращениях каких-либо рекомендаций, требований, ходатайств, сообщений о нарушении актов законодательства, недостатках в работе организаций либо при наличии в них только благодарности такие обращения принимаются к сведению и ответы на них не направляются. Письменные ответы также могут не направляться заявителям, если для решения их вопросов совершены определенные действия - выполнены работы, оказаны услуги - в присутствии заявителей. Чиновник, рассматривавший обращение, несет ответственность за недобросовестное отношение к решению вопроса гражданина, независимо от того, направлялось гражданином письменное или электронное обращение. В частности, за нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц должностное лицо может быть подвергнуто штрафу в размере от четырех до двадцати базовых величин. К виновным лицам могут быть применены и меры дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения с занимаемой должности. Закон закрепляет меры ответственности и граждан за необоснованное обращение и злоупотребление правом на обращение. В частности, предусматривается, что расходы, понесенные организациями, индивидуальными предпринимателями в связи с рассмотрением систематически направляемых необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с заявителей в судебном порядке в соответствии с законодательством. Кроме того, гражданину придется также ответить по закону, если в его заявлении содержалась клевета или оскорбления. В законе закреплено, что при поступлении обращения с вопросами, не относящимися к компетенции данного госоргана, оно может быть либо перенаправлено в компетентный орган, либо оставлено без рассмотрения. Однако заявитель должен быть уведомлен, в какую организацию и в каком порядке ему можно обратиться. Действие закона "Об обращениях граждан и юридических лиц" не распространяется на переписку госорганов при выполнении ими функций, возложенных нормативными правовыми актами, что поможет избежать вопросов об отнесении такой переписки к обращениям юридических лиц. Кроме того, устанавливаются конкретные формы подачи каждого вида обращения. Обращения, которые будут подаваться какими-то иными способами, не указанными в законе (например, факсы), не подпадают под его действие.