ВЫБОРЫ-2015: как будут тренироваться члены участковых комиссий

2015-07-29 17:37
В Беларуси еще не образованы участки для голосования, но ЦИК уже подготовил примерный план тренинга для членов участковых комиссий по выборам Президента. Наиболее интересные ситуации, прописанные в тренинге, корреспондент БЕЛТА разбирал вместе с секретарем Центризбиркома Николаем Лозовиком. Итак, для начала предположим, что наступило досрочное голосование. Оно, кстати, проводится в период с 6 по 10 октября с 10.00 до 14.00 и с 16.00 до 19.00 в присутствии не менее двух членов комиссии. Одна из ситуаций, которая может возникнуть при досрочном голосовании, заключается в следующем: пришел гражданин и предъявил выписку из протокола заседания комитета районной организации Коммунистической партии Беларуси о направлении его наблюдателем на этот участок. Мужчина просит аккредитовать его и разрешить наблюдать за досрочным голосованием. Председатель участковой комиссии объяснил ему, что если наблюдатель будет аккредитован сегодня, то он имеет право приступить к наблюдению только на следующий день, то есть завтра. Но для регистрации нужно представить документ подтверждающий, что гражданин является членом КПБ. Мужчина сообщил, что он беспартийный. Председатель комиссии выразил сожаление и объяснил гражданину, что в данной ситуации комиссия не имеет правовых оснований для аккредитации гражданина наблюдателем.
"Председатель комиссии дважды принял неправильное решение. Во-первых, избирательное законодательство позволяет политическим партиям направлять наблюдателями не только членов своих организаций, но и лиц, не являющихся членами партии, - поясняет Николай Лозовик. - Во-вторых, наблюдатель может приступать к наблюдению за выборами на участке сразу после аккредитации". На подходе ситуация вторая. Наблюдатель предлагает, чтобы на листе, которым заклеивается прорезь для опускания бюллетеней в ящике для голосования, поставили свои подписи все члены участковой комиссии и наблюдатели. Кроме этого, наблюдатель изъявил желание дежурить ночью на участке вместе с сотрудником милиции и предложил присоединиться к ним кому-либо из членов комиссии. Как должен отреагировать на эти предложения председатель комиссии? "Избирательным кодексом определено, что подписи на листе ставят председатель или заместитель председателя и член участковой комиссии, - поясняет Николай Лозовик. - Избирательный кодекс содержит исчерпывающий перечень полномочий наблюдателя и члена участковой комиссии. Охрана помещения для голосования не входит в данный перечень. Эта функция возлагается на сотрудника милиции". Далее наступает день выборов, когда на участки придет основная масса избирателей. Работы у членов комиссий без преувеличения будет непочатый край. И, конечно, также могут возникнуть внештатные ситуации, к решению которых требуется креативный подход.
Представим, что комиссия старалась создать праздничную обстановку в помещении для голосования, ярко и красочно оформила информационный стенд, кабины для голосования, подобрала мебель, а также вазоны с крупными экземплярами домашних цветов, которые органично дополнили интерьер помещения. Наблюдатель попросил председателя комиссии отодвинуть цветы в сторону, потому что они мешают ему наблюдать за процессом голосования, поскольку закрывают ящик для голосования. Председатель комиссии разъяснил наблюдателю, что интерьер помещения тщательно продуман и выбран самый оптимальный вариант. Цветы нельзя отодвинуть, потому что они закроют Государственный флаг. Однако наблюдатель заявил, что комиссия ущемляет его права и настаивает на своей просьбе. "Просьба наблюдателя правомерна и должна быть выполнена. Наблюдатель должен иметь возможность реально наблюдать весь процесс голосования. Столы для выдачи бюллетеней, кабины и ящики для голосования должны быть в поле зрения наблюдателя", - рассказывает секретарь ЦИК. Моделируем еще одну нестандартную ситуацию: пожилой мужчина и его внучка, включенные в список избирателей, вместо паспортов предъявили пенсионное удостоверение и студенческий билет. Комиссия выдала им бюллетени и позволила вместе зайти в кабину для тайного голосования. "Бюллетень выдается избирателю, включенному в список, при предъявлении паспорта гражданина Республики Беларусь или иного документа, определяемого Центральной комиссией. Постановлением ЦИК пенсионное удостоверение и студенческий билет отнесены к документам, при предъявлении которых избирателю выдается бюллетень. Нахождение внучки в одной кабине с дедушкой правомерно только в том случае, если он не может самостоятельно заполнить бюллетень", - поясняет Николай Лозовик. Еще пример: в помещении для голосования присутствует сотрудник милиции. Он сидит рядом с наблюдателями и следит за происходящим в помещении. Один из наблюдателей заявляет председателю комиссии, что присутствие милиционера на участке оказывает психологическое воздействие на избирателей, они боятся голосовать за оппозиционных кандидатов. Наблюдатель указывает, что обстановка на участке спокойная, присутствие милиционера на участке не предусмотрено Избирательным кодексом, и требует, чтобы председатель удалил милиционера с участка и приглашал его только в том случае, если потребуется его помощь. "Сотрудник милиции обязан обеспечивать общественный порядок на участке и безопасность участников выборов. Где ему находиться, определяет он сам и председатель комиссии", - комментирует смоделированную ситуацию секретарь ЦИК. По словам Николая Лозовика, помимо умения членов участковых комиссий оперативно решать возникающие вопросы, им также понадобится подготовка к общению с избирателями, у которых нарушено зрение. На президентских выборах 2015 года впервые создаются условия для самостоятельного голосования таких избирателей. Незрячий избиратель вправе проголосовать самостоятельно, без помощи других лиц, с использованием специального трафарета, однако это не исключает его права находиться в кабине для голосования с сопровождающим лицом или воспользоваться при заполнении бюллетеня помощью другого избирателя, находящегося в помещении. Представляем следующую ситуацию: избиратель, имеющий проблемы со зрением, пришел на участок с сопровождающим его другом, у которого хорошее зрение. Они получили бюллетени и хотели вместе зайти в кабину для голосования. Председатель комиссии заявил, что на участке созданы условия для голосования лиц с нарушениями зрения, поэтому в кабину нужно заходить по одному и каждый должен заполнять бюллетень самостоятельно. Избиратель настаивает на том, что он при заполнении бюллетеня имеет право воспользоваться помощью своего друга. Как разрешить этот конфликт? "Создание условий для самостоятельного голосования избирателей с нарушениями зрения не лишает их права пользоваться помощью других лиц. Даже получив трафарет или лупу для заполнения бюллетеня, избиратель может пригласить в кабину другое лицо для оказания помощи в заполнении бюллетеня", - рассказывает Николай Лозовик. Что касается голосования на дому, в этом случае можно прогнозировать такое развитие событий: наблюдатель указал председателю комиссии, что в соответствии с законодательством голосование по месту нахождения проводится по просьбе избирателей, которые по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не смогут в день выборов прийти в помещение для голосования, и попросил представить документы, подтверждающие, что причина у избирателей уважительная. Кроме этого, он изъявил желание присутствовать при голосовании по месту нахождения избирателей. Председатель ответил, что голосование организует участковая комиссия и наблюдатель не вправе вмешиваться в этот процесс. Все необходимые документы у комиссии есть, но показывать их он не станет, и члены комиссии, организуя голосование на дому, брать с собой наблюдателя не будут. "Никто не имеет права требовать у избирателя какие-либо документы, объясняющие его просьбу проголосовать по месту нахождения. Поэтому председатель поступил правильно, отказав в этом наблюдателю. Но он не прав, заявляя, что такие документы у комиссии есть", - уточняет Николай Лозовик. По его словам, избиратель, подав заявку на голосование по месту нахождения, не должен письменно объяснять причину. Он также не прав в том, что отказал наблюдателю в наблюдении за голосованием по месту нахождения избирателей (это законодательно установленное право наблюдателя). Если же говорить о документах, подтверждающих основание голосования на дому, то таким документом является запись в специально составленном списке участковой комиссии. В этот список заносятся просьбы (устные и письменные) как самого избирателя, так и других лиц (родственников, соседей). Конечно, ситуации на избирательных участках могут возникнуть самые разные. Будем надеяться, что члены участковых комиссий по выборам Президента после соответствующей подготовки смогут успешно с ними справиться.-0-