Вы когда-нибудь видели яйцо из зебрано? Мастер на Вилейщине создает необычную пасхальную коллекцию

2024-05-02 17:15
У дерева, как и у людей, свой характер, утверждает Сергей Дубяго. Каждая порода неповторима и по текстуре, и по внешнему виду, и по своим качествам. С ранних лет мастер наблюдал, как с этим природным материалом ловко управляются мужчины в их семье, и учился у них. Дед мог сделать телегу, бочку и табуретку, отец плел корзины, выжигал по дереву. Сергей Анатольевич считает, что это самый интересный и теплый природный материал, который даже украшать не надо – об этом позаботилась природа. 
Готовое изделие достаточно пропитать маслом – и оно раскроет всю свою скромную и удивительную красоту.
Занятный квиз: угадай породу
Мы убедились в этом после того, как внимательно изучили коллекцию пасхальных яиц, изготовленную Сергеем Дубяго. Все они сделаны из разных пород дерева, каждое – цельное, выточенное на станке и обработанное маслом, оригинально своей окраской и текстурой. Собранные вместе, они дополняют и подчеркивают неповторимость каждого. Просто, лаконично и очень эффектно. 
– Это ясень, чуть светлее – липа, вяз, а это – посмотрите, какая красивая текстура, – можжевельник. Вот из лиственницы, есть из каштана. А это, как думаете, из какой породы? – показывает свою коллекцию Сергей Дубяго, неожиданно предлагая определить материал по цвету, текстуре. Увидев нашу растерянность, подсказывает: – Можно сказать, одна из самых твердых пород, произрастающих у нас в Беларуси.
– Береза?
– Нет, береза мягкая. А это – облепиха!
Есть в коллекции канадский дуб красный, сосна, красное дерево. Всего – 17 деревянных яиц, пока не так много. Еще меньше раз нам удалось угадать, из какой породы они сделаны, но импровизированный квиз получился увлекательным.
А сам мастер на создание коллекции вдохновился случайно – после того, как ему попался под руку необычный материал, на который он, как профессионал и художник, не мог не обратить внимания. Есть такое дерево зебрано, в разрезе кольца-полоски напоминают окрас зебры, отсюда и названия. Произрастает оно в тропических лесах Западной Африки. К Сергею Анатольевичу в мастерскую экзотический материал попал в виде тары, в которую ранее был упакован какой-то импортный товар. Небольшого деревянного брусочка оказалось достаточно для одного яйца. Первое в коллекции, оно получилось необычным, и захотелось продолжить, вырезать их из разных пород деревьев, произрастающих в Беларуси.
– Здесь пока еще не представлены бук и граб, которые встречаются у нас в южных регионах, – уточняет Сергей Анатольевич.
В планах также вырезать яйца из орешника и фруктовых пород: яблони, груши, сливы, черешни и других. С помощью формы тоже можно разнообразить коллекцию, считает мастер: изготовить размером не только с куриное, но и гусиное, перепелиное, страусиное. Но главная задумка мастера по дереву – показать всю красоту и разнообразие нашей природы, в том числе для того, чтобы воспитывать у подрастающего поколения любовь к своим корням, традициям. Не на словах, а делом. Он и сам так учился в детстве, смотрел, как его дед Петр Петрович Дубяго плетет корзины, делает бочки, телеги, старательно вытачивая необходимую форму. Чему-то учился у своего отца Анатолия Петровича, который выжигал по дереву, плел корзины. И сегодня отец их делает, правда, в основном из искусственного материала – так проще и быстрее, не надо заготавливать корни или ветви, да и корзины такие легче носить.
Малая родина Сергея Анатольевича – хутор Канотиха на границе Вилейского и Мядельского районов. Там прошло детство. После 9-го класса поступил в Вилейское профессионально-техническое училище №48, в котором обучали резьбе по дереву. После его окончания продолжил совершенствоваться в профессии в Молодечненском музыкальном училище, сегодня это государственный музыкальный колледж имени М.К.  Огинского. В 1995 году в училище открыли отделение декоративно-прикладного искусства, Сергей Анатольевич был в числе первых выпускников этого отделения. Преподавали не только резьбу по дереву, но и обучали художественной живописи, рисунку. После окончания училища в 1998 году молодого специалиста по распределению направили в Вилейский районный Дом культуры в деревню Избино, где он работал ведущим специалистом по декоративно-прикладному искусству. В 1999-м район административно был объединен с городом, здание передали под Дом ремесел. С 2000 года Сергей Дубяго был его директором. Начинали практически с нуля, создали любительское объединение, приглашая к сотрудничеству мастеров, организовывали первые выставки.
Музей яйца
Постепенно созрела идея создать на базе Вилейского районного Дома ремесел первый в Беларуси Музей яйца. Сегодня в его коллекции более 300 экспонатов, выполненных из дерева, лозы, глины, текстиля,  папье-маше. Есть и несколько каменных, а также керамические, кованые, инкрустированные соломкой, расписанные по мотивам библейских сюжетов и в стиле белорусской вытинанки, вязаные крючком, ажурные и другие.
Посетители Дома ремесел могут не только посмотреть коллекцию, но также узнать о традиционных способах росписи и украшения пасхальных яиц, которые были распространены у белорусов и наших ближайших соседей: это писанка, драпанка, крашенка, кропанка и др. Со временем стали проводить и мастер-классы по росписи пасхальных яиц, на которых взрослые и дети с увлечением осваивали азы народного творчества. Их обучали нескольким несложным элементам, знакомили с символами в орнаментах. Например, дубовый листочек олицетворяет мужество, такую писанку дарили в светлый праздник мужчинам, желая им здоровья, силы. Петушок – символ достатка, яйцо, раскрашенное зернышками, – символ плодовитости, его преподносили молодоженам.
Наши предки относились к украшению пасхальных писанок очень трепетно. Это было настоящее таинство: яйца брали от молодых курочек, варили их в родниковой воде в отдельной посуде, которую не использовали для других целей. В качестве красителей применяли луковую шелуху, почки ольхи, дубовую кору, березовые ветви, зерно. Украшали разными способами, в том числе и с помощью разогретого воска, который наносили специальным инструментом – писачком. Его делали из тонкого гвоздя, закрепленного, как современный стержень карандаша, в деревянной основе. Попробовать этот и другие способы изготовления писанок предлагают во время мастер-классов, интерес к которым за эти годы у посетителей Дома ремесел не стал меньше. Как и к музейной коллекции, которая год от года пополняется новыми экспонатами.
Сергей Дубяго показывает нам свои работы в коллекции. Яйца выполнены из дерева, а на них вырезаны объемные изображения самых крупных обитателей белорусских лесов – оленя и зубра.
– Была в свое время задумка создать серию таких яиц и представить всех животных, которые встречаются в наших пущах, – говорит Сергей Анатольевич и подчеркивает, что надо бы пополнить эту коллекцию, идея интересная. А также показывает работы других мастеров, инкрустированные соломкой и расписанные в стиле вытинанки. Он делал заготовки для многих экспонатов этого музея, а мастера декорировали и расписывали их в разных техниках.
Помимо этого направления, Дом ремесел развивал активно и другие, сохраняя и возрождая белорусские народные традиции, промыслы и ремесла, декоративно-прикладное искусство. Создавались условия для развития потенциала мастеров, приобщения молодежи к творческому процессу и передачи им традиций.
Мастерская на улице Соловьиной
Сергей Анатольевич не без гордости сообщает, что со временем и супругу Оксану привлек к этой деятельности. Работала вместе с мужем в Доме ремесел, занималась вышивкой, ткачеством и другими направлениями.
Сергей Анатольевич показывает нам работы супруги. Сначала – пояса, которые были характерны для жителей деревни Талуть Вилейского района, и мастерица восстановила забытую и практически утраченную традицию. Затем мы полюбовались женским народным строем с традиционной для Вилейщины вышивкой, тоже выполненным Оксаной Дубяго.
Директором Вилейского районного Дома ремесел Сергей Анатольевич работал до 2013 года. А потом решил уйти на вольные хлеба.
– В какой-то момент осознал, что хочу больше времени уделять творчеству, совершенствоваться, пробовать что-то новое, – поясняет мастер.
Сегодня его рабочий кабинет – мастерская, обустроенная в собственном дворе на улице с нежным названием Соловьиная. Их частный дом находится буквально в нескольких шагах от прежнего места работы.
В небольшом уютном помещении все под рукой, есть необходимые станки для распила и обработки древесины и изделий. Кстати, свой первый станок Сергей Анатольевич собрал самостоятельно. Показывает нам, как вытачивает заготовки для пасхальных яиц – сразу четыре штуки, потом шлифует, обрабатывает, и деревянная поверхность приобретает приятную гладкость.
Повсюду в мастерской разложены аккуратные стопки заготовок: начинается сезон фестивалей и рыцарских турниров, на которых мастер продает деревянное детское оружие – арбалеты, сабли, щиты и другие доспехи воинов разных эпох. Сыновья Матвей и Тимофей, хотя сами не работают с деревом, нередко участвуют с родителями в таких мероприятиях, где царит дух старины и творческая атмосфера.
На ярмарках и выставках Сергей Анатольевич представляет свои изделия – резьбу по дереву. Еще одно направление – бондарское дело, которое перенял от дедушки. Изготавливает бочки разных размеров, есть даже семь огромных емкостей по 500 литров каждая, которые хранятся в подвалах Мирского замка в качестве музейных экспонатов. Освоил и многие другие виды декоративно-прикладного творчества. Вместе с супругой они продолжают сохранять и приумножать народные традиции. В том числе и пасхальные.
– Это для нас добрый светлый праздник, который проведем в кругу семьи, – говорит Сергей Анатольевич.
Обязательно на Пасху навестят родителей, и сыновья наверняка приедут в гости. Старший, Матвей, живет и работает в Минске, младший, Тимофей, учится в Полоцком государственном лесном колледже. Когда-то и его прадед, Петр Петрович, был лесником. Возможно, и у Тимофея проснутся те гены, которые отвечают за наследственные увлечения, и он тоже, как его прадед, дед и отец, захочет сделать что-нибудь своими руками из дерева.
Главная задумка мастера – показать красоту и разнообразие нашей природы, в том числе для того, чтобы воспитывать у подрастающего поколения любовь к своим корням, традициям. Не на словах, а делом. Он и сам так учился в детстве, смотрел, как его дед Петр Петрович Дубяго плетет корзины, делает деревянные бочки, телеги, старательно вытачивая необходимую форму.
В коллекции Музея яйца более 300 экспонатов, выполненных из дерева, лозы, глины, текстиля, папье–маше. Есть и несколько каменных, а также керамические, кованые, инкрустированные соломкой, расписанные по мотивам библейских сюжетов и в стиле белорусской вытинанки, вязанные крючком и др.
*Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
Анна МАСЛЯКОВА, фото - Надежда КОСТЕЦКАЯ