Власть на связи: обсудили с экспертами все изменения и нововведения Директивы №2

2023-06-30 15:01
Диалог власти и населения значительно упрощает обновленная Директива №2 по дебюрократизации работы госструктур с гражданами и субъектами хозяйствования, которую подписанием указа №172 одобрил Президент Александр Лукашенко. Проблемы граждан теперь будут решать еще оперативнее. Чиновники станут более доступными и открытыми, вплоть до ведения стримов в социальных сетях. Значительно расширяются полномочия местных органов власти. Случаи, когда для принятия решения следует обращаться в вышестоящую инстанцию, планируется минимизировать. Кроме того, будут создаваться все условия, чтобы оказание важнейших услуг происходило в электронной форме. Участники круглого стола:
Начальник главного управления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов Министерства юстиции Валентина Якимович; Председатель Минского городского Совета депутатов Андрей Бугров; Заместитель гендиректора по техническим вопросам РУП "Белтелеком" Андрей Жаркевич; Начальник отдела идеологической работы и по делам молодежи Полоцкого райисполкома Ирина Деминова;
Начальник отдела электронной коммерции Национального центра электронных услуг Светлана Караневич. Каждую субботу и по вечерам По принципу проактивного формата Интернет с видом на деревню Каждому документу - QR-код и ID-номер Мэр на связи! Право выбора: личный прием или онлайн-обращение Каждую субботу и по вечерам Новации Директивы №2 в первую очередь коснулись самой чувствительной сферы - работы с обращениями граждан. Так, указом усилена значимость и эффективность проведения на местах прямых телефонных линий. Руководители республиканских органов, облисполкомов, Минского горисполкома и (или) их заместители будут проводить прямые телефонные линии вторую субботу каждого месяца с 9:00 до 12:00. Сохранен действующий график проведения прямых телефонных линий для председателей районных, городских исполкомов. Одновременно введена обязанность проведения прямых телефонных линий управляющими делами исполкомов, что нацелено на использование всех возможностей для разрешения вопросов жизнедеятельности населения на местах. - Новеллой является возложение проведения прямых телефонных линий на начальников структурных подразделений республиканских органов госуправления по решению их руководителей (каждую субботу месяца, за исключением второй субботы). Это позволит более профессионально и предметно обеспечить разбирательство по поставленному вопросу непосредственно в ходе прямой телефонной линии, - уточняет начальник главного управления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов Министерства юстиции Валентина Якимович.

Валентина Якимович
Уточнен в обновленной редакции также порядок личного приема граждан и субъектов хозяйствования. Напомним, что ранее приемы проводились исключительно с 8:00 до 13:00. Если говорить простыми словами, не каждый работающий до пяти или шести вечера гражданин мог в первой половине дня обратиться лично со своей проблемой к чиновнику. Сейчас же время пересмотрели в пользу населения: с 8:00 до 13:00 либо с 15:00 до 20:00. При этом хотя бы раз в месяц личный прием должен заканчиваться не раньше восьми часов вечера. По принципу проактивного формата Значительная часть новелл Директивы №2 касается сфер осуществления административных процедур. - Это достаточно серьезный блок общественных отношений, которые сегодня имеют самостоятельное правовое регулирование, отдельное от обращений граждан. Неотъемлемым элементом дебюрократизации государственного аппарата в данной сфере является цифровизация соответствующих процессов, - поясняет представитель Минюста. - Здесь необходимо отметить сразу два аспекта. Первое - взаимодействие гражданина с государственным органом, то есть наличие возможности подачи заявления в электронной форме. Второе - взаимодействие госорганов между собой: обмен информацией и в качестве альтернативы бумажным документам. Что касается взаимодействия госорганов, то в директиве четко говорится об активизации процесса перевода административных процедур в электронный вид. Сегодня эта работа ведется планово в рамках распоряжения премьер-министра Республики Беларусь от 27 апреля 2020 г. №119-р "Об административных процедурах, планируемых к переводу в электронную форму". Так, на 2023 год запланирован перевод в цифру порядка 300 административных процедур, касающихся как граждан, так и субъектов хозяйствования. - Правительству поручено определить перечень информационных ресурсов, информация из которых необходима госорганам для осуществления конкретных административных процедур. Наличие этого перечня станет основой для планомерной работы по сокращению перечня документов, представляемых гражданами и субъектами хозяйствования на бумажном носителе, - поясняет Валентина Викторовна.

Второй не менее важный посыл развития сферы административных процедур связан с внедрением проактивного формата, который предусмотрен в директиве в качестве возможного направления развития соответствующей сферы. - Проактивный формат предполагает, что процессом сбора документов для осуществления административной процедуры будет заниматься уполномоченный госорган и гражданину останется только посредством личного кабинета на Едином портале электронных услуг подтвердить свое волеизъявление на осуществление административной процедуры, - поясняет она. - Для реализации соответствующего механизма необходима корректировка законодательства, регламентирующего конкретные административные процедуры, а также налаживание четкого информационно-коммуникационного взаимодействия между государственными органами и организациями. Например, в жизни семьи произошло важное событие - родился ребенок. Сегодня один из родителей собирает документы и обращается в ЗАГС, чтобы реализовать свое право и зарегистрировать новорожденного. Цифровизация данный процесс упростит и ускорит. При проактивном формате информация о рождении ребенка, например, из учреждения здравоохранения (роддома) попадает в личный кабинет гражданина. На основании этой информации ему будет предложено осуществить ряд административных процедур, связанных с этим жизненным событием (например, зарегистрировать рождение, назначить пособие, поставить на очередь в детский сад, получить удостоверение многодетной семьи и другое). И все это возможно будет осуществить в электронной форме через тот же личный кабинет. Интернет с видом на деревню С учетом развития способов направления обращений, постепенного расширения перечня электронных административных процедур Совету Министров поручено принять необходимые меры для обеспечения широкополосного доступа к сети интернет для населения, проживающего в сельской местности. Надо сказать, РУП "Белтелеком" принимает активное участие в госпрограмме "Цифровое развитие Беларуси". Одним из приоритетных направлений предприятия является развитие инфраструктуры фиксированных сетей электросвязи, что прежде всего предусматривает строительство волоконно-оптических линий до потребителя, в том числе к населенным пунктам с 50 и более домохозяйствами. По словам заместителя гендиректора по техническим вопросам Андрея Жаркевича, строительство современных сетей продолжается и сегодня, чтобы самые актуальные телеком-решения и надежная связь были доступны в каждом уголке страны.

Андрей Жаркевич
- Беларусь находится на лидирующих позициях в Европе и занимает 11-е место в мире по уровню проникновения "оптики" в домохозяйства. В год прокладываем порядка 7 тысяч километров оптоволоконных линий связи. В начале 2022-го предприятие получило лицензию на оказание услуг сотовой подвижной электросвязи и впервые предложило пакет услуг на базе технологий LTE. Фактически предоставляем доступ к классической телефонии, телевидению и интернету даже в самых отдаленных уголках страны, - рассказывает Андрей Ромуальдович. - Волоконно-оптическими линиями связи обеспечены все городские многоэтажки. Все населенные пункты, в которых свыше 100 домохозяйств, а также 77% населенных пунктов с количеством от 50 до 100 домохозяйств имеют подход к ВОЛС. В этом году планируем дойти "волокном" еще к более чем 100 таким поселениям, увеличив процент проникновения на 83. В рамках цифровизации страны "Белтелеком" разработал еще в 2021 году социальный проект под названием "Мой город". По сути, это мобильное приложение, которое предоставляет доступ ко всей городской инфраструктуре: онлайн-запись к врачам или на прием к органам власти, бронирование гостиницы или столика в кафе, диалоговая площадка, справочная информация о событиях, акциях, достопримечательностях и многое другое. Полоцк стал первым городом, где стартовал этот пилотный проект. Сейчас к нему подключены 17 райцентров и Могилев. До конца 2023-го планируется подключить еще 36 городов. Новые электронные возможности Перейти на онлайн-общение с чиновниками предлагает Национальный центр электронных услуг посредством Единого портала электронных услуг. По словам начальника отдела электронной коммерции Светланы Караневич, сегодня на его площадке собрано свыше 300 различных электронных сервисов. - В нашей стране гораздо больше услуг и административных процедур, за осуществлением которых граждане и юрлица обращаются в уполномоченные органы. Поэтому в Директиве №2 особое внимание уделяется переводу этих процедур в электронный формат. Причем статистика говорит о готовности граждан использовать сервисы в электронном виде. К примеру, за 2022 год на портале было оказано более 76,2 млн электронных услуг. С начала текущего года - уже свыше 50 млн. Как видим, интерес пользователей растет, люди не боятся цифрового будущего, - отмечает собеседница. - За текущий период 2023 года на Едином портале электронных услуг доступно к оказанию свыше 60 новых услуг и административных процедур. До конца 2025 года по распоряжениям правительства должно быть переведено в цифру порядка 450 новых административных процедур. Только представьте, сколько еще новых возможностей появится у граждан и юрлиц, чтобы обращаться к чиновникам разного уровня, не выходя из дома, для разрешения тех или иных жизненных ситуаций! При этом, учитывая механизм автоматического создания личных электронных кабинетов на Едином портале электронных услуг для всех граждан страны, требующих лишь первичной активации, государственная инфраструктура доверенного цифрового взаимодействия получила значимый импульс для дальнейшего использования со стороны населения.

Светлана Караневич
Важнейшей новеллой Директивы №2 также является закрепление нормы о том, что любая информация, поступающая в личный кабинет Единого портала электронных услуг (документы, сведения и сообщения, направленные государственными органами), имеет такую же юридическую значимость, что и бумажный документ с подписью и печатью. Еще одна новелла Директивы №2 касается оптимизации деятельности службы "Одно окно". Традиционным рабочим инструментом сотрудников данных служб является программный комплекс "Одно окно". Данный ПК, автоматизируя процессы приема заявлений и сбора необходимой для принятия административных решений сведений из различных информационных ресурсов и систем, создает объективные предпосылки для сокращения сроков осуществления АП, перечней предоставляемых документов и, соответственно, снижения административной нагрузки. В настоящее время ПК "Одно окно" обеспечивает возможность получения сведений уже из восьми информационных систем, а порученческая норма директивы призвана еще больше расширить этот перечень, подчеркивает Светлана Николаевна. Мэр на связи! В чем еще преуспел самый древний город Беларуси, так это в информационной трансформации управленческого аппарата. Проще говоря, в Полоцке нет такого чиновника или руководителя предприятия, учреждения, у которого бы не было своего аккаунта в социальных сетях. Первым пример показал председатель Полоцкого райисполкома Игорь Маркович: на его аккаунты сразу в трех популярных соцсетях подписано более 10 тысяч человек, больше всего - в инстаграме.

Скриншот telegram-канала Игоря Марковича
- Страничка создана в мае 2020 года по личной инициативе Игоря Ивановича. Сегодня это главный востребованный аккаунт в районе, где можно не только ознакомиться с информацией о самых важных событиях, происходящих на Полотчине, но и напрямую обратиться к председателю со своей проблемой, задать интересующий вопрос, - отмечает начальник отдела идеологической работы и по делам молодежи Полоцкого райисполкома Ирина Деминова. - Ежемесячно в "директ" поступает порядка 70 обращений от граждан, которые требуют немедленного реагирования. К слову, в райисполкоме налажена достаточно быстрая система по их обработке. Первым, конечно же, видит обращение глава района, который берет решение вопроса под свой контроль. Так, за первый квартал 2023 года на личный прием к председателю РИК обратилось 140 граждан, а в "директ" с просьбой о помощи - 109 подписчиков. - Инстаграм-страница Игоря Ивановича объединяет три главных принципа построения открытого общества и идеологического взаимодействия: прозрачность, участие и взаимодействие. Прозрачность достигается путем предоставления гражданам информации о деятельности местной власти. К примеру, в прессе постоянно освещается личный прием граждан, его темы и принятые меры, - уточняет Ирина Николаевна. - Участие увеличивает причастность общественности к деятельности местной власти. Скажем, при решении вопросов по благоустройству нашего края. Взаимодействие же требует партнерства и сотрудничества между всеми госучреждениями района.

Право выбора: личный прием или онлайн-обращение Председатель Мингорсовета Андрей Бугров отмечает возможность права выбора, которую дает гражданину и юрлицу новая Директива №2. В ней сохранен приоритет личных приемов и встреч, телефонных линий и предлагается такой формат, как онлайн-обращение. - У наших граждан есть выбор: хотите, приходите лично на встречу или позвоните в обозначенное время, а хотите, напишите в соцсеть, не вставая с дивана. Каждое из обращений будет принято и рассмотрено. Власть всегда на связи с народом. Как говорит наш Президент: нет ничего важнее человека! - делится мнением депутат. - Да, бывают ошибки на местах, лишняя волокита, бюрократизация. Все это мы знаем и стараемся минимизировать, в том числе и посредством новой директивы. За последние 10 лет сложилась четкая система: чиновник знает, что если в графике телефонная линия или личный прием, он должен обязательно их провести. Нет такого, мол, заболел и не пришел. Не будет условно Петрова, значит, проведет Сидоров. Даже если снег, дождь, град, человека будут ждать и выслушают его вопрос, помогут с решением. В этом заслуга нашего социального государства.

Во время приема граждан
В Директиве №2 содержится поручение и депутатскому корпусу: для построения эффективного взаимодействия государства и общества стимулировать заинтересованность людей в развитии своих регионов, в том числе благодаря участию в территориальном общественном самоуправлении, а также в реализации гражданских инициатив. - Депутат - связующее звено между обществом и государством в лице исполнительной власти. В обновленном документе говорится и о проведении диалоговых площадок. Одной из таких действенных форм в Минске является Единый день депутата, который проходит в первую среду месяца. Это излюбленный день горожан, когда с 8.00 до 20.00 можно обратиться к любому депутату столицы и решить свои вопросы, - уточняет Андрей Бугров. По словам председателя Мингорсовета, сегодня население все чаще приходит на приемы не только пожаловаться, но и обсудить перспективы развития города, предложить свои варианты по его улучшению. Возможно, люди и озвучивают тем самым свою проблему, только уже в разрезе общей. - Радует, что жители столицы включаются в развитие своего города. Например, действует отличная программа "Зеленый двор вместе", в рамках которой местные власти предоставляют саженцы, необходимый инвентарь, и горожане могут заняться озеленением улиц, скверов. Уже так работает система, что в Минске не осталось глобальных, серьезных вопросов. Да, какие-то появляются, но они не носят массовый характер, как это было ранее, - подчеркивает депутат и отмечает, что по обновленной директиве председателя горсовета освободили от проведения прямых телефонных линий. - Правда, добровольно же можно, так что будем проводить вне зависимости от обязательных требований. Особый акцент сделан на создание комфортных условий для посетителей, в том числе службы "Одно окно", а также на решение проблем с очередями. До 2025 года планируется разработать 10 первых проактивных сервисов, в том числе и такой информационный ресурс, как ЗАГС. Марина ВАЛАХ, фото - Мария АНДРИЯНЕЦ, газета "7 дней".-0-