Вдохновлялся работами Боттичелли и Савицкого: автор мемориала в Борках о создании проекта

2022-05-26 19:18
26 мая, Минск /Корр. БЕЛТА/. О том, как создавался мемориальный комплекс "Памяти сожженных деревень Могилевской области" в деревне Борки на диалоговой площадке "Культурное наследие Беларуси и современность. Сохранение традиций и исторической памяти" в Мемориальном музее-мастерской Заира Азгура рассказал создатель проекта скульптор Иван Артимович, передает корреспондент БЕЛТА.

"Сегодня я как автор и создатель мемориального комплекса "Памяти сожженных деревень Могилевской области" в деревне Борки провожу лекцию. Этот проект мы реализовали с моим коллегой скульптором Александром Соколовым. Открытие мемориала состоялось в 2020 г. Это достаточно большая и знаковая для Беларуси работа, которая посвящена теме геноцида белорусского народа и трагедии мирных жителей в годы Великой Отечественной войны. Сегодня в Год исторической памяти я рассказываю об этапах и трудностях проектирования мемориального комплекса, а также о внутренней кухне нашей творческой работы. Помимо этого я провожу некоторые аналогии, поскольку на сегодняшний день в Беларуси сложилась определенная традиция создания подобных памятников и мемориальных комплексов, которые берут начало от таких знаковых объектов, как "Брестская крепость-герой", мемориальный комплекс "Хатынь" и другие. Проект, который мы создали, состоит из нескольких объектов, по каждому из которых можно долго и предметно говорить", - отметил Иван Артимович.
Изначально на месте трагедии в деревне Борки был установлен памятник - скульптурная композиция воина и девушки, которые возлагают цветы. Однако в 2019 году руководство Могилевской области приняло решение провести реконструкцию памятных знаков в этой деревне и, по словам Ивана Артимовича, создать мемориал, соответствующий масштабам событий. В новый мемориальный комплекс включены скульптурные композиции "Беларусь - скорбящая мать", представляющая собой фигуру застывшей у пустой колыбели скорбящей матери, лишенной карателями детей и будущего, "Пламя" - образ разъяренной стихии, в которой оказались живые люди (перед посетителями предстают фигуры мечущихся в пламени жертв) и "Колодец" - место траура и памяти о замученных детях, заживо брошенных в колодцы. В соответствии с художественным замыслом элементы данного комплекса олицетворяют собой ужас трагедии: улица с фрагментами обгоревших стен домов. Изображение уцелевших вещей символизирует внезапно прервавшуюся мирную жизнь и беззащитность человека перед насилием. Во время лекции скульптор рассказал слушателям о своей работе, начиная с конкурсного этапа и заканчивая финальным проектированием мемориала, показал первоначальные наброски своих работ, а также фотографии из мастерской и непосредственно процесс создания скульптур. Помимо этого он упомянул, какими работами вдохновлялся во время создания мемориала. Среди них была картина Сандро Боттичелли "Покинутая" и работа Михаила Савицкого "Танец с факелами". Также присутствующие посмотрели видеоролик о создании мемориального комплекса и заслушали воспоминания выживших жителей сожженных деревень о страшном дне 15 июня 1942 года, когда фашистскими карателями была уничтожена деревня Борки с прилегающими к ней поселками. В тот день погибли 2027 человек.-0-