В Госинспекции рассказали о ДТП с участием диких животных в 2023 году
2024-02-18 13:57
Дорожно-транспортные
происшествия с участием диких животных для Беларуси не редкость, однако
опасения вызывает ежегодный рост их количества. Так, Государственная инспекция
охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь с 2021
года осуществляет регистрацию сообщений о фактах обнаружения травмированных или
погибших в результате ДТП охотничьих животных, в том числе диких копытных. О
том, сколько и какие животные чаще всего становятся причинами аварий, наиболее
опасных участках, где могут произойти такого рода происшествия, и рекомендациях
водителям рассказал корреспонденту БЕЛТА заместитель начальника отдела контроля
за охраной и использованием объектов животного мира Госинспекции Степан Гузней.
Происшествия в 2023
году
"В 2023 году установлено 3374 факта ДТП с участием
охотничьих животных. Это на 353 случая, или на 11,7% больше, чем в 2022 году. В
результате погибло или травмировано 3439 охотничьих животных. По видовой
структуре в большинстве случаев фиксировалась гибель косули - 2264 особи и лося
- 915 особей. Кроме того, в результате ДТП в 2023 году погибло 150 кабанов, 96
оленей благородных, 2 оленя пятнистых, 8 ланей и 4 бобра", - сказал Степан
Гузней.
По его словам, в 2023 году наблюдалась тенденция
существенного роста количества фактов ДТП с участием охотничьих животных по
сравнению с 2022 годом. При этом рост количества фактов таких ДТП в 2022 году
по сравнению с 2021 годом составил всего плюс 1,4%.
Количество ДТП с участием охотничьих животных в 2023 году выросло почти на 12%
"Факты ДТП с участием оленя пятнистого, лани, бобра и
выдры по-прежнему носят единичный характер. Вместе с тем анализ ДТП с участием
лани, в том числе характера ее обитания в угодьях страны, проведения
мероприятий по вселению и расселению данного животного, а также мест таких ДТП,
указывает на наличие определенной проблемы, требующей принятия соответствующих
мер", - считает замначальника отдела контроля за охраной и использованием
объектов животного мира Госинспекции.
Наибольшее количество обнаруженных погибших в результате ДТП
охотничьих животных в 2023 году отмечается в пятницу, понедельник и четверг.
При этом в 2021 и 2022 годах наибольшее количество таких животных приходилось
на пятницу, субботу и воскресенье.
Где чаще всего
случаются ДТП с животными
Степан Гузней заявил, что по-прежнему подавляющее количество
фактов ДТП и погибших при этом охотничьих животных отмечается в Минской
области. Здесь в 2023 году зафиксировано 956 фактов ДТП (28,3% от их общего
количества) и 984 погибших животных (28,6%). Наименьшее количество отмечается в
Брестской области - 380 случаев ДТП (11,3%) и 390 погибших животных (11,3%).
"В Гродненской области зафиксировано 580 фактов ДТП
(17,2%) и 585 погибших животных (17%), Витебской - 524 случая (15,5%) и 538
погибших животных (15,7%), Могилевской - 487 фактов (14,4%) и 494 погибших
животных (14,4%), Гомельской - 447 случаев (13,3%) и 448 погибших животных
(13%)", - добавил замначальника отдела контроля за охраной и
использованием объектов животного мира Госинспекции.
По всем областям Беларуси отмечается рост случаев ДТП, а
также количества погибших и травмированных в них охотничьих животных по
сравнению с 2022 годом. Наибольший рост наблюдается в Минской области (плюс 104
факта, или 12,2%), а наименьший - в Витебской (плюс 9 фактов, или 1,8%).
Госинспекция: наибольшее количество ДТП с животными фиксируется в Минской области
"Примечательно, что в Минской области отмечается
значительный рост количества погибших в ДТП лосей, в то время как в Витебской
области, где наибольшая плотность населения лося, напротив, отмечается
сокращение количества погибших особей. При этом в Могилевской и Гродненской
областях прослеживается существенный рост количества погибших в ДТП косуль, -
подчеркнул Степан Гузней. - Необходимо отметить, что в Минской области
зафиксировано наибольшее количество погибших и травмированных охотничьих
животных на 1 тыс. км автомобильных дорог - 41,6 особи, а наименьшее в Витебской
области - 25,5 особи. При этом Витебская область занимает второе в Беларуси
место по протяженности сети автомобильных дорог общего пользования (20 тыс. км)
после Минской (23,3 тыс. км)".
В Гродненской области количество погибших охотничьих животных
на 1 тыс. км автомобильных дорог составило 38,8 особи, в Могилевской - 31,2,
Гомельской - 29,5 и Брестской - 28,1. По мнению специалиста, скорее всего
величина данного показателя обусловлена в большей степени интенсивностью
дорожного движения, чем плотностью населения диких копытных животных в
регионах.
"По-прежнему наибольшее количество фактов ДТП с
участием охотничьих животных отмечено в охотничьих угодьях, арендованных
организационными структурами РГОО "БООР" - 2099 фактов (плюс 201
случай по сравнению с 2022 годом). В результате погибло 2132 животных. В их
числе 572 лося, 52 оленя благородных, 1 олень пятнистый, 7 ланей, 1409 косуль и
91 кабан, что составляет 62% от общего количества погибших в ДТП охотничьих
животных", - заявил замначальника отдела контроля за охраной и
использованием объектов животного мира Госинспекции.
Данные по месяцам
"Больше всего ДТП с участием охотничьих животных в 2023
году было отмечено во втором (1610 фактов, 1270 погибших животных) и четвертом
кварталах (861 факт, 884 погибших животных). В то время как в первом квартале
зафиксировано 592 факта ДТП и 610 погибших животных, в третьем квартале - 660
фактов и 675 погибших животных", - обратил внимание Степан Гузней.
Госинспекция: с апреля следует ожидать увеличения количества ДТП с участием животных
Он рассказал, что наибольшее количество фактов ДТП и
погибших животных отмечено в мае прошлого года (573 факта), а наименьшее - в
феврале (175 случаев). Аналогичная картина отмечалась в 2021 и 2022 годах.
Таким образом, в апреле текущего года следует ожидать увеличения количества
фактов ДТП с участием охотничьих животных.
Какие животные чаще
всего становятся причинами аварий
Как отметил замначальника отдела контроля за охраной и
использованием объектов животного мира Госинспекции, наиболее неблагополучными
в отношении ДТП являются лось и косуля. Они чаще других диких копытных животных
становятся причиной ДТП.
"Лось является наиболее опасным за счет своих размеров
и массы. При столкновении автомобиля с лосем чаще всего травмируются и гибнут
люди, а автомобилю причиняются серьезные повреждения. Олень благородный - самый
осторожный из диких копытных, и несмотря на его высокую численность в угодьях
республики, относительно редко становится причиной ДТП", - заверил Степан
Гузней.
В то же время прослеживается негативная тенденция увеличений
количества ДТП с участием лани (2 факта в 2021 году, 5 - в 2022 году и 8 - в
2023 году). Лань по своей биологии не отличается осторожностью и является одной
из причин ДТП в местах вольного обитания.
"Учитывая проводимые в Беларуси мероприятия по
расселению лани в охотничьих угодьях, можно говорить о том, что в ближайшем
будущем количество ДТП с ее участием будет только увеличиваться. В настоящее
время лань в условиях естественной свободы малочисленна и обитает в угодьях
Витебской, Гродненской, Минской и Брестской областей, где появилась благодаря
искусственному вселению. Следует отметить, что в текущем году уже есть зафиксированные
факты ДТП с участием данного животного", - добавил замначальника отдела
контроля за охраной и использованием объектов животного мира Госинспекции.
Какие животные чаще всего становятся причиной ДТП, рассказали в Госинспекции
После вселения в 2022 и 2023 годах лани в охотничьи угодья
Брестского района количество ДТП с участием диких копытных животных
увеличилось. В 2023 году на территории охотничьих угодий учреждения
"Брестская РОС" РГОО "БООР" зафиксировано 11 фактов ДТП с
участием охотничьих животных, из них 4 - с участием лани. Еще 3 факта ДТП с
участием лани отмечены в смежных охотничьих угодьях учреждения
"Жабинковская РОС" РГОО "БООР".
"В данной связи Госинспекция видит необходимость
рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего расселения лани в угодья
республики. Полагаем, что предпочтение следует отдавать благородному оленю,
который помимо всего прочего является аборигенным представителем фауны
Беларуси, а лань использовать в целях содержания и разведения в неволе, в том
числе в охотничьих вольерах. Кроме того, при проектировании мероприятий по
вселению диких копытных животных следует более углубленно изучать вопрос их
влияния на безопасность дорожного движения, в том числе анализировать наличие
автомобильных дорог с интенсивным дорожным движением в местах предполагаемого
вселения", - заявил Степан Гузней.
Наиболее опасные
участки
По словам замначальника отдела контроля за охраной и
использованием объектов животного мира Госинспекции, подавляющее большинство
ДТП с участием охотничьих животных зафиксировано на автомобильных дорогах -
3287 фактов, в результате которых погибло 3344 охотничьих животных. При этом на
железных дорогах зарегистрировано 87 случаев ДТП, в результате которых погибло
95 охотничьих животных (2,8%).
"Наиболее неблагополучными в отношении ДТП с животными
по-прежнему остаются республиканские автомобильные дороги с индексом
"М". Так, наиболее неблагополучными в 2023 году были республиканские
автомобильные дороги М2, М4, М6, М1 и М5", - констатировал Степан Гузней.
Что следует знать
водителям
Как подчеркнул специалист, водителям следует помнить, что
дикие животные наиболее активны в темное время суток. С наступлением сумерек
следует проявлять повышенную бдительность и выбирать соответствующий скоростной
режим. Так, повышенную опасность представляют участки автомобильных дорог с
близко расположенной древесно-кустарниковой растительностью.
"Если лось, олень, заяц или другой дикий зверь в ночное
время оказывается в свете фар, он ослеплен. Темнота за пределами пучка света
воспринимается животным как стена и оно, как правило, начинает метаться, не
видя ничего, кроме освещенного участка дороги и горящих фар. В такой ситуации
рекомендуется остановиться, выключить свет фар, при этом оставить включенными
габаритные огни и включить аварийную световую сигнализацию, тем самым дать
животному время адаптироваться к наступившей темноте и покинуть дорогу", -
пояснил Степан Гузней.
Он добавил, что соблюдение правил дорожного движения, в том
числе установленного скоростного режима и принятие водителем соответствующих
мер в зоне действия предупреждающего знака "Дикие животные", позволит
избежать аварийных ситуаций, связанных с внезапным появлением диких животных на
автомобильных дорогах.
"В случае обнаружения раненого, травмированного,
больного или погибшего дикого копытного животного, необходимо по возможности
сообщить об этом пользователю охотничьих угодий или в оперативно-дежурную
службу территориального органа внутренних дел. Запрещается самовольно добывать,
разделывать и перемещать туши диких животных или их части, а также использовать
продукцию (мясо, шкура, рога и другое). Нарушение данного требования влечет
административную или уголовную ответственность", - подытожил замначальника
отдела контроля за охраной и использованием объектов животного мира
Госинспекции.
БЕЛТА.-0-
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.