Уникальные предприятия, технопарки и кластеры. Как к 2025 году будут выглядеть белорусские регионы?

2022-05-13 14:26
Глава государства не раз подчеркивал: очень важно развить экономику регионов и на этой основе решать в том числе социальные вопросы, сократив до минимума разрыв в уровне жизни населения. О том, как это сделать в условиях санкционного давления на нашу страну, беседуем с директором НИЭИ Министерства экономики Натальей Берченко. - Наталья Геннадьевна, как бы вы оценили прошлый год в разрезе экономического развития областей Беларуси и столицы?
- Об этом проще всего говорить языком цифр и фактов. Показательный позитивный тренд - рост объема промышленного производства. В лидерах - Гродненская область: 115,3% к уровню 2020 года в сопоставимых ценах, и Минская: 108,6%. Среднее значение по стране - 106,5%. Важно, что это сопровождалось увеличением экспорта: в Витебской области - на 49,2% по отношению к 2020 году, в Гомельской - на 45,3%, в Минске - на 40,1%. Успешные продажи отразились на кошельках граждан: во всех регионах выросла реальная зарплата (на 4,4% к 2020 году в целом по стране) и розничный товарооборот (на 1,6%). Улучшилась и финансовая ситуация организаций: удельный вес убыточных в целом по стране снизился на 2,7% - до 12,4%. Увеличилась рентабельность продаж во всех регионах, кроме Минска и Витебской области. Наблюдается значительный прирост по показателю чистой прибыли (за исключением Витебской области). Практически во всех регионах в 2021 году вырос валовой региональный продукт (ВРП). - Каковы особенности и задачи нынешней государственной политики регионального развития?
- Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 29.07.2021 №292) определено, что региональная политика будет направлена на повышение привлекательности для жизни, работы и бизнеса территорий за пределами столицы и областных центров, а также на популяризацию сельского образа жизни. Предусматриваются дифференцированный подход к региональному развитию, точечные меры поддержки и стимулирования в зависимости от специализации, компетенций и потенциала территорий. В Минске и областных центрах, например, на неиспользуемых производственных площадях госпредприятий планируют создать технопарки. Туда хотят привлечь частный бизнес для организации высокотехнологичных производств. Впоследствии они будут участвовать в программах импортозамещения и войдут в кооперационные цепочки с крупными предприятиями страны. Примером такой организационной структуры станет Минский промышленный пояс, который охватит индустриальные площадки семи прилегающих к столице районов и Жодино. В городах и районах, где проживает не менее 80 тыс. человек, появятся индустриальные площадки с инфраструктурой по принципу "последней мили". Там организуют 2-3 новых производства, не имеющих аналогов в стране. На уже действующих предприятиях планируется освоить выпуск новых видов продукции. На территориях, где были реализованы крупнейшие инвестиционные проекты, создадут производства, направленные на увеличение глубины переделов и длины технологических цепочек. В каждом районе планируется 1-2 предприятия. Создавать их будут в том числе при участии малого и среднего бизнеса. В небольших городах и сельских регионах акцент делают на углубленное использование местных ресурсов. Предполагается расширить полномочия местной власти, в частности, предоставить право самостоятельно принимать управленческие решения в отношении госимущества и земельных участков. На территориях, где действуют преференции, в приоритете высокотехнологичные экспортоориентированные производства. В городах-спутниках Минска и прилегающих селах станут ускоренными темпами строить индивидуальное жилье и создавать социальную инфраструктуру, организуют доступное транспортное сообщение со столицей. Предлагается сформировать в регионах 13 кластеров с учетом потенциала и развития компетенций. Все это позволит создать новые рабочие места, увеличить доходы населения, добиться положительных изменений в структуре региональных экономик. - На основе чего планируется решить все эти задачи? - К приоритетам здесь относятся развитие перспективных отраслей специализации каждого региона на основе сформированных компетенций, имеющейся ресурсной базы и научно-исследовательского потенциала; цифровизация отраслей перспективной специализации; ускоренное развитие индустриальных центров; реализация единых социально-экономических стратегий в агломерациях областных центров, столицы и городов-спутников; формирование необходимых инфраструктурных и институциональных условий для сохранения и развития человеческого потенциала в регионах; содействие предпринимательской и инвестиционной активности. Сохраняют также актуальность активизация межрегионального сотрудничества с Китаем, усиление межрегиональной интеграции в рамках единого экономического пространства ЕАЭС, прежде всего в части импортозамещения и кооперации производителей. Предполагается сформировать в регионах 13 кластеров с учетом потенциала и развития компетенций. Данные ВРП по областям за 2021 год Минская +1,9% Могилевская +0,7% Гомельская +0,7% Минск +3,2% Брестская + 2,5% Гродненская +4,8% Только в Витебской области ВРП снизился на 0,4% Ангелина СВЕТЛОВА, газета "7 Дней".-0-