Учебные программы поэтапно корректируются по принципу относительной завершенности - Минобразования

2017-08-02 19:23
2 августа, Минск /Корр. БЕЛТА/. Принцип относительной завершенности содержания образования на второй ступени общего среднего образования (5-9-е классы) реализуется поэтапно, сообщила сегодня во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Каржова. По ее словам, на данный период принцип относительной завершенности содержания образования реализован в учебных программах для 1-3-х, 5-7-х классов. Заместитель директора Национального института образования по научно-методической работе Валентина Гинчук пояснила, что относительная завершенность содержания образования на второй ступени означает, что ученик, окончивший девять классов, должен получить необходимый и достаточный объем знаний, умений и навыков, которые позволят ему успешно социализироваться, выбрать направление для продолжения образования, определить будущую сферу профессиональной деятельности.
В качестве примера она рассказала, как принцип относительной завершенности реализуется в содержании учебных предметов "История Беларуси" и "Всемирная история". В построении содержания исторического образования реализуется концентрический принцип. Это означает, что учащиеся с 5-го по 9-й классы будут изучать весь период истории с древнейших времен до настоящего времени на хронологическо-событийном уровне. В 10-11-х классах будет изучаться весь указанный период истории, только уже на проблемно-теоретическом уровне, который предполагает введение новых теоретических знаний, их обобщение и систематизацию. Ранее содержание школьного исторического образования структурировалось на основе линейного принципа, согласно которому с 5-го по 11-й классы ученики изучали историю в хронологической последовательности - от древности до начала XXI века. Как добавила заместитель директора Национального института образования по научно-исследовательской работе Ольга Зеленко, ярким примером относительной завершенности содержания образования на второй ступени общего среднего образования может служить обучение русскому и белорусскому языкам. Так, к окончанию 9-го класса учащиеся осваивают весь систематический курс языка (изучаются все уровни языковой системы - от фонетики до синтаксиса). В 10-11-х классах знания закрепляются, обобщаются, систематизируются, языковые и речевые умения совершенствуются в аспекте культуры речи на базовом уровне, а на повышенном уровне расширяются представления учащихся о языковых нормах. Принцип относительной завершенности содержания образования реализован также в литературном образовании, заметила она. Эту тему продолжила профессор кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы БГУ, руководитель группы по разработке учебной программы по учебному предмету "Беларуская літаратура" Ольга Проскалович. Раньше изучение белорусской литературы в 9-м классе завершалось 1920-ми годами. "В новых программах в 5-8-х классах мы придерживаемся так называемого жанрово-тематического принципа, в 9-м классе отказались от историко-литературного принципа, а в 10-11-х классах (базовый и повышенный уровни) сохранили традиционный линейный принцип структурирования литературного образования на историко-литературной основе - от древности до современности", - проинформировала она. "Если говорить о кардинальных изменениях, то главное - отказ от последовательного изучения литературы разных исторических эпох на второй ступени общего среднего образования. Ученики 5-9-х классов знакомятся с выдающимися произведениями национальной классики и современных авторов. А историко-литературный принцип будет реализовываться на третьей ступени общего среднего образования на базовом и на повышенном уровнях", - добавила Ольга Проскалович.
Профессор также отметила, что последовательная реализация принципа относительной завершенности содержания литературного образования началась в 2015 году, в 2017/2018 учебном году обучение по программам, в которых реализован принцип относительной завершенности, будет осуществляться в 5-7-х классах, в 2018/2019 учебном году - в 8-м классе. В 2019/2020 учебном году мы сможем сказать, что принцип относительной завершенности содержания образования реализован, резюмировала она.-0- Все материалы круглого стола "В новый учебный год - с новыми программами и учебниками"