Цифровизация и инновации. Минские педагоги представили перспективные образовательные проекты
2024-12-26 17:21
В столичном кинотеатре "Победа", который не так давно открылся после масштабной реконструкции, состоялась торжественная церемония награждения победителей городского конкурса "Опыт и инициатива педагогов - ресурс образования столицы". Мероприятие стало ярким финалом года для столичного образования, собрав лучших учителей, вдохновляющих лидеров и авторов инновационных образовательных проектов. В 2024 году на конкурс был подан 151 инновационный проект и 62 педагогических опыта, охватывающих самые актуальные аспекты современного образования: развитие метапредметных компетенций, экологической культуры, гражданственности, патриотизма, а также внедрение передовых методик для работы с детьми с особенностями психофизического развития. По итогам всех испытаний 50 проектов получили гранты на реализацию, а 50 педагогов стали обладателями престижных премий. Побывал на мероприятии и корреспондент БЕЛТА, чтобы из первых уст узнать, как новые педагогические инициативы трансформируют столичное образование.Конкурс "Опыт и инициатива столичных педагогов" - один из самых уважаемых и значимых конкурсов, который не только занимает ведущее место в столичном образовании, но и имеет огромное значение для всей страны. Такое мнение высказала директор минской средней школы №52 Оксана Цуран. "Всем кажется, что мы, педагоги, традиционно из года в год учим по одним и тем же программам. Пусть программы меняются, но в целом у нас все очень стабильно и традиционно. Однако на самом деле это не так. Педагогика - одна из самых развивающихся наук, и ни один учебник не успевает за ее развитием. Именно новые подходы и инновации в образовании, участие в таких конкурсах позволяют педагогике постоянно развиваться. Это движение вперед - новые факты, новые приемы, которые помогают идти образованию в ногу со временем", - отметила Оксана Цуран.
По ее мнению, в наши дни никто уже и не говорит о том, что дополнительное образование - это просто занятие, которое занимает время ребенка. "Мы говорим, что оно должно быть грамотно синтезировано с основным образованием, чтобы гибко реагировать на все процессы, происходящие в мире. Еще недавно компьютеры входили в систему образования как диковинка - это было всего лишь 20-25 лет назад. Сегодня компьютером никого не удивишь, и мы уже говорим о цифровом образовании. Цифра присутствует на каждом уроке - будь то уроки русского языка или гуманитарные предметы. Цифровое образование - это будущее, - подчеркнула Оксана Цуран. - Опыт, который я представляю сегодня, называется "Дети детям - самый добрый проект на свете". Наша школа - одна из самых больших в Минске, и перед нами стояла задача заинтересовать каждого ребенка, чтобы повысить качество образования. Нет неталантливых детей, просто каждому нужно дать то, что его увлечет".Ученики минской средней школы №52 работают в трех направлениях в рамках этого проекта. Они изготавливают пособия для детей с особенностями физического развития, создают наглядные материалы для уроков, а также помогают декорировать школьное пространство. Все происходит следующим образом: на уроке информатики ученики проектируют изделия, затем на уроках математики выполняют расчеты, а на уроках трудового обучения изготавливают недостающие детали или печатают их на 3D-принтере. После этого все соединяется и получается готовое изделие.По мнению Оксаны Цуран, практико-ориентированный подход в образовании очень эффективен, потому что ребенок понимает, для чего он изучает информатику, математику и другие предметы. "Одно из последних наших успешно реализованных направлений - стендовый моделизм. У нас появилась модель Кургана Славы. Ученики вместе с учителями математически просчитали его пропорции, чтобы они соответствовали оригиналу. Это была целая научная работа, которая включала исторические исследования. Через полгода ребята создали готовую модель, которая сейчас занимает достойное место в школьном музее. Там проводятся различные патриотические мероприятия. С момента внедрения проекта охват детей увеличился в пять раз", - отметила директор.
Конкурс "Опыт и инициатива педагогов - ресурс образования столицы" - отличная возможность для всех учреждений образования реализовать свои творческие инициативы, считает Юлия Бакун, директор гимназии №13 Минска. "Одной из таких очень важных для города инициатив станет открытие первого в Республике Беларусь музея цифровизации города Минска. В нем расположатся несколько площадок, которые расскажут детям, педагогам и родителям, как зарождалась цифровизация и к чему мы пришли на сегодняшний день. Это очень важно. Логично, что площадки будут у флагмановских учреждений образования, которые активно продвигают идеи цифровизации", - отметила директор.
Проект носит название "История цифровизации столичного образования как ресурс совершенствования цифровой культуры субъектов образовательных отношений". Главная его идея - показать развитие технологического прогресса за последние годы. "Это первые цифровые лаборатории, которые внедрялись (к слову, в музее гимназии №13 стоит первый компьютер, приобретенный в 1990-е годы и одним из первых в столице внедренный в образовательный процесс). И такие интересные решения, как они развивались от первых цифровых лабораторий до сегодняшнего IT-образования, внедрения в реальную практику образовательного процесса программирования, робототехники, IT-технологий, конечно, будут присутствовать во всех экспозициях, которые планируются интерактивными. То есть не просто посмотреть, но и попробовать программирование на первом компьютере, позаниматься на первых робототехнических наборах. Мы покажем, как это было, когда только начиналось то, что сейчас шагает по всей стране", - рассказала Юлия Бакун.
По ее словам, проект уникален тем, что ему нет аналогов не только в Беларуси, но и в соседней России, что подчеркивает его значимость и инновационный подход. "Часть экспонатов у нас уже есть, но оформление музейной экспозиции, написание текстов экскурсий, разработка интерактивных занятий для посетителей музея - как раз то, что сегодня спонсирует город. Речь идет не только о приобретении экспонатов, но и методическом сопровождении. Мы преобразуем идеи в реальный образовательный продукт. Это особенно важно для детей и родителей. Экспозиция будет не только интересной, но и интерактивной, креативной", - подчеркнула директор.Конкурс проводится ежегодно уже на протяжении многих лет. За это время труд и опыт педагогов оказали значительное влияние на качество столичного образования. Эти достижения подтверждаются на конкурсах исследовательских работ, республиканских и международных олимпиадах, творческих и спортивных мероприятиях. В конкурсе участвуют как индивидуальные педагоги, так и педагогические коллективы. Кроме того, представлены и региональные проекты, разработанные сотрудниками различных учреждений образования."Критерии оценки зависят от номинации. Если работа заявлена как опыт, то оценивается результативность проделанной работы. Если работа представлена как проект, то главным критерием становится предполагаемый результат. Основное внимание уделяется инновационности и актуальности представленных идей, - добавила заместитель председателя комитета по образованию Мингорисполкома Ольга Смирнова. - Среди победивших работ есть проекты, которые выделяются своей уникальностью. Например, одна из минских школ представила проект совместной работы с архивным учреждением. Это позволит учащимся глубже изучать историю, обществоведение и культуру, а также познакомиться с архивным делопроизводством. Такой проект имеет не только образовательное, но и профориентационное значение".
Завершившаяся церемония награждения победителей конкурса "Опыт и инициатива педагогов - ресурс образования столицы" стала ярким свидетельством того, как инновационные подходы и творческое вдохновение педагогов могут трансформировать столичное образование. Эти проекты не только раскрывают таланты и потенциал учащихся, но и прокладывают путь к будущему, где технологии, творчество и гуманитарные знания сливаются в едином образовательном процессе.
Кирилл НИКИТИН,БЕЛТА.-0-
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.