Телевидение, интернет или печатная пресса? Социологи узнали предпочтения белорусов

2024-09-11 16:49
11 сентября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Социологи провели исследование предпочтений белорусов в отношении традиционных и новых медиа. Об этом на пресс-конференции сообщил заведующий Центром оперативных исследований Института социологии Национальной академии наук Беларуси Александр Бельский, передает корреспондент БЕЛТА.
Респонденты считают телефонные звонки наиболее удобным форматом участия в соцопросах
"Институт социологии изучает новые медиа, мы рассматриваем сайты, новостные порталы, социальные сети, мессенджеры, причем в соотношении с традиционными средствами массовой информации. Исходя из этого, мы имеем полную картину информационного пространства. В частности, мы исследовали предпочтения населения в области средств массовой информации", - сказал Александр Бельский. Телефонный опрос проводился в первом квартале 2024 года, в нем участвовали 900 респондентов из всех возрастных групп.
В ответ на вопрос "К каким источникам вы обычно обращаетесь, если хотите получить информацию по вопросам общественно-политической проблематики?" 53,9% опрошенных выбрали телевидение, 48,9% - сайты, новостные порталы, 27,1% - социальные сети, 17,6% - мессенджеры, 15,5% - прессу (газеты, журналы), 8,6% - радио. "Мы видим, что представители новых медиа суммарно уже начинают завоевывать больше внимания среди населения страны. Но если посмотреть на наиболее распространенные источники информации - это телевидение и новостные порталы, то они условно всегда плюс-минус находятся в равном соотношении между собой. И мы говорим о противостоянии этих традиционных и новых медиа и об адаптации традиционных медиа в новой реальности", - отметил ученый.
Респонденты считают телефонные звонки наиболее удобным форматом участия в соцопросах
Социологи также задали уточняющий вопрос, как часто респонденты используют аналоги телевизионных эфиров в интернете (это и онлайн-вещание, и записи конкретных программ), а также электронные версии газет и аналоги радиопередач. "Оказалось, что 28,8% часто используют аналоги телеэфиров в интернете. Это значительная часть респондентов. При этом практически 50% никогда не используют электронные версии газет. Классические практики медиапотребления имеют место быть, и люди все еще хотят взять газету в руки. Это же касается и радиостанций. Многие хотят вещать только в цифре, но, учитывая распространенность автомобилей и автомагнитол, очень многие потребители именно по пути на работу, по дороге с работы слушают радио в машине и таким образом поглощают контент. Не все можно заменить простым перетеканием в интернет, и это тоже важно отмечать. Востребованность традиционных медиа в их реальном формате, классическом, привычном нам, сохранится еще на долгие годы", - уверен Александр Бельский. Также социологи дали возможность респондентам выбрать несколько вариантов и указать всю палитру источников информации, которые для них актуальны. В качестве источников информации опять же лидировали телевидение (67,2%) и интернет (65,4%). "А если мы говорим о том, какому сегменту национального информационного пространства больше доверяют, то здесь выделяется телевидение (48,5%)", - отметил ученый.Социологи изучили и частоту использования различных источников. "Интернет и телевидение у нас практически ежедневно используются. Интернет чаще, телевидение несколько реже. Печатная пресса используется несколько раз в неделю или раз в неделю, в зависимости от частоты выхода издания", - рассказал Александр Бельский. Социологи также определили, какую информацию получает население из различных СМИ. "Мы видим, что интернет является для населения нашей страны больше развлекательным направлением. Есть и весомая часть тех, кто черпает оттуда информацию. Развлечение и информирование через интернет находятся в практически равном соотношении - 40,5% и 36,9%. Где-то информацию из интернета воспринимают критично, где-то несерьезно. Где-то информация, которая подается саркастически, воспринимается как достоверная. Так что здесь есть определенные проблемы. Если говорить про телевидение, то для большинства оно является именно новостным - 50,1% (а развлекательный компонент - только 37,1%). Пресса видится как сугубо новостное направление (63,3%). А вот радио наоборот. Его слушают с утра, чтобы проснуться, вечером, чтобы разгрузить свои мысли, непосредственно после работы, чаще всего в автомобилях, потому радио в первую очередь несет развлекательную составляющую (для 59,7% опрошенных)", - проинформировал Александр Бельский.-0-