Стало известно, кто стоял за реализацией проекта белорусской автокефалии в 1920-е годы
2023-06-27 22:23
27 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. На телеканале
"Беларусь 1" в фильме "Восставшие на святое" рассказали, кто стоял за реализацией проекта белорусской автокефалии в 1920-е годы, сообщает БЕЛТА.
Религиозный раздор - это надежный инструмент в попытках подорвать политическую и общественную стабильность. В странах, где преобладает православное население, спровоцировать конфликт пытаются, расколов православную церковь. Впервые белорусы столкнулись с церковным расколом сто лет назад. В 1921 году, согласно Рижскому мирному договору, практически половина территории Беларуси отошла к Польской Республике. Часть осталась в составе БССР, а затем - Советского Союза. Религиозные процессы в восточных и западных областях проходили по-разному. В Советской Беларуси, как и во всем Советском Союзе, велась атеистическая пропаганда, храмы закрывались. Наиболее активно этот процесс начался в 1930-е годы.
В Западной Беларуси церковная жизнь проходила по совершенно другому сценарию. Польша считала весьма опасным тот факт, что православные приходы юридически подчиняются Московскому патриархату Русской православной церкви. Поэтому, помимо решения политических и экономических вопросов, правительство Польши активно стало заниматься национальным вопросом и внедряться в религиозную сферу.
"Преподавание Закона Божьего в школах было. Духовные семинарии, училища, монастыри, пастырские курсы действовали. Внешне церковная структура была. Но при всем при том проходил процесс полонизации, и он же проходил и через церковь. Делопроизводство церковное должно было вестись на польском языке. Преподавание Закона Божьего в школах польских, ведь большинство школ уже были переведены на польский язык, все на польском", - отметил ректор Минской духовной академии Архимандрит Афанасий (Соколов).
Польша для эффективного решения вопроса привлекла даже разведывательные органы. Некоторые священнослужители вербовались, чтобы в приходах доносили верующим информацию, которую требовали правительства Войцеховского, а затем Пилсудского. "В своем подавляющем большинстве православные епископы и священнослужители резко негативно отнеслись к этой идее, - уточнил кандидат богословия протодиакон Павел Бубнов. - Особенно когда увидели, что польское правительство решило обратиться к Константинопольскому патриарху, не согласовывая этот вопрос с Русской церковью".
Основная задача - разорвать родственные, национальные и духовные связи православных белорусов, провозгласить автокефалию Польской православной церкви. То есть получить самостоятельность и стать независимой от Русской православной церкви. Первостепенная задача для польского правительства - целиком подчинить церковь государству. Тому, которое добилось автокефалии. Какими путями - значения не имело.
"В 1924 году польские власти добились согласия на провозглашение автокефальной православной церкви Константинопольского патриарха. Некоторые говорили, что за это согласие Константинопольский патриархат получил от польских властей определенную сумму денег - за признание автокефальной церкви на своих территориях", - рассказал доцент кафедры Гродненского госуниверситета имени Янки Купалы кандидат исторических наук, член отдела по канонизации святых Гродненской епархии БПЦ Александр Горный.
Многие иерархи православной церкви, которые служили в Западной Беларуси, автокефалию не поддержали. Несогласных с религиозным геноцидом пастырей Польша лишала сана, прихода, затем гражданства. Ряд священников были арестованы. Отбывали наказание в тюрьмах, лагерях и ссылках. "Епископ Новогрудский Пантелеимон Рожновский был отстранен от кафедры. Фактически возглавлявший Гродненскую епархию епископ Белостокский Владимир Тихоницкий точно так же был отстранен и выслан из страны за сопротивление провозглашения автокефалии Польской церкви", - рассказал кандидат богословия протодиакон Павел Бубнов.
В конце 1930-х Полесско-Пинскую епархию возглавлял Александр Иноземцев. Под его руководством служил Владимир Финьковский. Как стало известно, всего за пару лет священнослужитель сменил десятки приходов. Приказы о назначении и переводы занимают чуть ли не половину личного дела, которое состоит всего из 65 листов. В 38 году едва не каждый месяц Финьковский менял место службы. Часто - по жалобам прихожан. В мае 1939 года настоятелем храма в деревне Куплин, недалеко от Пружан, назначают иеромонаха Владимира Финьковского. Но прослужил он здесь совсем недолго. После воссоединения Беларуси в 1939 году западные территории начали жить в новых политических, экономических и религиозных условиях. Так случилось, что собор Александра Невского в городе Пружаны стал вакантным. 1 октября 1939-го иеромонах Владимир Финьковский самовольно, без каких-либо назначений и официальных указов, занимает Александро-Невский храм. Сам себя назначает настоятелем, устанавливает свой порядок.
С осени 1939 года православные приходы и монастыри Западной Беларуси стали возвращаться в структуру Русской православной церкви, в том числе Жировичский монастырь. Из-под ареста был освобожден Пантелеимон Рожновский. Владыка стал экзархом Московской патриархии на возвращенных территориях. Большая часть духовенства и епископата, ранее служивших в Западной Беларуси, перешла под крыло Русской православной церкви. Единственный, кто отказался от смены церковной юрисдикции, стал епископ Полесский и Пинский Александр Иноземцев. Он занял позицию строгой непримиримости к Русской православной церкви, за что был уволен на покой. -0-
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.