Сотрудничают с блогерами и музеями, торгуют на маркетплейсах. Как белорусские производители продвигают свои товары

2024-02-29 16:33
Насколько сложно продвигать свою продукцию в других государствах, даже очень качественную и по выгодной цене, белорусские производители знают хорошо. Но, как показали случившиеся в последние годы санкции и пандемия, не менее важно уверенно чувствовать себя на внутреннем рынке. В Беларуси отечественным товарам дают "зеленый свет", но хорошо ли мы при этом знаем свои бренды и то, что они производят? Могут ли у нас не только создать качественный товар, но и продать его? Давайте разбираться.
Лучшие места – для своих
Об этом недавно говорил и Президент Беларуси Александр Лукашенко на открытии "Першага нацыянальнага гандлёвага дома". "Если вы хотите завоевать свой рынок и никому не отдавать, то, естественно, надо, чтобы в Беларуси были свои магазины", – отмечал глава государства, имея в виду масштабные объекты, где можно широко представить белорусские товары. Собственно, таковым и стал "Першы нацыянальны гандлёвы дом". Надо сказать, очень удачная идея – собрать все белорусские бренды под одной крышей. Походив по просторным павильонам, убеждаешься: многого из представленной здесь продукции в магазинах шаговой доступности нет. А в фирменные магазины, например, за шоколадными батончиками нашей кондитерской фабрики, заменившими зарубежные аналоги, на другой конец столицы не поедешь. Здесь же – довольно редкие сладости без сахара, которые пользуются спросом, но есть далеко не в каждом магазине.
Впечатляет и павильон, объединивший многих белорусских промышленных производителей и ремесленников, готовых сменить известную западную торговую марку. Мебель, домашний текстиль, предметы интерьера, посуда, ткани, фурнитура – исключительно отечественные.
Обойти за один раз все этажи торгового дома не так просто. Но даже посетив несколько павильонов, понимаешь: у нас много хороших и разных товаров. Задача производителей, как говорили в старину купцы, их "показать лицом". Получается ли это сделать? В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли отвечают "да", если вопрос касается продовольственных товаров. Их доля в наших магазинах достаточно высокая – 77,5%. Спрос покупателей на мясо и мясные, молочные продукты, сахар, муку, куриные яйца почти полностью удовлетворяют отечественные производители. И, кстати, впервые в истории в зимний период белорусы были полностью обеспечены отечественными огурцами!
А вот по непродовольственным товарам ситуация сложнее.
– Доля белорусских товаров в общем объеме реализации на внутренний рынок в 2023 году снизилась на 2,5% – до 40,4 %. Просели в продажах чулочно-носочные изделия, трикотажная одежда, холодильники, стиральные машины, – констатируют в МАРТ и подчеркивают, что производителям надо активнее продвигать свою продукцию, повышая ее узнаваемость у потребителя.
К слову, сложности с продажей непродовольственных товаров есть не только в нашей стране – это глобальная проблема. В мире, по подсчетам европейских исследователей, остатки продукции увеличиваются ежегодно примерно на сумму в 100 млрд евро. Продать сегодня товар – большое искусство, поэтому успешные маркетологи и менеджеры сейчас на вес золота.
Для стимулирования продаж отечественной продукции в середине прошлого года внесены изменения в постановление Совмина №713 "О системе регулирования цен". В обновленном документе предусмотрены стимулы для розницы по увеличению продаж белорусских товаров, а также возможность установления стимулирующих выплат торговле за приобретение у поставщика определенного количества товаров и оказание услуг по их продвижению.
Министерство антимонопольного регулирования и торговли делает все возможное, чтобы планомерно насытить внутренний рынок отечественной продукцией. Для этого ведомство помогает выстроить деловые отношения между производителями и торговлей, в том числе во время рабочих встреч, на которых при необходимости принимаются оперативные решения.
– Вместе с тем постановлением о перечнях товаров, подлежащих включению субъектами торговли в ассортимент, предусмотрено обязательное наличие на полках магазинов не только отечественной, но и продукции государств – членов ЕАЭС, – уточняют в МАРТ.
Так созданы равные условия для честной конкуренции.
Сотрудничество в помощь
Надо отметить, что белорусские предприятия легкой промышленности стараются успеть за модными тенденциями: внимательно изучают запросы потребителей и быстрее на них реагируют. Это легко оценить по тому, как меняются сезонные коллекции белорусской одежды, модели обуви. Возможно, это происходит не так быстро, как хотелось бы модникам, тем не менее прогресс – существенный.
Некоторые предприятия легкой промышленности активно привлекают к работе креативных менеджеров по развитию, дизайнеров, маркетологов. В их фирменных магазинах всегда заметно больше покупателей, в том числе молодежи. И производители стараются их не разочаровать. Запускают модные коллаборации, например, привлекая к проекту медийных персон или организуя совместные проекты с учреждениями культуры, как это сделал один из отечественных производителей белья и одежды из трикотажа и Национальный художественный музей Беларуси. Музейные шедевры изобразительного искусства на футболках и худи понравились покупателям: они ждут продолжения концепции в капсулах. Успех для производителя очевиден.
– Так получилось не только благодаря трендовым силуэтам: многим важна причастность к миссии сохранения культурных ценностей, развития чувства прекрасного, – подчеркивают представители компании.
Явный плюс и в том, что высокое искусство пошло в массы, стало ближе даже тем, кто и в музеи-то особо не ходит, и едва вспомнит пару-тройку фамилий художников. Подобные проекты вызывают радость и гордость за наших – и производителей, и классическое искусство, которое можно так оригинально популяризировать.
Первый белорусский маркетплейс
Развивается в Беларуси и интернет-торговля. За последние 5 лет в общем розничном товарообороте ее доля увеличилась с 3,7% до 6%. У большинства отечественных производителей есть фирменные интернет-магазины, в которых можно оформить заказ на понравившийся товар. Есть и мультибрендовые, где представлены товары различных белорусских производителей. А буквально неделю назад заработал первый отечественный маркетплейс. Его запустили на базе онлайн-дискаунтера.
– На площадке могут торговать все белорусские юрлица и ИП, самостоятельно определяя ассортимент, стоимость и скорость доставки. По каждому товару на платформе будет указана информация о продавце, – уточняют в МАРТ.
Товары доставляют во все уголки страны: забрать их можно будет в пункте самовывоза или получить на дом. Ставка сделана на низкие тарифы для продавцов, что даст им возможность предложить покупателям лучшие цены.
Белорусская продукция представлена и на других маркетплейсах. МАРТ рекомендует нашим предприятиям более активно выводить свою продукцию на популярные онлайн-площадки для ее продвижения и расширения географии экспортных поставок.
Кстати, в белорусском законодательстве до недавнего времени была предусмотрена электронная торговля только через интернет-магазины. Но поскольку все больше продавцов предпочитают маркетплейсы и агрегаторы, в которых можно сделать покупку через приложения для мобильных устройств, назрела необходимость изменений. И они в Закон от 08.01.2014 № 128-З "О государственном регулировании торговли и общественного питания" уже приняты в первом чтении. Предлагается в том числе расширить перечень технологий, с помощью которых осуществляется розничная или дистанционная торговля с использованием интернета.
Услугами интернет-коммерции чаще пользуется молодежь. Социальные сети как площадка для продажи тоже в основном ориентированы на нее. И пусть наши производители не очень уверенно пока продвигают свой товар через соцсети, но интересные коллаборации можно отметить. Например, с белорусскими блогерами, которые активно пропагандируют отечественную продукцию. Результат иногда превосходит ожидания: так, молочный коктейль, который не очень замечали на полках магазинов из-за скромной упаковки, раскупили подписчики популярного блогера после того, как он его попробовал и одобрил. То же самое произошло и с конфетами. В одном из фирменных магазинов в столице даже стала появляться табличка о том, что товар распродан и надо ждать нового привоза. Кстати, в "Першым нацыянальным гандлёвым доме" в торговой точке от этой фабрики поинтересовалась, есть ли в продаже те самые конфеты. Продавец с улыбкой заверила, что достаточно, и уточнила: "После блогерской рекламы все только их и спрашивают".
Нестареющая классика
Несмотря на развитие торговых интернет-площадок, не уменьшается и количество стационарных магазинов в Беларуси. Как уточнили в МАРТ, сейчас их более 128 тысяч. Растут как грибы после дождя и современные торговые центры в новых микрорайонах. В 209 торговых центрах по всей стране отечественным производителям предоставляют льготные условия по аренде помещений, но пока этой возможностью воспользовались немногие: открыто всего около 25 торговых павильонов.
Широко представлены отечественные товары и в универсальных магазинах.
Визитная карточка столицы – ГУМ – меняет внутренние интерьеры, в том числе для того, чтобы более выгодно представить продукцию белорусских предприятий.
– Значимую долю в обновленных торговых залах, как и прежде, занимает продукция отечественных производителей. Это полюбившиеся нашим постоянным покупателям и гостям столицы товары высокого качества популярных брендов, которые радуют изобилием ассортимента, новыми коллекциями, – говорит заместитель директора универмага Татьяна Янушкевич.
Чтобы продвигать отечественную продукцию, здесь постоянно проводят маркетинговые мероприятия: распродажи, демонстрации моделей одежды, мастер-классы.
Мы воспринимаем высокое качество наших товаров как должное. Разве что иногда задумываемся об этом, когда слышим хвалебные отзывы ближайших соседей из России и других стран СНГ, где наша продукция идет на ура. Один из последних примеров – II Форум регионов Беларуси и Узбекистана в начале февраля, в рамках которого заключено свыше 20 контрактов и соглашений на $80 млн.
На рынке, как в спорте, надо быть в постоянном движении
"Беллегпром" объединяет ведущие предприятия легкой промышленности нашей страны и, по словам председателя концерна Татьяны Лугиной, предоставляет качественные товары даже самым требовательным белорусским покупателям.
– Мы отмечаем, что белорусы научились уважать отечественную продукцию и гордиться ею, – подчеркивает Татьяна Алексеевна.
Она считает, что для успешности любого бренда, товара, услуги в команде нужны компетентные люди, готовые круглосуточно заниматься продвижением продукта:
– Наши предприятия для этого используют такие современные инструменты, как социальные сети. Выходят на крупные онлайн-площадки. Например, за прошлый год Оршанский льнокомбинат увеличил реализацию через онлайн-каналы в 2,5 раза, ОАО "Свiтанак" – в 4 раза. На рынке, как в спорте, надо постоянно быть в движении, применять новые методы для достижения успеха.Белорусским производителям предоставляют льготы по аренде торговых помещений в 209 торговых центрах.
За последние 5 лет в общем розничном товарообороте доля интернет-торговли увеличилась с 3,7% до 6%.
Анна Маслякова, фото БЕЛТА