"Шоу мирового уровня". Искусствовед о концерте "Если мы едины"
2024-09-18 19:36
Праздничный концерт ко Дню народного единства "Если мы едины",
который прошел 17 сентября в "Минск-Арене", запомнится зрителям надолго.
Отличная режиссерская работа, нестандартные ходы и символизм в каждом
действии - под впечатлением остались даже искушенные люди культуры.
Ректор Белорусского государственного университета культуры и искусств
Наталья Карчевская в беседе с корреспондентом БЕЛТА расставила акценты в
состоявшемся шоу.
В лучших традициях режиссурыПо
словам Натальи Карчевской, праздничный концерт стал замечательным
примером организации шоу мирового уровня. "Хотя к этому событию не
совсем применимо именно это слово - "шоу", тем не менее концерт
высочайшего, на мой взгляд, уровня, - сказала она. - Правильно
расставлены акценты, показаны те вещи, которые нас объединяют, роднят
жителей разных регионов нашей страны, разных национальностей, разных
поколений (вспомнить хотя бы номер ветеранов и детей)".Интересно
то, что традиционные виды искусства по-разному сочетаются с новыми
аранжировками и новыми подходами. Все действие театрализовано и
поставлено в лучших традициях режиссуры массовых представлений.По
классическим канонам в каждом концерте должны быть кульминационные
точки, отметила ректор БГУКИ. И обратила внимание, что режиссура этого
концерта нетрадиционна - в этом случае поступательное развитие действия и
один кульминационный номер. В каждом блоке концерта "Если мы едины"
были свои доминанты. В качестве примера она привела номер в самом начале
концерта, исполненный Николаем Лукашенко, сыном Президента Беларуси,
совместно с Еленой Осташкиной-Мысливчик.
Искусствовед подметила, что этот номер несет в себе глубокий смысл, и в этом его неочевидная сложность.
Музыкальные инструменты производит народ с сильными традициями "Я
реально вдохновлена тем, как Президент воспитывает своих детей. Это
можно перенести в дальнейшем на всю страну, - заметила Наталья
Карчевская. - Произведение, про которое я сейчас говорю, написано Еленой
Осташкиной-Мысливчик специально к этому концерту. В нем соединены
фольклорные традиции с традициями академической музыки. И что
немаловажно, исполняется номер на белорусских роялях".Ректор
БГУКИ обратила внимание, что рояли в Беларуси прежде никогда не
производились. Несколько лет назад в Минске возобновили производство
новых современных высококачественных пианино "Беларусь". Теперь эта
фабрика выпускает и рояли. "Только народ с сильными традициями и высоким
уровнем развития может производить такие музыкальные инструменты, -
подчеркнула Наталья Карчевская. - Мы производим не только оружие, как
некоторые другие страны, но и то, что приносит людям радость".Искусствовед
уверена, что номер вызвал у зрителей самые замечательные впечатления.
Он исполнен на белорусских инструментах в сопровождении оркестра, и все
это действие дополнялось акробатикой высокого уровня.
Лучшие номера проекта "Беларусь - моя песня"Хорошим
режиссерским ходом Наталья Карчевская считает включить в программу
концерта лучшие региональные номера республиканского фестиваля "Беларусь
- моя песня". Они переосмыслены и показаны на другом, более масштабном
уровне."Номера масштабированы в условиях "Минск-Арены", там
также есть интересные находки. Как искусствовед я могу разобрать
фактически каждый номер. Вчера даже подумала о том, что можно написать
большую статью в ВАК", - заметила она.Рассуждая на тему
уникальности белорусской культуры, искусствовед согласилась со словами
Президента Беларуси о том, что сформированная талантом и трудами
множества выдающихся сыновей и дочерей белорусской земли, белорусская
культура давно стала неотъемлемой частью общего наследия всего
человечества. И прав глава государства, заметила она, когда
говорил о важности для каждого ощутить всю палитру талантов белорусской
земли и прикоснуться к богатому наследию национальной культуры.
Пробудить в сердцах белорусов любовь к своей Родине - на это и
направлена всебелорусская акция "Марафон единства".
Концерт по-настоящему народныйГоворя
о народных концертах, часто имеется в виду, что исполняются народные
песни под народную фольклорную музыку. Но вчерашний концерт был народным
в более широком смысле, считает ректор БГУКИ. По ее словам, в программе
были задействованы все слои белорусского населения. Концерт объединял и
по территориальному, и по возрастному, и по профессиональному
признакам, а также в историческом плане. Причем самое активное
участие принимали и зрители, заметила искусствовед. Например, люди сами
включали фонарики на телефонах. Очень тепло своих артистов встречали
зрители из Могилевской области. Наконец, все вместе - вне зависимости от
того, кто они по профессии - слесарь, олимпийский чемпион, ректор вуза
или министр, - пели гимн. "На концерте были совершенно разные
люди. И все они становились не только зрителями, но и участниками
произведения", - подчеркнула эксперт.
Еще раз про объединение Очевидно,
концерт объединял, отметила Наталья Карчевская. Дети-исполнители из
разных областей объединялись в одних номерах со взрослыми. Гродненская
область, где проходит Республиканский фестиваль национальных культур,
представила исполнителей - не белорусов по национальности, но ставших
частью белорусского народа. И это тоже был интересный ход, подметила
эксперт.Важным элементом концерта, по ее словам, был партер. Там
располагались молодые люди, студенты разных вузов страны. Такое решение
придало дополнительную эмоциональную окраску и имеет большое
воспитательное значение. "Не у всех людей, которые имеют
отношение к искусству, есть возможность поучаствовать в создании шоу.
Этим занимаются специалисты, которые знают, как это делать. А в партере
находились обычные люди - часть белорусского народа, которые активно
участвовали в каждом эпизоде этого масштабного действия. Выполняли,
кажется, простые движения, но и сами себя заводили, и создавали
атмосферу единства на "Минск-Арене", - пояснила Наталья Карчевская.
В отдельных номерах - боль народаБыли
очень хорошие драматические номера. Естественно, все они сопровождались
качественными пластическими решениями. В этой связи ректор БГУКИ
упомянула номер "Нарочанские сосны", который рассказывает об
историческом событии 1935 года, одной из ярких страниц
национально-освободительного движения белорусского народа на территории
Западной Беларуси, о забастовке нарочанских рыбаков против
несправедливой аграрной и налоговой политики польских властей.По
словам искусствоведа, в этом номере показана боль народа, через которую
пришлось пройти. Причем показано достаточно скупо пластически, без
каких-то эффектных вещей. Вместе с тем образ озер, которые темнеют от
горя, создан профессионально.
"Баллада о диктаторе"При
постановке этого номера использован очень крутой режиссерский ход,
заметила Наталья Карчевская. "Я даже не оцениваю качество произведения -
оно замечательное. И думаю, что действительно хороший сюрприз
приготовили для Президента Беларуси, - считает она. - Как отметила на
форуме Наталья Николаевна (пресс-секретарь Президента Наталья Эйсмонт. -
Прим. БЕЛТА), все готовилось в режиме "совершенно секретно" и до
премьеры Александр Лукашенко не знал об этом. А рассказывая про историю
произведения, подчеркнула, что оно было рождено совершенно спонтанно,
случайно и даже вопреки".
Немаловажно
также было напомнить, что баллада - это произведение, стихотворение
особой формы, преимущественно на историческую, обычно легендарную тему,
заметила искусствовед. Ректор БГУКИ обратила внимание, что
номер, как и полагается в настоящем произведении, имеет конфликт. По ее
словам, именно конфликт выступает двигателем развития действия. Зачастую
люди воспринимают это понятие предвзято, полагая, что в спектакле,
например, обязательно нужно кого-то с кем-то столкнуть. "А этот
номер, во-первых, неожиданный, во-вторых, находился в нужном месте
концерта. Плохо, когда в концерте или произведении зритель
предугадывает, что будет дальше. Здесь был действительно сюрприз", -
подчеркнула эксперт.
Отдельное
внимание она обратила на слова "Баллады о диктаторе". Произведение
несет в себе истину: у нас действительно есть диктатура добра и
справедливости.Более того, звучал очень простой, но очень
правильный текст. "Когда одни страны накачивают оружием и дронами (к
слову, 17 сентября тысячи пейджеров взорвались практически одновременно в
разных районах Ливана), наш "диктатор" и весь народ строят дома, мосты,
вводят новые объекты, организуют концерты, - заметила ректор БГУКИ. - И
я рада жить в такой диктатуре. Думаю, остальные тоже не против".По
ее словам, номер выполнен в очень скупой художественной форме, но это
пример настоящего искусства. Это яркий ответ тем, кто белорусов
постоянно за что-то критикует.
УспехВ целом праздничный концерт ко Дню народного единства "Если мы едины" возымел большой успех, уверена Наталья Карчевская. По
ее словам, Анна Селук с режиссерско-постановочной группой проделали
огромную работу. Использованы совершенно новые ходы. "Самое главное, что
концерт получился праздничным. Несмотря на то что акценты были связаны с
тяжелыми моментами нашей истории, в целом создавалось ощущение единства
и того, что мы, правда, очень многое можем вместе. У меня было ощущение
праздника", - заключила ректор БГУКИ.БЕЛТА.-0-
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.