РЕПОРТАЖ: Машина, которой не нужны дороги. "Кайманы" поступают на вооружение белорусской армии

2017-05-02 20:36
Задача создать легкую бронированную машину перед руководством ОАО "140-й ремонтный завод" была поставлена Президентом Беларуси три года назад. В прошлом году группой конструкторов завода уже был продемонстрирован опытный образец белорусского броневика. На сегодняшний момент изготовлены пять единиц многофункциональной боевой бронированной машины "Кайман". Она без поломок и серьезных замечаний прошла заводские и государственные испытания. Директор завода Александр Чуряков рассказал, что на днях планируется подписание приказа о принятии "Каймана" на вооружение белорусской армии.

"На испытаниях машина получила исключительно положительные отзывы, - начал беседу директор завода. - В 38-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригаде в Бресте и в 103-й гвардейской воздушно-десантной бригаде в Витебске во время испытаний за рулем "Каймана" сидели как срочники, так и контрактники. Водители быстро привыкают к нашему броневику. В этом его огромный плюс".

Важнейшим предназначением машины является участие в разведывательных и диверсионных операциях. Мобильное бронированное транспортное средство может использоваться для патрулирования и сопровождения колонн, проведения миротворческих и полицейских операций, действий в условиях чрезвычайных ситуаций.

По словам главного конструктора ОАО "140-й ремонтный завод" Ольги Петровой, под чьим руководством был создан "Кайман", машина разрабатывалась в адаптации к условиям белорусской местности. Несмотря на то, что броневик способен передвигаться по шоссе с максимальной скоростью 110 км/ч, его основное назначение - все же перемещаться и перевозить экипаж по пересеченной местности. По грунтовым дорогам "Кайман" способен развивать скорость до 60 км/ч. "Все испытания машины проходили в условиях бездорожья: грязь, снег, песок. И испытания показали, что в дорогах эта машина совершенно не нуждается", - отметила Ольга Петрова.

Главный конструктор также подчеркнула, что "Кайман" не является модернизацией, а представляет собой абсолютно новую разработку белорусских специалистов. "Изделие изготовлено с нуля на нашем заводе. При этом подавляющее большинство комплектующих - отечественного производства", - рассказала она.

Комплектация дизельного двигателя мощностью 170 л.с была изготовлена на Минском моторном заводе специально для "Каймана". Двигатель оснащен электронной системой управления подачей топлива. С ним агрегатирована пятиступенчатая усиленная механическая коробка передач. В конструкции "Каймана" использованы некоторые модифицированные узлы и агрегаты от БТР. В частности, от него машине достались мост, независимая торсионная подвеска и колесные редукторы с улучшенными характеристиками. По классу защищенности машина имеет дифференцированное бронирование. По бортам и по задней части корпуса класс защиты соответствует Бр 4, в лобовой части толщина металла броневой стали на класс выше. Стекла "Каймана" также пулестойкие. Они имеют двойной контур обогрева, внутренний спасает их от запотевания, а наружный - от обледенения. На верхней части корпуса расположена турельная установка, предназначенная под монтаж трех видов вооружения: пулемет Калашникова, гранатомет АГС-17 и пулемет НСВ-12,7. В зависимости от предназначения шасси также может использоваться под установку различного оборудования и вооружения. Одним из вариантов является использование автоматизированного дистанционно управляемого наблюдательно-огневого комплекса АДУНОК разработки белорусского конструкторского бюро "Дисплей".

Экипаж машины может включать до шести человек. Командир и водитель располагаются в отделении управления, остальные - в боевом отделении. Внутри машины расположена боеукладка под соответствующее вооружение, которое устанавливается на турельной установке, есть люк для стрелка для доступа к вооружению, а также место для укладки личного оружия. Защиту экипажа выполняет броневой корпус, противоосколочная защита, установленная внутри боевого отделения на бортах корпуса, а также двойное бронирование днища (бронировано непосредственно само днище машины, листы пола под сидениями десанта, водителя и командира также бронированные) - это дополнительная защита экипажа при подрыве на мине. Снизить воздействие взрывной волны при подрыве помогает и особая форма днища - частично V-образная. Под десантом дно машины имеет угол наклона в 30 градусов. Дополнительную защиту экипажа могут осуществлять боковые двери "Каймана". При высадке или посадке десанта они служат своеобразным бронированным щитом, способным защитить людей от фронтального огня. Также экипаж имеет возможность эвакуации через любые люки машины: два люка у механика-водителя и командира в верху корпуса, также сверху расположен люк стрелка.

Имея отличные технические характеристики, "Кайман" как новейшая разработка имеет ряд преимуществ перед аналогами, в том числе и зарубежными. По словам директора ОАО "140-й ремонтный завод", это в первую очередь, конкурентная цена. "Оптимальное соотношение технических характеристик и экономических показателей достигается благодаря использованию в сборке отечественных комплектующих",- пояснил руководитель. Сильной стороной машины также является ее защищенность при относительно невысокой стоимости - машина имеет более высокий класс защиты, чем БТР-80. Третье неоспоримое преимущество заключается в том, что машина оснащена водоходным движителем. "Все технические средства подобного класса способны только преодолевать брод, наш "Кайман" плавает со скоростью 7 км/ч, - подчеркнул Александр Чуряков. - Машина без подготовки входит в воду, включается водометный движитель, машина вместе с экипажем перемещается через водную преграду".

Все пять единиц мобильного бронированного транспортного средства "Кайман" будут представлены на выставке вооружения и военной техники MILEX 2017. Также машины примут участие в военном параде. Уже есть информация, что новой разработкой белорусских конструкторов заинтересовались зарубежные покупатели. Светлана ПЕКАРЬ, Фото Рамиля НАСИБУЛИНА, БЕЛТА.-0-