РЕПОРТАЖ: ИТ, нанотехнологии, двигатели для малых космических аппаратов - БГУИР отмечает 55-летие

2019-03-15 13:39
15 марта исполняется 55 лет со дня основания МРТИ-БГУИР. За эти годы университет оказал значительное влияние на развитие науки, образования и промышленности страны. Вуз является базовым учреждением высшего образования Беларуси и стран СНГ в области информатики, радиотехники и электроники. БГУИР - это крупный научно-образовательный центр, располагающий кадровым, научным, методическим потенциалом, современной лабораторной базой и разветвленной учебно-научной инфраструктурой, всеми необходимыми условиями для учебно-воспитательного процесса, научных исследований, достойной организации труда, быта и отдыха. Корреспонденты БЕЛТА побывали в вузе и узнали, чем живет университет сегодня.

Лукашенко поздравил коллектив БГУИР с 55-летием со дня основания вуза
Глава государства отметил, что знаменательный юбилей вуз встречает в статусе ведущего научно-образовательного и исследовательского центра в сферах информационных технологий и радиоэлектроники.
Почти год назад в БГУИР пришел новый ректор Вадим Богуш. "Наш университет - это сочетание традиций и инноваций в области высшего образования. Нам есть чем гордиться. За 55-летнюю историю вузом подготовлено более 88 тыс. инженеров, около 100 докторов и более 1 тыс. кандидатов наук. В университете функционируют признанные научные школы, научно-технические разработки востребованы в нашей стране и за рубежом, на международной арене мы сотрудничаем с организациями более чем из 45 стран мира. БГУИР присуждено Почетное государственное знамя Республики Беларусь за особые достижения в подготовке высококвалифицированных специалистов, научных работников высшей квалификации, социально-культурном развитии. Университет неоднократно заносили на Республиканскую доску Почета. В 2018 году по итогам республиканского конкурса "Лучший экспортер 2017 года" наш университет признан лидером в номинации "Образование", - рассказал Вадим Богуш.

Также в числе достижений, с которыми БГУИР встречает юбилей, развитие дистанционной формы получения образования. Наиболее привлекательна она для тех, кто получает второе высшее образование, для иностранных студентов, а также людей с ограниченными возможностями. На сегодняшний момент на этой форме обучаются около 600 студентов.

Всего же в вузе обучаются более 15 тыс. человек. Важная составляющая учебного процесса - подготовка специалистов, обладающих не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками. Эффективно это сделать можно лишь в тесной связке с предприятиями - заказчиками кадров. Студенты во время практики, а также выполняя курсовые, дипломные проекты, вместе с преподавателями подключаются к решению важных производственных задач. Это создает необходимый фундамент для реализации проекта внедрения модели "Университет 3.0". "Основа нашего развития - это сплав, которым БГУИР всегда и отличался, и гордился, это сплав научных исследований, преподавательских кадров и инновационных подходов в организации процесса обучения, способности браться за самое сложное, в том числе научные задачи. Это заслуга целой плеяды ученых, очень большого коллектива, который растет, меняется, к нам приходят новые люди. Есть возможности для развития и для реализации идей", - подчеркнул ректор.

Александр Доманов - мэтр, он работает в БГУИР со дня его основания. "В 1950-е годы стало популярным новое направление - вычислительная техника, радиотехника, электроника. Остро встал вопрос с кадрами. Тогда ректор минского политехнического института договорился с институтом Баумана подготовить 30 человек по новым специальностям. В это число из студентов политехнического института попал и я. Проучились мы там два года, вернулись в 1962-м. А два года спустя было принято решение об организации Минского радиотехнического института, в котором я стал работать преподавателем. В то время я читал лекции по двум предметам: "Электропитание радиотехнических устройств" и "Телемеханика". Студентов было много", - вспоминает Александр Тимофеевич. Карьера Александра Доманова развивалась, появлялись новые дисциплины, но одно оставалось неизменным - верность родному вузу. "Есть такое направление "интеллектуальные системы". Это моя специализация, - рассказывает преподаватель. - Раньше оно называлось по-другому: самонастраивающиеся системы, самоорганизующиеся, самообучающиеся, адаптивные системы, а теперь их просто называют "интеллектуальные". В этой сфере, где все меняется очень быстро, успевать за изменениями чрезвычайно тяжело. Но я скажу, что меня спасает. Все теоретические основы в этих новейших областях заложены в 1950-1960-е годы. Реализовать их тогда было невозможно из-за отсутствия соответствующей элементной базы. Когда стала появляться эта база, а вместе с ней и новые возможности, и началась реализация. Все разработки - это старые наработки, которые раньше нельзя было построить, в том числе и по военной технике. Или, например, Нобелевская премия за разработку экономии топлива была дана еще в 1947 году. Внедрение системы "круиз-контроль" произошло только сейчас, когда построены бортовые компактные машины. Поэтому алгоритмы или закон правления, регулирования и т.д. не меняется. Меняется только его реализация и функции".

А вот студенты, по словам Александра Тимофеевича, что 55 лет назад, что сейчас - одинаковые. "Если молодому человеку разъяснить, зачем ему нужно то или иное, он будет ходить на занятия. Причем будут приходить не только свои студенты, но и их друзья из БГУ, других вузов. Приходят и спрашивают, можно ли посидеть на лекции. Ведь все зависит от преподавателя. Если прийти и мямлить что-нибудь без цели, то аудитория будет пустая. С молодежью должен работать вдохновленный преподаватель", - пояснил мэтр. И все же некоторые отличия у современных студентов есть. "Проблема сейчас очень сложная с подготовкой документов, в частности, курсовых и дипломных проектов, - сетует преподаватель. - Их писать надо, а студенты разучились писать еще в школе. Они могут пальцем в гаджетах работать, но что-то сочинить, рассказать, написать фразу - это мука. Также наблюдается отсутствие грамотности. Еще что касается школы. Когда я учился, у нас были такие обязательные предметы, как "Психология" и "Логика". Они учат мыслить, строить фразы. Эти два предмета, я считаю, должны быть обязательными в школе".

Евгений Чубенко - ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории 4.3 "Материалы и структуры наноэлектроники" БГУИР, кандидат технических наук, заместитель председателя Совета молодых ученых вуза. Поступил в БГУИР в 2002 году, окончил факультет радиотехники и электроники по специальности "квантовые информационные системы" в 2007 году, после этого поступил в магистратуру, потом в аспирантуру. "Свой выбор пойти в науку я сформировал еще в школе. Наноэлектроника меня заинтересовала как перспективное направление. Это новые технологии, изготовление совершенно другого уровня электронных приборов. Если сейчас у нас основной тренд - это ИТ-сфера, то технологии будущего - это нано- и биотехнологии. В науку я пришел благодаря трем известным деятелям, книгами которых я увлекся в школе. Это физик Ричард Фейнман, писатель-фантаст и философ Станислав Лем и авиаконструктор Кларенс Джонсон", - делится молодой ученый.

На кафедре "Микро- и наноэлектроники" Евгений Чубенко ведет курс физики полупроводниковых приборов, но преподавательская деятельность для него не единственная. "Мое основное направление - исследование электрохимических и химических процессов для микро- и наноэлектроники (для создания новых материалов и приборов). Но интереснее вам будет услышать об относительно новом и перспективном для нашей лаборатории направлении, которое касается разработки двигателей для миниатюрных космических аппаратов. По программе Союзного государства был создан проект "Реактивные двигатели для малых космических аппаратов". В его развитие мы занимаемся разработкой так называемого электростатического струйного двигателя для малых космических аппаратов. В мире сейчас есть тенденция к созданию космических аппаратов для широкого круга применения, это могут быть исследовательские спутники, спутники связи, для дистанционного зондирования Земли. Они очень маленького формата и невысокой стоимости. Для таких космических аппаратов нужны системы управления. Для этого используются различного типа двигатели. Востребованными являются те, что потребляют малое количество энергии. Такими двигателями являются электрические. В настоящее время мы занимаемся этой разработкой. Она находится на стадии изготовления экспериментального образца. Некоторые элементы двигателя мы уже успешно испытали. Такие устройства будут востребованы на рынке, российская сторона уже проявила заинтересованность в них. Работа завершится в 2020 году, затем пройдут наземные испытания в условиях, приближенных к условиям низкой околоземной орбиты. Если результаты будут положительными, проведем испытания в космических условиях", - рассказывает Евгений. Над проектом трудится команда из четырех человек. В ней молодой ученый является ответственным исполнителем.

Профессорско-преподавательский состав БГУИР всегда отличался не только высоким профессионализмом, но и инновационным подходом в научной и педагогической деятельности, отмечает Вадим Богуш. "В университете сегодня трудятся более 850 человек профессорско-преподавательского состава, из них два академика и два члена-корреспондента НАН Беларуси, 87 докторов наук и более 430 кандидатов наук. В научно-исследовательской части университета на постоянной основе заняты 250 человек, более половины из которых - исследователи и разработчики в возрасте до 40 лет. Более чем полувековая история университета не могла состояться без наших коллег, стоявших у истоков его становления. Мы гордимся нашими общими успехами и отдаем дань памяти, уважения и благодарности за их огромный труд, профессионализм и преданность делу", - подчеркивает ректор. Узнать больше о вузе, познакомиться с его историей, особенностями обучения на факультетах и отдельных специальностях, посетить учебные и научные лаборатории каждый желающий сможет с 23 по 30 марта. В это время факультеты БГУИР проведут дни открытых дверей. Один из них пройдет 30 марта в формате консультационной площадки в холле второго корпуса университета. Светлана ПЕКАРЬ, ФОТО Оксаны МАНЧУК, БЕЛТА.-0-