Разложить по полочкам. Посмотрели, как решаются проблемы торговли на селе

2024-04-04 13:30
Глава государства часто подчеркивает, что благополучие простых людей, тружеников – абсолютный приоритет, а сельчан – в особенности. Создание благоприятных условий для их жизни, обеспечение работой, повышение зарплаты, развитие инфраструктуры, в том числе и объектов торговли, – все эти вопросы взаимосвязаны и находятся на постоянном контроле Президента.
Достойны лучшего
– Я не зря повторяю: если потеряем деревню – потеряем страну. Наши люди, которых мы обслуживаем на селе, достойны лучшего, – говорил Президент на съезде Белкоопсоюза, где обсуждались проблемы и дальнейшее развитие структуры.
На той же встрече Александр Лукашенко обозначил, что настало время выработать общереспубликанскую концепцию в сфере обслуживания сельчан:
– Необходимо заинтересовать всех субъектов хозяйствования в обслуживании сельского населения, создать стимулирующие условия.
Одна из таких мер – подписанный 2 февраля указ №42 о возобновлении отдельных льгот для ИП и субъектов хозяйствования, осуществляющих в сельской местности розничную торговлю, общественное питание, бытовые услуги.
Как нам пояснили в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли, этот документ предусматривает, например, отдельные налоговые льготы и преференции, возможность для субъектов хозяйствования купить, получить во владение и (или) пользование недвижимость в сельской местности, для организации там розничной торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг населению, без получения согласия антимонопольного органа и так далее.
Эти и другие льготы, возобновленные указом, будут действовать до 31 декабря 2028 года. Предполагается, что они помогут развитию торговли и созданию более комфортных условий для жизни на селе.
Время все исправить
Сотрудники Комитета гос­контроля тоже предпринимают меры, чтобы торговля на селе улучшалась, но по-своему: реагируют на жалобы покупателей, выезжают в магазины с плановыми и повторными проверками. В рейдах проверяют и наличие санкнижек у продавцов, и документы на товары, и на срок годности продуктов, и условия их хранения. Смотрят, насколько широко представлены на полках белорусские производители.
 – Проверяем ассортиментный перечень обязательных товаров. Случается, что чего-то нет, но это единичные случаи: сами торговые объекты заинтересованы, чтобы товар был в полном объеме, – рассказывает заведующая сектором контроля потребительского рынка и сферы услуг Комитета госконтроля Минской области Яна Рогальская и подчеркивает, что в сельских магазинах Минщины достаточно и белорусских товаров, в том числе плодово­овощной продукции:
– В прошлом году, например, в это время часто не было свежей капусты или яблок. Сейчас такой проблемы нет.
Другое дело, что внешний вид овощей и фруктов в сельмагах порой не вызывает желания их купить. Причем охотников на этот товар нет, даже если у торговой точки отсутствуют конкуренты. Сотрудники гос­контроля отмечают, что 90 % такой продукции надо хранить в холодильниках. Иначе она быстро теряет товарный вид.
– Поэтому покупатели не хотят ее брать, магазин несет потери. Во время недавней проверки в Минском районе продавцы объяснили, что у них нет холодильного оборудования, чтобы хранить картофель и яблоки при температурных режимах, которые требует производитель.  В крупных торговых сетях наблюдаем то же самое: например, в двух магазинах обнаружили, что из-за неправильного соблюдения температурных режимов продукция начала портиться, – отмечает Яна Рогальская.
Именно поэтому в магазинах пристоличного региона встречаются продукты с истекшими сроками годности. Особенно в предпраздничные дни. Также сотрудники КГК обнаруживают товары без документов, подтверждающих качество продукции. В таких случаях магазинам выдают рекомендации. Если они не выполняются, торговый объект могут закрыть и выписать штраф. Если нет документов, подтверждающих качество продукции, или в магазине обнаружили антисанитарные условия, могут закрыть сразу, поскольку речь идет о здоровье покупателей.
– С начала года из-за невыполнения рекомендаций комитетом привлечено к административной ответственности восемь организаций и физических лиц, – уточняет специалист.
У торгующих промтоварами – свои нарушения. Одному из магазинов в Минском районе после повторной проверки пришлось приостановить деятельность. Ассортимент у него на зависть: обувь и одежда для детей, взрослых, домашний текстиль и многое другое. Вот только на многое нет декларации соответствия, отсутствуют маркировка товара контрольными знаками со степенью защиты и информация, позволяющая проследить происхождение изделий.
 – При этом владелец магазина уверял нас: все исправил! Надеялся, что не приедем второй раз, – считает сотрудник КГК.
Проверяют  и магазины на колесах. Зимой жители Минщины жаловались на горячую линию, что не дождались автолавки. 
 – Оперативно выясняем, что случилось: продавец заболел, машина сломалась или дорогу не расчистили от снега вовремя. Есть деревни с двумя-тремя жителями, как правило пожилыми, которые не могут выехать в райцентр или близлежащий магазин. Их нельзя оставить без продуктов, – говорит Яна Рогальская и отмечает, что работа магазинов потребкооперации и автолавок налаживается, хотя иногда во время проверок там все еще может отсутствовать какой-либо товар, не в полном объеме представлен ассортимент.
Тысяча наименований
Председатель Копыльского райпо Виктор Смусенок отмечает: их магазины работают в условиях жесткой конкуренции не только со стороны многочисленных торговых сетей, но и частников. Приходится сильно постараться, чтобы найти что противопоставить широкому ассортименту, агрессивной рекламе, системе скидок и преференций.
– Копыль находится более чем в 100 километрах от столицы, поэтому мы ставим себе задачу, чтобы местные жители имели возможность купить все необходимое в своем городе. В целом наше райпо обслуживает около 54 тысяч человек в четырех районах – Копыльском, Солигорском, Узденском и Слуцком. Стараемся во всех своих 122 торговых точках, из которых 105 находятся в сельской местности, обеспечить богатый выбор товаров, выставляем минимальные торговые наценки, устраиваем дни скидок и многочисленные акции, – отмечает председатель райпо.
На полках большинства магазинов местной потребкооперации есть не только продукты, но и хозтовары, посуда, средства гигиены и канцелярия. В какой-то степени это универсамы на селе. Причем ассортимент в них формируют покупатели – своим спросом.
Некоторые сотрудники потребкооперации работают здесь с 1980-х годов, поэтому помнят еще те времена, когда магазины работали в условиях дефицита и руководители думали, как раздобыть товар, чтобы заполнить полупустые полки. А сегодня в обычном сельском магазине тысячи наименований товара, а где-то и десятки тысяч. Конечно, за покупателя приходится бороться, ведь в каждом более-менее крупном сельском населенном пункте, а тем более в городе, помимо райпо, работают торговые объекты, представляющие частный бизнес. Конкуренцию с крупными торговыми сетями потребкооперация выдерживает благодаря обширной системе скидок и лояльности к покупателям. В большинстве магазинов наладили работу под заказ: покупатель может попросить привезти конкретный товар, и его доставят в короткий срок. Делают ставку на разумное сочетание цены и качества, ассортимент держат широкий. Что немаловажно: стараются не допускать ценовых скачков даже в условиях инфляции. Это постоянные клиенты ценят.
Особо признательны потребкооперации жители маленьких деревень, расположенных  вдали от городов. Автолавки райпо – единственные представители торговли, которые регулярно к ним приезжают, привозя самое необходимое. Даже если в селе живет всего один человек, он может быть уверен: к нему магазин на колесах прибудет строго по графику.
– Обслуживаем 132 деревни, в которых нет стационарных точек. В этом списке есть села, где живет всего один человек, но даже там мы обязаны быть. Крупные торговые сети, частники туда никогда не поедут – не выгодно. Иногда стоимость бензина, который тратится на дорогу в такие деревни, больше, чем чек после сделанных там покупок, – объясняет Виктор Смусенок.
Чтобы автолавки всегда приезжали по графику, Копыльское райпо за последние три года наполовину обновило автопарк. В этом году планирует купить еще один такой «магазин». Стоит он недешево, но по-другому всех жителей села самым необходимым не обеспечишь.
– Согласен с Президентом, что нашу работу в деревнях не заменят никакие предприниматели, и считаю своевременным вопрос о выработке общереспубликанской концепции обслуживания на селе, – отмечает председатель Копыльского райпо. – Знаю, что обсуждается такой механизм поддержки потребкооперации, как помощь в покупке автомагазинов. Плюс глава государства поставил задачу, чтобы этот магазин был улучшенным. Есть "магазины на колесах" аналогичные стационарной сети: в него можно зайти, выбрать самому товар. Помощь в покупке автолавок будет действительно существенной поддержкой системе потребкооперации в обслуживании населения в небольших деревушках. Ведь есть райпо, где износ автопарка уже существенный.
Всегда с прибылью
Однако в каждой области достаточно магазинов и потребкооперации, и частников, где работа налажена толково. Прибыль есть, нареканий со стороны покупателей и сотрудников госконтроля нет. Например, такая частная торговая сеть у Анны Шендерук из агрогородка Поречье Гродненского района. В 1995 году, когда и сельские, и многие городские торговые объекты переживали не лучшие времена, она взяла в аренду магазин "Магистральный", где 21 год работала сначала продавцом, а потом заведующей. С товарами в ту пору было, мягко говоря, не очень, ездила по сельхозпредприятиям, закупая мясную, плодоовощную продукцию. Работали всей семьей по 12 часов – муж и старшая дочь Елена помогали. Затем арендовали, а со временем и выкупили помещение бывшего райбыткомбината, открыли свою парикмахерскую. Позже – еще и торговый объект в деревне Озеры, два магазина в Скиделе, один в Гродно. Открыли  мини-цех, где готовят колбаски, голубцы и другие полуфабрикаты, выпекают беляши, пирожки, за которыми приходят постоянные покупатели. Когда в район пришли крупные торговые сети, продажи немного просели. Но постепенно покупатели вернулись.
– Люди знают, что я много лет работаю с сельхозпредприятиями, мясо у нас только охлажденное, завозим свежее раз в неделю. За столько лет доверие заслужили, – уверена Анна Никитична. 
 
И перебоев в поставках практически не бывает:
– У нас две рабочие машины. Если вижу, что продукция заканчивается, не жду, когда привезут. С утра отправляю транспорт, к обеду товар на прилавке. Вчера, например, сельхозпредприятие не поставило мяса – заболели работники. Заказала в другом, чтобы цех не остался без работы. Все идет в обычном режиме. И сотрудники довольны, зарплату получают хорошую.
Бизнес-леди отмечает, что всегда ее магазины работали с прибылью. Часть торговых объектов со временем продали, оставив в Поречье два продовольственных магазина, большой кондитерский павильон, два промтоварных торговых объекта и свой ресторан. Всю жизнь работая в торговой сфере, Анна Шендерук знает, что в сельский магазин люди приходят не только за продуктами, но и поговорить, обсудить новости. И, конечно, ей знакомы не понаслышке вкусы и предпочтения постоянных покупателей, на их основе и формируется ассортимент.
Продлена скидка 10% на ряд товаров для уязвимых категорий населения. В соглашении участвуют 13 крупных торговых сетей. С января 2022 года, когда был введен этот механизм, выдано уже более 2 млн карточек, а общая сумма предоставленной скидки составила примерно Br65 млн. Скидка до 10% дается пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям и малообеспеченным слоям населения. В числе товаров, на которые она распространяется, – хлеб, мука, овсяные хлопья, перловая крупа, сухие макаронные изделия, говядина, свинина, тушка кур, цыплят, включая бройлеров, молоко, кефир, сметана, творог, яйца, яблоки, овощи и другие товары.
МАРТ по поручению Совета Министров работает над проектом Концепции торгового обслуживания сельского населения на 2024 – 2027 годы. Она будет определять стратегию развития торговли на селе. Сейчас проект дорабатывается с учетом замечаний и предложений заинтересованных сторон.
 
Анна МАСЛЯКОВА, Елена ИВАШКО, фото - Виталий ПИВОВАРЧИК