Разбор по понятиям: оплата ЖКУ в Беларуси стала прозрачнее

2016-01-06 17:26
Нелегко дается признание, но все же факт есть факт: никогда не смотрю в жировку. И не потому, что жилищно-коммунальные услуги оплачивает кто-то другой или у меня зарплата таких размеров, что можно не обращать внимания на расходы в пару-тройку сотен тысяч. Не смотрю, потому что не вижу смысла. Поди знай наверняка, что такое техническое обслуживание дома, выполнение каких работ оно включает и как они оплачиваются. Думаю, практически каждый, кто пытался хотя бы раз в этом разобраться, бросил дурное. К тому же только для того, чтобы выявить возможные несоответствия, может потребоваться не один час. Не говоря уже о доказательствах этого несоответствия в различных инстанциях и требованиях перерасчета. Конечно, если суммы в двух месяцах разнятся кардинально, то хочешь - не хочешь, а заморочишься. Но в целом получаю зарплату и плачу столько, сколько насчитали. Исправить положение дел призван указ "О предоставлении жилищно-коммунальных услуг". В Минжилкомхозе уверяют, что с 1 января 2016 года содержание услуги "техническое обслуживание жилого дома" будет ясным и прозрачным. Если сильно не вдаваться в подробности, то с нового года техническое обслуживание включает только те виды работ, которые непосредственно оказывают влияние на техническое состояние здания и не могут быть выполнены самими жильцами. Это поддержание в исправном состоянии конструктивных элементов здания, инженерных систем, обеспечение установленных параметров и режимов их работы (исключение составят лифты, но на этом остановимся отдельно), подготовка жилых домов к эксплуатации в весенне-летний и осенне-зимний периоды. Вот, собственно, и все. Тарификация осуществляется на основании технологических карт, разработанных для каждого дома и включающих полный перечень работ, которые необходимо выполнить в определенный временной промежуток. Специалисты заверяют, что в этой части все прозрачнее некуда: 80% расходов будет оплачивать население, 20% - государство.
До вступления указа в силу помимо вышеперечисленного в техническое обслуживание входили уборка подъездов и дворовых территорий, освещение мест общего пользования, ремонт покрытий проездов и проходов, уход за зелеными насаждениями. Несложно догадаться, что с 1 января эти виды услуг выведены из ТО. В результате самостоятельной основной жилищно-коммунальной услугой стало санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома. По сути, это уборка подъездов. До этого она выполнялась работниками ЖЭСов с периодичностью, прописанной в санитарных нормах и правилах, в которых прописан необходимый минимум. Но, по словам заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Анатолия Шагуна, существуют разные варианты. "Есть жилые дома, особенно в райцентрах, в которых жильцы сами убирают подъезды. Для них предусмотрена возможность перерасчета, то есть снижения платы за техобслуживание, но это, согласитесь, не очень удобно и прозрачно. Есть и товарищества собственников, которые говорят, что минимального перечня работ не достаточно. И готовы заплатить за дополнительные услуги", - поясняет он. Поэтому было решено предоставить гражданам выбор: убирать подъезд самостоятельно, оставить все как есть, то есть минимальную уборку работниками ЖЭУ в соответствии с санитарными нормами и правилами, или заключить договор со сторонней организацией, которая будет заниматься уборкой. А вот вариант, при котором в подъезде вообще никто убирать не будет, исключен. "Если, например, жильцы дома обратились в коммунальную организацию с тем, что будут убирать сами, но подъезд попросту не убирается, работники ЖЭУ наведут порядок и выставят счет по факту выполненных работ", - рассказывает начальник управления экономики Минжилкомхоза Елена Дудинская. При этом выведение уборки подъездов в разряд самостоятельных основных видов ЖКУ не скажется на стоимости услуги. Прелесть и в том, что при желании можно повлиять на качество санитарного состояния подъезда - решив убирать самостоятельно или обратившись в стороннюю организацию (может, кто-то сделает качественнее и дешевле?). Также граждане отдельно будут оплачивать освещение мест общего пользования. И в данном решении все логично, ведь свет в подъезде горит для жильцов, платить за электроэнергию население будет по факту: сколько накрутил счетчик, за столько и заплатили. "Надеемся, что это подтолкнет население к экономии. Если свет в подъезде горит день и ночь, то понятно, что суммы будут немаленькие. Но если установлены датчики, реагирующие на движение, энергосберегающие лампочки, то и цифры в жировке будут минимальными", - поясняет Анатолий Шагун. Что касается замены лампочек, то они также будут меняться за счет жильцов. Так и слышу недовольные возгласы - еще одна статья расходов! Но если подумать, то почему за лампочку на этаже, где ты живешь, должно платить государство? К тому же если на лестничной клетке четыре квартиры, а энергосберегающая лампочка, срок службы которой не один год, стоит в среднем Br100-120 тыс., то не такие это и непомерные расходы. Еще одно нововведение - из работ по техническому обслуживанию жилого дома выведена уборка дворовой территории, отныне она будет на 100% оплачиваться из местных бюджетов. По словам Анатолия Шагуна, практика показывает, что за домами, как правило, закреплены различные по площади дворовые территории. В результате если бы речь шла об оплате уборки по факту выполненных работ, то цифры в жировках отличались бы кардинально. "Причем граждане никак не могут повлиять на площадь закрепленной за домом территории и, соответственно, на стоимость уборки. Поэтому было принято решение вывести эту услугу из техобслуживания", - пояснил замминистра.
Кроме того, упорядочены вопросы, связанные с лифтами. Ранее в жировке была отдельная строка - "пользование лифтом", в которую также включалось возмещение расходов на электроэнергию, используемую на его движение. В указе определено, что население будет оплачивать техническое обслуживание лифта и отдельно возмещать расходы на электроэнергию, используемую на его движение, причем возмещать по факту - сколько в месяц наездили, столько и заплатили. Тарификация технического обслуживания будет идти исходя из того, сколько квадратных метров составляет площадь квартиры, а возмещение расходов будет зависеть от количества зарегистрированных в квартире человек. Ни за то, ни за другое не будут платить жильцы первых этажей. Есть еще пункт, касающийся восстановления мест общего пользования в случае их повреждения вандалами (слово, конечно, не слишком подходящее, если речь идет о соседях или их детях, но ничего не поделаешь - чаще всего почтовые ящики корежат и оконные рамы жгут свои, а не "залетные" товарищи). Если, например, во время проведения осмотра жилого дома будут обнаружены посторонние надписи, выбитые двери или окна, то это будет доведено до уполномоченного по управлению лица или товарищества собственников, которое в свою очередь должно принять меры по устранению выявленных повреждений. Если этого не сделают, то обслуживающая жилой дом организация возьмет "заботы" на себя, после чего выставит счет жильцам. То есть предполагается, что это поспособствует наведению порядка во всех без исключения подъездах. Будем заходить и радоваться. И, наконец, ответ на главный вопрос (если все выше изложенное так им и не стало): что получат граждане от грядущих преобразований? Понимание того, за что и сколько они платят. Не будет больше усредненных оплат ни за обслуживание дворовой территории, ни за уборку подъездов, ни за электроэнергию, потребляемую в местах общего пользования и используемую на движение лифта. Теперь только так: сколько потребил, столько заплатил. Хочешь платить меньше - живи экономнее. Кроме того, раскрытие самой непрозрачной из услуг - техобслуживания - позволит повысить уровень возмещения затрат населением почти до 80%. И это притом, что стоимость данной услуги не повысится. Юлия ОГНЕВА, БЕЛТА.-0-