Разбираемся, что не так на рынке маршруток и такси и как можно изменить ситуацию к лучшему

2023-12-07 16:25
Как добросовестных регулярных перевозчиков вытесняют с самых востребованных маршрутов мошенники и какое наказание их за это ждет Навести порядок с маршрутками и такси потребовал Президент на ноябрьском совещании по вопросам пассажирских перевозок. Вместе с экспертами мы разобрались, что сейчас на этом рынке не так и как можно изменить ситуацию к лучшему.

Без билета и непристегнутые Морозным декабрьским утром идем по Привокзальной площади столицы к белому "Мерседесу" перевозчика из Могилева, давно попавшего под пристальное внимание Транспортной инспекции. - Обратите внимание: пассажиры этой маршрутки садятся в салон не на автовокзале, а на остановке общественного транспорта. И это первое нарушение, - отмечает заместитель начальника филиала - начальник управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по Минску и Минской области Министерства транспорта и коммуникаций Александр Коваленко, указывая на микроавтобус с табличкой "Быхов-Могилев-Минск" на лобовом стекле.
Он едва успевает закончить фразу, как бусик проезжает Привокзальную площадь и берет привычный курс - на Могилев! Но инспекторы оказываются быстрее. Александр Коваленко становится на пути "Мерседеса" и машет водителю: стой! Как только маршрутка тормозит и шофер интересуется, в чем, собственно, дело, инспектор просит предъявить документы. Чернявый водитель суетится: достает то одни, то другие бумаги... В это время параллельно два авто Транспортной инспекции блокируют бусик - сзади и спереди. Инспекторы заходят в салон: - Добрый день! Транспортная инспекция! Предъявите свои билеты!

Они находятся только у двух пассажиров. Водитель оправдывается, мол, маршрутка только тронулась в путь, он даже не у всех успел взять деньги за проезд. - Пассажир должен оплатить билет и получить его на руки до начала движения авто, - поясняет Александр Коваленко. - В таком случае можно быть уверенным, что водитель не кладет все деньги за проезд в свой карман или делится ими с перевозчиком. Наметанный глаз проверяющих отметил: в салоне нет предупреждения об ответственности пассажира за безбилетный проезд, а также нумерации сидений, к тому же никто из сидящих не пристегнут. Когда водителю предлагают предъявить расписание маршрута, тот достает сразу несколько. - Если у него не было намерения использовать разные схемы, такой "пасьянс" вряд ли понадобился бы: нужно разбираться! - отмечает инспектор и обращает внимание на то, что водитель "Мерседеса" не предоставил документа об окончании курсов повышения квалификации, которые должен проходить каждые пять лет. Пока Александр Коваленко проверяет оставшиеся документы у сидящего за рулем, другие инспекторы приглашают в салон служебного "Пежо" двух пассажирок, чтобы задать уже им ряд вопросов. Например, где и как они покупали билеты. Полная проверка маршрутки заняла около получаса. После инспекторы, извинившись перед пассажирами за задержку, пожелали им счастливого пути. Когда порядок с такими перевозками будет наведен окончательно, проверки займут не более пяти минут. Кто снимает сливки? Как сейчас идет процесс наведения порядка в сфере пассажирских перевозок, спросили у экспертов из Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций, Комитета государственного контроля и "Миноблпассажиртранса". - Местные власти и перевозчики изучают общее число пассажиров, интенсивность их передвижения, чтобы запустить на линии маршрутов оптимальное число транспорта в максимально выгодное для всех время, - рассказывает первый заместитель начальника Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Юрий Костюк. - Такой подход дает хорошие результаты, однако есть одно "но". Преимущественно в часы пик - утром и вечером, а также накануне уикенда, когда многие стремятся уехать из города, на регулярные маршруты выезжают так называемые нерегулярщики. Буквально за пять минут до прибытия автобуса по расписанию они стараются перехватить стоящих на остановке пассажиров! Получается, основная работа регулярного перевозчика приходится на дневное время, когда людей на остановках меньше всего. Поэтому регулярный перевозчик действует себе в убыток, решая социальные задачи: дает возможность людям добраться из точки А в точку Б в любое время, а их недобросовестные конкуренты только снимают сливки. Поэтому сегодня можно смело говорить о том, что "нерегулярщики" влияют на работу тех, кто трудится на регулярной основе. То есть фактически грабят автопарки, которые должны доставлять пассажиров по расписанию.

При этом, отмечает Юрий Константинович, часто возникшие из ниоткуда автобусы таких "нерегулярщиков" за выгодой нередко нарушают элементарные требования безопасности. Например, могут мчаться на скорости выше 100 км/ч, не соблюдая скоростных режимов, так как не имеют расписания движения, составленного с учетом аварийно опасных участков на маршруте. Причина та же, что и в выборе времени работы, - получить максимальный заработок. Те, кто взялся обслуживать только свадебные торжества, туристические путешествия и командировки, как правило, приходят на регулярные маршруты для того, чтобы путем незаконной предпринимательской деятельности и недобросовестной конкуренции получить дополнительный доход. Наш эксперт советует таким перевозчикам заняться перевозкой пассажиров на регулярной основе. Для этого нужно заключить договор с оператором (например, в Минской области это "Минскпассажиравтотранс") и доказать, что их транспорт - современный, отвечающий всем критериям безопасности. А только потом - в путь. Но - по расписанию! Сколько веревочке не виться… О том, что у добросовестных перевозчиков "нерегулярщики" уводят пассажиров, часто рискуя их безопасностью и скрывая выручку, подтвердили и в Комитете государственного контроля. - Недобросовестные перевозчики не только забирают пассажиров рядом с автовокзалами и на остановках общественного транспорта незадолго до отправления регулярных маршрутов, но они устанавливают и цену поездки ниже той, по которой продается билет у регулярного перевозчика. К примеру, за путь из Полоцка в Витебск с вас возьмут на Br2 меньше, а из Витебска в Минск - и вовсе почти на Br10, - рассказывает заместитель начальника главного управления контроля за работой отраслей сферы материального производства Комитета госконтроля Олег Кунделев. Такой выгодный ценник за проезд - вовсе не благотворительность: "нелегалы" часто просто не платят налоги. А если и платят, то минимальные. Для этого дробят бизнес: создают несколько фирм, которые в виде налогов отдают, как правило, не более 7% от выручки, тогда как госперевозчики - в разы больше. Такими методами мошенникам удалось вытеснить с самых востребованных маршрутов добросовестных регулярных перевозчиков. Только в Могилевской области за три года количество междугородных маршрутов облавтотранса упало почти на 20%. Олег Николаевич отмечает, что такая неравная конкуренция грозит потерей нужного объема услуг в перевозках. Но сколько веревочке не виться, а конец будет: за любым преступлением следует наказание. Только в этом году за 9 месяцев по материалам органов финансовых расследований КГК против недобросовестных перевозчиков возбуждено более 25 уголовных дел за сокрытие выручки, дробление бизнеса, зарплату в конвертах и непредоставление налоговых деклараций. Среди фигурантов - компания из Брестской области, занятая междугородной перевозкой пассажиров, которая за 4 года скрыла более Br7,5 млн дохода. Часть этих денег ушла на зарплату в конвертах для водителей. Сумма неуплаченных налогов - свыше Br700 тыс. - В Минске ДФР КГК пресечена масштабная афера мошенников в сфере перевозки пассажиров, которые использовали электронные сервисы, в частности "Яндекс.Такси". Учредителями и руководителями организаций-перевозчиков были иностранные граждане. Через несколько месяцев после начала работы фирмы прекращали ее, а дальнейшая полулегальная деятельность перехватывалась уже другими - вновь зарегистрированными. В этой схеме оказалось задействовано более 15 субъектов хозяйствования. За 2020-2023 годы руководители нелегального бизнеса привлекли свыше 1 тыс. таксистов, которые получали зарплату в конвертах. Сумма сокрытой от налогов выручки составила более Br10 млн. Возбуждено уголовное дело, - говорит Олег Кунделев. - Видимая простота трудоустройства водителем в сервисах-такси, когда от кандидата на вакансию требуются только паспорт и водительское удостоверение и уже через 20 минут можно ехать на вызов, грозит потерей ряда социальных гарантий. Например, время нелегальной работы не засчитывается в пенсионный стаж, что ведет к уменьшению этой выплаты. Маршруты под контролем Регулярные перевозки пассажиров выполняются согласно заключенным договорам. Перевозчикам выдаются карты работы на маршруте. На каждой маршрутке (автобусе) устанавливается навигационное оборудование. Об этом нам рассказал директор Минского областного коммунального транспортного УП "Миноблпассажиртранс" Александр Кохно. Этот региональный оператор каждый день отправляет на линии 510-520 автобусов государственного перевозчика "Миноблавтотранс" и еще чуть более 606 частных маршруток (авто категории М2).

- Наши перевозки контролируются в режиме реального времени, - уверяет Александр Владимирович. Он отмечает, что число занимающихся извозом юрлиц и ИП, заключающих договоры с "Миноблпассажиртрансом", растет: только за ноябрь количество маршруток на дорогах области выросло почти на полтора десятка! В результате интервал передвижения транспорта становится меньше: микроавтобусы из столицы в Солигорск отправляются уже каждые 15 минут, в Слуцк и Молодечно - каждые 10 минут, в Марьину Горку - раз в 10-15 минут, в Березино - раз в 15-20 минут. Маршруты ключевых направлений постоянно совершенствуются. Например, пассажиров из Узды в Минск и обратно ежедневно доставляют 16 машин. Они связывают деревни, райцентр и столицу. Практически все районные центры связаны с Боровлянами, где находится Минская областная больница - основное медучреждение центрального региона. Причем у каждого маршрута свои особенности: например, автобус 447, связывающий столицу и Смолевичи, проезжает по диагонали весь город-спутник. Многие направления корректируются по просьбам пассажиров. - Если в этом есть реальная необходимость, наша возможность и экономическая целесообразность, - уточняет Александр Кохно. Правила ужесточат Чтобы навести полный порядок в автомобильных перевозках пассажиров, подготовлен проект указа, регулирующий отношения в этой сфере. Новации уже обсуждались на совещании у Президента. Указ планируют принять в следующем году. Ряд своих предложений в проект этого документа внесла и Транспортная инспекция Минтранса. - Сейчас, когда люди в маршрутке едут стоя, согласно законодательству в первый раз водителю выносится предупреждение. Разве это справедливо? - задает риторический вопрос начальник филиала Транспортной инспекции по Минску и Минской области Валерий Статкевич и вспоминает: - В резонансном ДТП под Смолевичами, где пассажиры также ехали стоя, из-за перегрузки салона изменился тормозной путь микроавтобуса. В результате сорвало сиденья и многие погибли. Тем не менее число пассажиров в часы пик у некоторых маршрутчиков по-прежнему больше положенного. Я считаю, что за нарушения правил перевозки пассажиров должно быть более строгое наказание. Первый заместитель начальника Транспортной инспекции Минтранса Юрий Костюк уверен: рынок пассажирских перевозок не способен регулировать себя сам. - Чтобы не было потребности в тотальном контроле, нужно чтобы было невыгодно оказаться нарушителем. Считаю, что предлагаемый проект указа заполнит пробелы регулирования правил пассажирских перевозок. Справочно. В 2023 году за незаконную предпринимательскую деятельность в сфере пассажирских перевозок в Беларуси изъято 220 авто, 64 из них - в Минске и Минской области: 20 легковых такси и 44 микроавтобуса-маршрутки. Тамара МАРКИНА, фото Павла ОРЛОВСКОГО, газета "7 дней".