Проедет 300 км даже с пробитыми колесами. А что еще может БТР-82А?
2024-04-29 19:39
"Оружейка" - проект информационного
агентства БЕЛТА и телекомпании "ВоенТВ" Министерства обороны о
вооружении, военной и специальной технике белорусской армии. Зарекомендовавшие
себя с советского времени, поступившие на вооружение в новой истории и
перспективные образцы, которым только предстоит завоевывать доверие людей в
погонах. Расскажем об оружии и покажем его в деле.
БТР-82А - современный бронетранспортер, предназначенный
для доставки десанта и огневой поддержки личного состава, уничтожения живой
силы и легкобронированной техники неприятеля. На вооружении белорусской армии
бронетранспортеры с индексом "82А" появились относительно недавно, с
2021 года, хотя история этой машины началась гораздо раньше.
По сути, БТР-82А - глубокая модернизация советской "восьмидесятки",
по сей день имеющей непререкаемый авторитет в войсках. Первые опытные образцы
82-го вышли из цехов Арзамасского завода в декабре 2009 года. Новые БТР вобрали
самые современные наработки конструкторов и проверенные временем узлы
предыдущих поколений машин.
Схема с двумя двигателями
А началось все в конце 1940-х. Как класс БТРы появились в
советской армии сразу после Великой Отечественной. Для быстрой и безопасной
доставки пехоты к месту боя были разработаны и запущены в серию легкий БТР-40
на базе грузовика ГАЗ, а также средний БТР-152 на базе грузовика повышенной
проходимости ЗИС-151. Новинки, рассчитанные на перевозку 10 и 17 человек
соответственно, быстро завоевали популярность в войсках. Впрочем, обе машины
при всех плюсах имели ряд недостатков, и главными были уязвимость и посредственная
проходимость. И если с первой проблемой удалось справиться оперативно и
практически безболезненно, то вторая потребовала кардинальных решений - по сути,
создания новой машины. Так в 1958 году появился привычный и до сих пор
актуальный внешний облик бронетранспортера.
Первопроходцем стал БТР-60, созданный в КБ Горьковского
автомобильного завода. На четырех осях и с двумя бензиновыми двигателями, по
проходимости он был сопоставим с танком и мог с легкостью преодолевать не
только окопы и рвы шириной до двух метров, но еще и плавать. А в спарке бензиновых
агрегатов военные поначалу увидели своего рода преимущество: даже с одним ДВС
бронетранспортер мог продолжать движение со скоростью до 60 км/ч.
Следующим шагом в развитии бронетранспортеров стал БТР-70
- внешне похожий, он имел повышенные боевые и эксплуатационные характеристики,
но, по сути, оставался лишь модернизацией исходной машины. Исправить ситуацию
удалось только в 1984 году, с принятием на вооружение БТР-80. В нем
конструкторы полностью ушли от двухдвигательной схемы и заменили бензиновые агрегаты
на дизельную установку. Учли опыт эксплуатации в горах Афганистана: усилили
лобовое бронирование и увеличили вдвое угол возвышения основного орудия -
крупнокалиберного пулемета КПВТ. Десанту добавили большие двустворчатые двери
по обоим бортам.
За свою историю БТР-80 стал самым массовым
бронетранспортером в мире. Он использовался практически во всех вооруженных
конфликтах на постсоветском пространстве, активно поставлялся на экспорт. Да и
сегодня стоит на вооружении по меньшей мере 25 государств. На его базе создали
целое семейство машин - командно-штабные, управления артиллерии, огневой
поддержки со 120-миллиметровым орудием, медицинские, для химразведки и еще массу
вариантов. Серийное производство "восьмидесяток" началось в 1984 году
и продолжалось вплоть до 2011-го, когда на смену заслуженному ветерану пришла
новейшая модификация - БТР-82А.
Проедет и через ров, и через стенку
"Восемьдесятдвойка" имеет стандартную, сходную
с предшественником, компоновку - с отделением управления в лобовой части
машины, совмещенным десантным и боевым отделениями в средней части и
моторно-трансмиссионным в корме.
Экипаж БТР-82А состоит из трех человек: командир,
механик-водитель и наводчик. Бронетранспортер может принять на борт семь бойцов
в полной экипировке в десантное отделение и еще столько же снаружи, на броне.
Посадка и высадка традиционно производится через двустворчатые бортовые двери.
Кроме того, два десантных люка расположены в крыше, еще пара индивидуальных - у
механика и командира.
Экипаж - 3 чел.; десант - 7 чел.; длина - 7650 мм; ширина - 2900 мм; высота
- 2350 мм; клиренс - 475 мм; привод - полный 8х8.
Уровень баллистической устойчивости корпуса БТР-82А
остался на уровне предыдущего поколения машин противопульным. Но конструкторы
добавили внутреннюю многослойную кевларовую защиту, что значительно повысило
шансы остановить осколки с пробитием корпуса и в качестве бонуса снизило
уровень шума, а заодно и теплопотери. Кстати, кондиционер и отопитель на борту
БТРа десант и экипажи особенно оценят. А еще в их распоряжении появился автономный
дизель-генератор, который питает основных потребителей электроэнергии, заряжает
аккумуляторные батареи и снижает на стоянке заметность машины в тепловом и
акустическом диапазонах.
За счет современных и энергоемких решений в трансмиссии,
а также благодаря новому двигателю маневренность и проходимость нового
бронетранспортера стали одними из лучших в своем классе. 8-цилиндровый дизель
выдает мощность в 300 лошадиных сил и позволяет заметно потяжелевшей машине (а
прибавил БТР почти 400 килограммов) развивать скорость около 10 км/ч на плаву и порядка 100 км/ч
на суше. При этом преградой для БТР не станет даже ров шириной до 2 метров или
стенка высотой до 50 сантиметров.
Двигатель - КАМАЗ-740, мощность - 300 л/с, подвеска - независимая,
торсионная, скорость (шоссе) - макс. 100 км/ч, скорость (на плаву) - до 10
км/ч, снаряженная масса - 16 т.
Бронетранспортер массой 16 тонн может на полных баках
проехать порядка 700 километров или провести 12 часов на плаву.
Запас хода (шоссе) - 700 км, грунт - 500 км.
Традиционная система подкачки шин позволит проехать 300
километров, даже если пробиты все восемь колес. Кстати, для продолжения
движения БТРу, в принципе, достаточно четырех.
Какой арсенал на борту?
Задача БТРа - доставка личного состава к месту выполнения
боевой задачи. Но в случае контакта с неприятелем экипаж в состоянии поддержать
десант огнем, причем довольно мощным и эффективным не только против живой силы,
но и против легкобронированной техники. С имеющимся на борту арсеналом БТР-82А
легко может потягаться с любым из своих "одноклассников".
Для огневой поддержки подразделений БТР-82А оснащается
унифицированным боевым модулем с электроприводами. В необитаемой башне
установлена спарка из 30-миллиметровой скорострельной пушки 2А72 с 300 снарядами
и пулемета калибром 7,62 миллиметра с боекомплектом на 2000 патронов.
Пушка 2A72, калибр - 30 мм, боекомплект - 300 снарядов. Пулемет ПКТМ,
калибр - 7,62 мм, боекомплект - 2000 патронов.
Пушка 2А72 позволяет вести прицельную стрельбу по
наземным целям на дальности до 4 километров, по воздушным низколетящим
объектам - до 2000 метров.
Дальность стрельбы - макс. 3600 м, скорострельность - 330 выст/мин,
начальная скорость снаряда (ОФС) - 960 м/с.Наводчика на "восемьдесятдвойке" вооружили
комбинированным всесуточным прицелом. С учетом всех новшеств, вести эффективную
стрельбу из вооружения БТР стало возможно не только ночью, но и в движении - за
счет работы установленного электромеханического стабилизатора вооружения.
На БТР-82А установлены новые (к слову, белорусские)
цифровые средства связи, которые улучшили устойчивость, скрытость и качество
передачи информации, а также расширили возможности управления.
Сегодня в армию Беларуси поступило уже несколько партий
новых БТР-82А. Часть из них пошла на комплектование частей и соединений сил
специальных операций, часть - стала в строй механизированных подразделений, где
колесные бронетранспортеры заменили гусеничные машины старого парка.
| Подготовлено по видео БЕЛТА
и "ВоенТВ". Скриншоты видео.
Читайте также:
Лучший в своем классе. Почему вертолет Ми-8МТВ-5
так популярен?
Не летает, зато проедет почти везде. Видели "Драконов"
белорусской армии?
Почему МиГ выбирают в 20 странах? Как создавали
и улучшали легендарный истребитель
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.