Проблемы глобальные и локальные: размышления педагогов о будущем сферы образования

2017-08-23 09:00
Концептуальные подходы к развитию системы образования обсудят 23-24 августа участники Республиканского педагогического совета. Накануне этого мероприятия корреспонденты БЕЛТА пригласили на свой мини-форум известных в регионах педагогов и руководителей учреждений образования, чтобы обсудить наиболее волнующие их темы. Прозвучали вопросы глобального и локального характера - от повышения престижа профессии до выпускных экзаменов и зачисления в профильные классы. Светлана Дорощенко, директор гимназии №7 Витебска, учитель физики высшей категории:

- Одной из актуальных тем функционирования системы образования, по-моему мнению, являются критерии приема в профильные классы гимназии. При поступлении из общеобразовательной школы в гимназию в пятый класс есть критерий отбора - экзамены. Это позволяет набрать перспективных учеников. К десятому классу потенциал этих детей раскрывается: мы видим, кто из учеников "тянет", работает и показывает результат, а кто не справляется или поменял ориентиры. Однако критериев отбора на этапе перехода в десятый класс в гимназии нет. Соответственно, у нас нет рычагов для того, чтобы провести отсев и оставить тех, кто действительно может учиться на этой ступени и в полной мере усваивать материал. Уверена, что в выпускных профильных классах учитель должен выстраивать процесс обучения с ориентацией на наиболее сильных учеников. Это не значит, что менее подготовленным учащимся не будет уделяться должное внимание. Однако уровень знаний учеников не должен слишком различаться, иначе эффективность учебного процесса снижается: сильный ученик получает за урок объем знаний меньший, чем мог бы усвоить, а слабый - наоборот, больший, чем ему по силам "переварить". Целесообразно вернуться к допрофильной подготовке с восьмого класса. Эта работа давала отличный результат. Дети глубже знали выбранные предметы, а к десятому классу они могли реально оценить свои силы и определиться с вопросом продолжения обучения на третьей ступени общего среднего образования. Игорь Маслов, директор лицея №1 Гродно:

- Актуальными считаю повышение престижа профессии педагога и профессиональное становление молодого учителя. В Гродненской области этим вопросам уделяется повышенное внимание. Например, доброй традицией стало проведение летней школы для молодых учителей. Занятия с ними проводят опытные педагоги, члены клуба "Хрустальный журавль", победители конкурса "Учитель года". На последней такой встрече меня порадовало настроение молодежи - у всех участников семинара горели глаза. Это говорит о том, что они пришли в профессию по призванию, стремятся работать и развиваться. В текущем году разработали специализированный интернет-ресурс "Школа успеха молодого учителя". К работе подключаем не только студентов, которые приходят на практику, но и учащихся. Во многих школах открыты педагогические классы и факультативы. В нынешнем году совместно с Гродненским государственным университетом имени Янки Купалы провели дистанционные совместные занятия студентов педагогических специальностей и школьников, желающих связать свою жизнь с профессией учителя. На мой взгляд, требуют решения вопросы закрепления молодых специалистов, организации шестого школьного дня, летней занятости. Людмила Кушнерева, учитель русского языка и литературы гимназии №1 им. Ф.Скорины г.Минска, награждена знаком "Отличник образования" и медалью "За трудовые заслуги", подготовила четырех победителей международных и республиканских олимпиад по русскому языку:

- Среди самых актуальных вопросов - система оценки знаний. Я принадлежу к поколению учителей, которые долгие годы работали по пятибалльной системе, а затем перешли на десятибалльную. Таким образом, могу сравнить их исходя из собственного опыта. Мне ближе второй вариант. Раньше в арсенале учителя фактически было три отметки - три, четыре и пять. Двойки, а тем более единицы ставили редко. Получалось, тот, кто ответил чуть лучше, чем на три, и чуть хуже, чем на пять, получал четверку. Но четверка одного и четверка другого - большая разница, согласитесь. На мой взгляд, десятибалльная система - это шаг вперед. Что касается централизованного тестирования, то приветствую поручение Президента к следующей вступительной кампании пересмотреть все тесты на соответствие учебной программе средней школы. Помнится, первое ЦТ по русскому языку на 30-40% состояло из исключений из правил, сейчас задания в основном на уровне обязательных знаний по программе, хотя еще встречаются вопросы олимпиадного уровня. Согласитесь: если абитуриент ориентирован на поступление в технический вуз, грамматические тонкости ему знать необязательно - для хорошего результата на ЦТ должно быть достаточно крепких знаний школьной программы. Что касается такой обсуждаемой темы, как выпускные экзамены, то однозначного мнения у меня нет. Итоговая оценка гораздо более весома, чем полученная на выпускном экзамене. С другой стороны, это возможность повысить отметку в аттестате. Если исключать выпускной экзамен, то нужно что-то менять во вступительном экзамене, делать "два в одном". Я поддерживаю предложение о переходе на всеобщее среднее образование. Это повысит имидж системы образования Беларуси, нашего государства в целом. Владимир Шитько, заслуженный учитель Республики Беларусь, директор Городокского государственного аграрно-технического колледжа:

- Сегодня на волне общественного обсуждения - темы среднего и высшего образования. И, к сожалению, гораздо меньше внимания уделяется профессионально-техническому. Между тем проблемы здесь тоже есть. И главная связана со слабой материально-технической базой. Так, в Городке мы готовим специалистов аграрного профиля. Но на какой технике?! На машинах вчерашнего дня! Денег на приобретение новой, даже в лизинг, у колледжей нет. При этом весь спектр современной техники, на которой потом и предстоит работать нашим выпускникам, производят отечественные предприятия. Почему бы им не предоставить хотя бы по одному образцу в ведущие аграрные колледжи?! Пускай на год, только для ознакомления. На западе такая практика распространена повсеместно. Для производителей - это пиар своей продукции, для учебных заведений - возможность готовить востребованных специалистов, владеющих навыками работы на новейших машинах. К слову, там и учебных часов по практике гораздо больше, чем по теории. У нас пока наоборот... Меня глубоко волнует вопрос с закрытой в 2011 году Лужеснянской школой-интернатом-гимназией для способных и талантливых детей Витебской области (на ее базе функционирует Витебское кадетское училище). Как бывший руководитель этого учебного заведения я считаю его закрытие ошибкой. Мы собирали лучших, самых способных сельских детей со всего региона, аккумулировали потенциал лучших педагогов областного центра, привлекали к учебному процессу витебские вузы. Это позволяло добиваться высоких результатов: каждый год среди наших учеников были один-два победителя международных олимпиад, 10-12 победителей республиканских олимпиад. И это, еще раз подчеркну, сельские дети (такие награды теперь в основном на счету городских школьников). Поэтому, особенно с учетом проведения в стране оптимизации сети сельских школ, я считаю, что учебные учреждения такого плана просто необходимы. По пути их создания, кстати, идет Россия. Олеся Новикова, учитель белорусского языка и литературы средней школы №5 Рогачева:

- Для меня как учителя, классного руководителя, который уже более 20 лет работает в системе образования, очевидно, что в современном образовательном процессе следует шире и активнее применять новые эффективные формы и приемы работы с учащимися. В традиционный урок с объяснением, вопросами и ответами сегодня необходимо включать интерактивные элементы. На личном опыте убедилась, что ребята с огромным интересом участвуют в виртуальных экскурсиях, квест-играх, высказывают свое мнение посредством "открытого микрофона" и т.д. Мы живем в эпоху современных гаджетов, виртуальное общение является неотъемлемой частью времяпрепровождения современных детей и подростков. Поскольку этого нам не изменить, значит, надо поставить на службу учебному процессу. Например, мы успешно практикуем обмен полезной информацией в социальных сетях. Новых подходов сегодня требует и работа с родителями - простого информирования об оценках и поведении детей крайне недостаточно. Нужно повышать психологическую и педагогическую культуру матерей и отцов, в том числе и через ролевые тренинги, дискуссионные клубы и т.д. Александр Талатай, начальник учебно-методического центра Могилевского государственного областного института развития образования:

- В современных условиях профессионально-техническое и среднее специальное образование - это источник формирования трудовых ресурсов, альма-матер кадрового потенциала отраслей экономики и социальной сферы. На мой взгляд, нужно развивать тесное сотрудничество системы профессионального образования со школами, активнее внедрять допрофессиональную подготовку учащихся 8-9 классов. Это поможет будущим выпускникам школ сделать правильный выбор профессии. Однако на сегодняшний день есть острая проблема - нормативно-правовой барьер по финансированию мероприятий допрофессиональной подготовки. Наталья Калиновская, директор Брестского областного лицея им. П.М.Машерова:

- Меня больше всего волнуют вопросы организации образовательного процесса на третьей ступени общего среднего образования, в первую очередь - профильного обучения. Для нас важно сохранить те направления, по которым на данном этапе осуществляется изучение отдельных предметов на повышенном уровне, поскольку они востребованы у учащихся. У ребят должен оставаться выбор, какие предметы изучать на повышенном уровне, а какие - на базовом, в зависимости от склонностей и предпочтений, связанных с дальнейшим профессиональным самоопределением. При проведении профориентационной работы также целесообразно наладить сотрудничество учреждений общего среднего образования с высшей школой. Например, у нас такой опыт есть с Академией управления при Президенте. В текущем году в лицее стартовал проект "Школьная академия управления", которым ребята очень заинтересовались. Лицеисты с удовольствием встречались с представителями вуза, стали участниками научно-практической конференции молодых ученых и студентов, акции "Стань студентом Академии управления на один день". Я считаю, что это помогло им сделать осознанный выбор - после такого тесного сотрудничества некоторые выпускники лицея стали студентами Академии управления. Что касается десятибалльной системы оценивания, то все участники образовательного процесса, на мой взгляд, от этого только выигрывают. Мне кажется, такой вид оценки знаний гораздо объективнее, чем по пятибалльной шкале. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание, - вопрос выставления отметок промежуточной аттестации. Сейчас выставление оценки за четверть осуществляется как среднее арифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего (по усмотрению педагога) поурочного балла, то есть учитываются не все отметки текущей аттестации. На мой взгляд, должна учитываться работа учащегося на протяжении всей четверти. Николай Ширко, директор гимназии №1 Барановичей, заслуженный учитель Республики Беларусь:

- Вопрос перехода ко всеобщему среднему образованию довольно сложный. По-моему, в этом нет необходимости. С точки зрения возможностей у нас в стране есть для все для этого - школы, гимназии, лицеи, средние специальные учебные заведения, профессионально-технические лицеи и колледжи. Но, по моему глубокому убеждению, базовое образование - это тот минимальный уровень, который должен получить каждый гражданин республики. А вот с дальнейшим продолжением образования человек обязан определиться сам. И заставлять его это делать, наверное, не надо. Я бы хотел поднять еще один вопрос. В свое время, когда сокращали сроки обучения в высших учебных заведениях с 5 до 4-4,5 лет, часть учебных вузовских программ планировалось перевести в школу на 12-й год обучения. От двенадцатилетки мы отказались, а вузы на четырехлетнее обучение перевели... В итоге - дисбаланс, нестыковка между уровнем знаний учащихся, которые приходят в вузы и должны за четыре года одолеть ту программу, которую когда-то проходили за пять. Чтобы компенсировать эти недоработки в подготовке абитуриентов, появились профильные классы в школах, гимназиях, лицеях. Дело очень хорошее. Но ученики в старших классах изучают аж 17 предметов! Можно ли 16-17-летнему подростку усвоить весь курс этих предметов на хорошем уровне? И как это отражается на его здоровье? Мое мнение такое: обязательное базовое образование должно быть законченным в изучении целого ряда предметов, чтобы у выпускников базовой школы сформировалось целостное представление об окружающем мире. А в старших профильных классах количество учебных предметов надо сократить до шести-семи. Возьмем, например, физико-математический профильный класс: оставим физику и математику, третьим будет предмет, по которому выпускники сдают ЦТ, - русский или белорусский язык. Нужны также иностранный язык, физкультура. И сделаем интегрированный курс, который объединит ряд предметов - историю Беларуси, литературу, культуру и т.д. Вот небольшое количество предметов, которое нужно ученику в 10-11 классах. Зато упор будет сделан на те профильные предметы, которые в вузе ему просто необходимы. Это даст возможность детям действительно получить прочные глубокие знания по профильным предметам, количество часов на которые можно значительно увеличить. В дальнейшем это приведет к существенному качественному росту знаний абитуриентов. И в высшие учебные заведения они придут более подготовленными для усвоения предметов по избранной специальности. То есть средняя школа поможет высшей школе. БЕЛТА.-0-