"Появились чужие деньги, чужие смыслы, чужие идеи". Марзалюк о попытках оппозиции разрушить белорусскую общность

2024-01-17 11:09
17 января, Минск /Корр. БЕЛТА/. Форма меняется, содержание одно и то же - предательство своих национальных интересов, неверие в свой народ и мечта о его селекции. Такое мнение о действиях белорусской оппозиции в последние десятилетия высказал журналистам член-корреспондент Национальной академии наук доктор исторических наук, профессор Игорь Марзалюк на открытии фотовыставки БЕЛТА "Параллельные миры" в Национальной библиотеке Беларуси.
"Ломать или строить? Выбор всегда есть". Акулович о сути фотопроекта БЕЛТА 
Игорь Марзалюк отметил, насколько интересно сейчас, спустя годы, смотреть на архивные фото, которые отражают истинную суть процессов, проходивших в Беларуси. Обсуждая кадры, где читаются оппозиционные радикальные лозунги "Нет государства - нет проблем" и "Государство социальным не бывает", историк подчеркнул, что "это все были попытки разрушения белорусской общности".
"Параллельные миры" Марзалюк на выставке "Параллельные миры": не может быть позитивной повестки, когда вы ненавидите другого
"А вот я помню первую программу Белорусского народного фронта "Возрождение", установочный съезд в Вильне, который уже на тот момент был Вильнюсом. Я помню, как там писалось, что лучшие силы Беларуси, лучшие коммунисты, все прогрессивные сторонники перестройки объединяются, чтобы помочь прогрессивным силам Коммунистической партии Советского Союза. Там был позитивный посыл на обновление, на позитивную перестройку, но не на разрушение. Я помню те все первые чернобыльские выходы, которые называют "Чернобыльский путь". Они происходили как раз под лозунгами социального государства", - рассказал Игорь Марзалюк.
По его словам, тематика конца 80-х годов и первой половины 90-х делилась на три направления. "Во-первых, это социальное благосостояние. Также проблема Чернобыля - это была важнейшая проблема, которая реально тогда притягивала к себе очень многих людей, - добавил он. - Третий момент - это белорусское национальное возрождение. Но социальная тема играла ключевую роль. Потом мы увидели что-то совершенно другое. В первой половине 90-х мы узнаем, что, оказывается, героями Беларуси являются не партизаны и подпольщики, а как раз их оппоненты, которые были под бело-красно-белым флагом. Поэтому белорусские полицаи, коллаборационисты, предатели, которые приехали в немецкий обоз, уже тогда стали провозглашаться важнейшей третьей силой Беларуси. К ним стали апеллировать как к источнику вдохновения, на наших улицах появились постаревшие люди, которые браво маршировали в Минске под нацистскими флагами и под флагами измены, предательства. Все это мы видели".
Это все привело к одному - тотальному отрицанию реальной белорусской национальной самобытности, белорусского пути и всего того, что делает Беларусь сильной, отметил он."То, что начиналось как апелляция борьбы за интересы простого человека и находило отклик в душах простых людей, перестало этим быть. А почему? - задался вопросом историк. - Пока это движение на ранней фазе апеллировало к белорусскому человеку, создавалось за свои деньги, пока они говорили с людьми в аудиториях, в рабочих коллективах о насущных проблемах - им верили. Но прошло время, появились чужие деньги, чужие смыслы, чужие идеи. И вдруг стали актуальными темы, которые никогда не были и вряд ли будут актуальными для наших людей, - например, проблема однополых браков. Проблемы простых людей ушли в никуда. Самое главное - появились четкие враги. Например, если в первой программе народного фронта коммунисты не трактовались как враги, а говорилось, что там есть демократические силы, что нужно помогать, нужно переустраивать общество, то теперь был четко найден враг".
По мнению Игоря Марзалюка, фазой деградации также являются своеобразные перформансы возле памятника Владимиру Ленину в центре Минска, оскорбляющие чувства людей, которые строили БССР. "Эти люди в том числе оскорбляют своих родственников, предков, которые умирали за то, чтобы они имели возможность спокойно дышать и жить, - отметил он. - Но последняя фаза - это то, что мы видим сейчас, когда охамевшие, живущие за счет чужих денег так называемые национальные лидеры мечтают об интервенции в свою страну".
Как добавил Игорь Марзалюк, это наиболее остро начало проявляться с середины 90-х годов. По его словам, такие лидеры считают, что, если народ не голосует за них, то необходимо применять другие методы. "Значит, надо лечить народ при помощи чужого оружия, чужих скальпелей с надеждой прийти к власти, но не как легитимно избранный на всенародных выборах, а как коллаборационист, также, как их предшественники приезжали, - в обозе чужих войск. И неважно - кайзеровских, гитлеровских либо американских. Форма меняется, содержание одно и то же - предательство своих национальных интересов, неверие в свой народ и мечта о его селекции", - считает он.
Игорь Марзалюк отметил, что сейчас оппозиция не несет в себе никакой позитивной повестки. "Классическая оппозиция была где-то в конце 80-х - первой половине 90-х годов. Это всегда, с одной стороны, критика власти, с другой стороны - позитивная повестка. Здесь же нет позитивной повестки, - отметил он. - Сегодня мы видим, что люди с белорусским гражданством униженно клянчат и просят, чтобы их страну поставили на колени, чтобы большинство наших граждан утратили свою базовую ценность".Нет ничего страшнее и ужаснее гражданской войны, подчеркнул он.
Фотовыставка "Параллельные миры" будет работать с 17 по 21 января на 22-м этаже (обзорная площадка) Национальной библиотеки Беларуси. Вход свободный.-0-
Фото Павла Орловского