Патриотизм в деле. Эксперт о роли проектной деятельности в воспитании молодежи

2023-11-02 21:42
2 ноября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Действенным способом формирования деятельного патриотизма и воспитания национальной идентичности среди молодежи является проектная деятельность, заявила член Молодежной палаты при Парламентском собрании Союза Беларуси и России, руководитель федеральной программы развития молодежного предпринимательства "Я в деле" Юлия Костяева в Ярославле в ходе постоянно действующего семинара при Парламентском собрании Союза Беларуси и России "Практика формирования и задачи синхронизации структурно-методических систем и стандартов среднего и высшего образования в Беларуси и России", сообщает корреспондент БЕЛТА. По ее словам, при воспитании патриотизма одной теории недостаточно - необходима вовлекающая практика. "Поэтому говорю о деятельном патриотизме, который является важным фактором укрепления национальной идентичности. Он помогает молодежи осознать свою значимость в развитии своей страны, а также вносить позитивные изменения в окружающую среду не только на словах, но и на деле. Проектная деятельность в данном контексте является лучшим инструментом, чтобы реализовывать и воспитывать ценность деятельного патриотизма", - сказала Юлия Костяева.
Студенты и школьники должны осознавать возможность реализовывать проекты "по-взрослому", они должны иметь пространство для первой победы, для успеха, уверена член Молодежной палаты. При этом проекты могут быть совершенно разного масштаба, разных направлений и тем - от IT до экологии. Эксперт уверена, что проектную практическую деятельность необходимо внедрять в систему образования. Уже есть примеры, по крайней мере в России, когда школьники 10-11-х классов в качестве аттестации сдают так называемые проекты. Часто это работа только на бумаге, но это не умаляет ее ценности. "Однако зажигает глаза и вдохновляет та проектная деятельность, которую можно пощупать, увидеть, и та, за которую можно получить признание и поддержку старших товарищей", - заметила она. Вместе с тем в некоторых школах Москвы, где существует практика предпринимательских классов, не всегда хватает специалистов, которые готовы вести данную дисциплину. Количество программ, когда молодежь создает проекты, в России за последние годы кратно увеличилось, но специалистов по этому направлению в школах не хватает. Поэтому воспитание специалистов, которые способны обучать проектному мышлению, - еще один вызов, стоящий сегодня перед молодым поколением, уверена Юлия Костяева. Программа развития молодежного предпринимательства "Я в деле" реализуется 1,5 года. За это время ее прошли 138 тыс. студентов, реализовано более 4,3 тыс. молодежных идей. Важно и то, что студенты, которые проходят полугодовое обучение и создают свои проекты, в последующем могут стать наставниками для новых проектных команд. Ребят, которые реализовали такую возможность, в России более 2 тыс.
"Разумеется, молодой студент-наставник еще не имеет релевантного опыта, чтобы обучать бизнесу, но это здесь и не требуется. Он получает практику управления коллективом, помогает новым участникам справляться с трудностями, которые сам проходил, выполняя задание, сохранять позитивную динамику", - пояснила Юлия Костяева. Продолжая тему деятельного патриотизма, она обратила внимание, что за все время работы программы две трети проектов пришлось на инновационное социальное предпринимательство. Особенно важно, что 90% команд, воплощая свои идеи, опирались на проблематику своих регионов или на флагманские векторы развития. Например, в прошлом семестре победила участница из Пермского края, которая создала приложение, позволяющее родителям особенных детей, живущим в отдаленных уголках региона, своевременно получать помощь медиков. А волгоградцы, например, сделали платформу, которая объединила местные исторические культурные места для туристов. "Когда мы даем возможность молодежи не просто говорить, а делать, она начинает делать для своей страны. Важно вовремя поддержать и увидеть успех молодых людей", - подчеркнула член Молодежной палаты. По словам Юлии Костяевой, молодой человек, который еще со школьной или студенческой скамьи имеет возможность получать навыки, которые будет применять во взрослой жизни, понимает, как успешно реализоваться в своей стране, своем городе или поселке. "Понимание, что в России или Беларуси можно хорошо зарабатывать, заниматься любимым делом и быть полезным своей стране, придает патриотизму практическое измерение. Поэтому необходимо создать условия для проектной деятельности среди молодежи и обеспечить ее поддержку и признание", - заключила она.-0-