От полоцкого вече до наших дней: как формировалась избирательная система Беларуси?
2025-01-09 17:25
Центризбиркому Беларуси - 35. Об истоках, становлении национальной избирательной системы, о том, как работает ЦИК сегодня, рассказал председатель Центральной избирательной комиссии Игорь Васильевич Карпенко.
Институт выборов создан человеком для обеспечения функционирования политической системы государства. С помощью выборов выражается воля народа, в результате чего государственные органы наделяются легитимными властными полномочиями. В Республике Беларусь сложилась суверенная избирательная система, включающая правовые нормы, набор правил, технологий и методов работы, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование органов публичной власти и избрание граждан на государственные должности. В свою очередь ЦИК, как постоянно действующий государственный орган, в соответствии с Конституцией и избирательным законодательством организует в пределах своих полномочий подготовку и проведение выборов, республиканских референдумов.
На заре государственностиИнститут выборов на территории нашей страны возник задолго до появления государства. Становление национальной избирательной системы корнями уходит в эпоху Древней Руси и связано, прежде всего, с вечевыми традициями Полоцкого и Туровского княжеств. Единственным сводом законов, регламентировавшим в то время все значимые аспекты жизни наших предков, был правовой сборник "Русская Правда". На вече, или народном собрании, принимались важные решения о том, с кем дружить и воевать, как осуществлять торговлю, какой приговор выносить на суде. Вече ведало вопросами выборов князя, замещением княжеских престолов. Византийский исследователь Прокопий Кесарийский еще в VI веке писал: "Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и потому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом".Длительный исторический путь белорусского народа к своей национальной государственности был сложным и многогранным процессом. На формирование системы народовластия на всех этапах исторического развития существенное влияние наряду с вечевыми традициями оказывали общинное землепользование, формы городского и местного самоуправления, раннего парламентаризма, деятельность советов народных депутатов и их правовое оформление. Самобытными памятниками юридической мысли были Статуты Великого Княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 годов. Они кодифицировали правовые нормы, в том числе регламентировали избирательную систему государства.1946 год. Крестьяне д. Батечки готовят избирательный участок ко дню выборов в Верховный Совет БССР
Важным правовым источником является первая Конституция современного типа в Европе и вторая после США в мире, принятая 3 мая 1791 года Четырехлетним сеймом Речи Посполитой, куда в тот период входили белорусские земли. Этот правовой акт отражал идею суверенитета народа, закреплял принципы разделения властей и верховенства закона. Однако принятие Конституции означало окончательное превращение Речи Посполитой в польское национальное государство, что лишало белорусское население права на самостоятельное национально-культурное развитие.Последующее вхождение белорусских земель в состав Российской империи предопределило дальнейшее развитие демократических правовых норм. В первую очередь это связано с проведением земской реформы местного самоуправления и выборов в Государственную Думу в 1906-1917 годах.Век двадцатыйФевральская буржуазная революция 1917 года поставила вопрос о правовых основах организации новой власти после падения царизма. Положения, по которым должны были проводиться выборы в учредительное собрание, значительно опережали избирательное законодательство в других странах: право голоса в 20 лет (самый низкий для того времени возрастной ценз), отсутствие имущественного ценза, каких-либо ограничений по вероисповеданию, сословному или национальному признаку. Избирательное право получили женщины.Всеобщие выборы в Учредительное собрание при равном, прямом и тайном голосовании проводились уже после Октябрьской революции 1917 года. В трех из четырех избирательных округов, образованных на территории Беларуси, победу одержали большевики. В Могилевской губернии - эсеры. Однако в условиях эскалации политической борьбы Учредительное собрание не смогло решить возникшие противоречия. Власть повсеместно переходила в руки Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.Белорусская государственность в ХХ веке формировалась на советской основе. На I съезде Коммунистической партии Белоруссии 1 января 1919 года была провозглашена Советская Социалистическая Республика Белоруссия. А уже 3 февраля на первом съезде Советов БССР делегаты приняли первую Конституцию. В то время вводились определенные ограничения избирательных прав для представителей эксплуататорских классов, бывших дворян и духовенства. В советский период развития активно шло конституционное строительство белорусского государства в составе СССР. Конституция 1927 года в основных чертах развивала положения советского строя. Принятая в 1937 году новая Конституция по своим принципам была одной из самых демократичных в мире. В частности, вводилось всеобщее избирательное право с 18 лет. Следующая Конституция 1978 года укрепляла советскую политическую систему и провозглашала Коммунистическую партию руководящей и направляющей силой советского общества.1996 год. Участники І Всебелорусского народного собрания
Для организации выборов депутатов всех уровней формировались временные избирательные комиссии, в состав которых входили представители трудовых коллективов и общественных объединений. Так, в 1950 году в избирательной комиссии БССР работали: Якуб Колас, народный поэт Беларуси; Петр Машеров, первый секретарь ЦК ЛКСМБ; Кирилл Орловский, председатель колхоза "Рассвет"; Лариса Александровская, солистка белорусской оперной сцены.Политика перестройки внесла существенные изменения в функционирование избирательной системы. Уже в марте 1989 года на альтернативной основе прошли выборы народных депутатов СССР. Постановлением Верховного Совета БССР от 4 декабря 1989 года образована Центральная комиссия по выборам народных депутатов Белорусской ССР как постоянно действующий государственный орган. Возглавил комиссию Михаил Лагир. В 1990 году в условиях зарождавшейся многопартийности прошли выборы в Верховный Совет БССР. Тогда же народным депутатом был избран Александр Лукашенко.Перестройка характеризовалась не только демократизацией и гласностью, но и нарастанием кризисных явлений в государстве и обществе. Так, правящие круги практически проигнорировали волю народа, высказанную на референдуме 17 марта 1991 года, когда граждане подавляющим большинством голосов поддержали сохранение СССР. После распада СССР происходило формирование государственного строя суверенной Республики Беларусь.В 1994 году на Центральную комиссию возложены полномочия по выборам Президента Республики Беларусь, она переименована в Центральную комиссию Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.В рамках активного создания правовой базы по организации и проведению выборов принимаются отдельные законы по выборам Президента, депутатов, правовому статусу Центральной комиссии. В итоге в 2000 году избирательное законодательство кодифицировано.Молодежный совет при ЦИК Беларуси занимается повышением электоральной активности молодежи
Еще одним важным политическим событием стало формирование Всебелорусского народного собрания как конституционного органа народовластия, который определяет стратегические направления развития общества и государства. Часть делегатов вошла в состав Всебелорусского народного собрания по должности. В результате выборов 400 делегатов представляют структуры гражданского общества и 350 - местные Советы депутатов. ВНС стало особой формой народовластия, демократическим институтом, который значительно расширил право граждан на участие в делах государства.Еще одна новация белорусского законодательства, направленная на укрепление электорального суверенитета, определила процедуру оценки выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики на предмет конституционности и легитимности. Так, Конституционный Суд наделен правом давать заключение о конституционности проведения выборов, то есть соблюдении конституционных принципов и норм, а также соответствии Конституции нормативных правовых актов, примененных при проведении выборов.Всебелорусское народное собрание, которое фактически представляет собой политически оформленный голос народа, вправе рассматривать вопрос о легитимности выборов, то есть признании выборов обществом.Заключение Конституционного Суда о неконституционности проведения выборов, решение ВНС о нелегитимности выборов являются основанием для признания Центральной избирательной комиссией результатов выборов недействительными. В этом случае назначаются и проводятся повторные выборы.На первом заседании Всебелорусского народного собрания делегаты заслушали Послание главы государства к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь "О международном положении Республики Беларусь и задачах по сохранению мира и единства белорусского общества", избрали руководящий состав собрания, утвердили Военную доктрину и Концепцию национальной безопасности Республики Беларусь.12 марта 2024 года. ЦИК традиционно участвует во всебелорусской акции "Мы - граждане Беларуси", приуроченной ко Дню Конституции
ЦИК Беларуси проводит плановые мероприятия по правовому просвещению граждан, в том числе совместно с Министерством образования. На постоянной основе проводятся диалоговые площадки, встречи, научно-практические конференции, семинары-совещания, консультации по разъяснению избирательного законодательства, олимпиады, конкурсы. В школах организованы информационные часы по вопросам избирательного права. Подготовлено соответствующее методическое пособие. Издана серия книг и брошюр, посвященных выборам.В Центральной комиссии проходят учебную практику студенты. При ЦИК создан Молодежный совет. Участие в работе такого общественного формирования позволит молодым людям приобрести знания и опыт в сфере применения избирательного законодательства и в дальнейшем на профессиональном уровне участвовать в организации электоральных кампаний. Данный молодежный актив привлекается в качестве волонтеров при проведении выборов.Важным направлением деятельности Центральной комиссии является обучение организаторов выборов. Избирательный кодекс закрепил за ЦИК функцию по осуществлению методического руководства этой работой. На базе Академии управления при Президенте Республики Беларусь создан Центр по работе с населением и избирательному процессу, который с сентября 2022 года успешно проводит курсы повышения квалификации, осуществляет подготовку региональных тренеров, которые проводят обучение членов участковых комиссий в период электоральных кампаний. Завершается создание соответствующего учебно-методического комплекса.Курс на цифровизациюМы живем в эпоху стремительного развития и внедрения информационных технологий. Технически развитая инфраструктура избирательной системы, безусловно, повышает электоральную активность населения и прозрачность избирательного процесса.Сегодня белорусское законодательство уже предусматривает использование ресурсов государственной информационной системы "Регистр населения" при формировании списков избирателей. Внедрен сервис по поиску участка для голосования. С целью обеспечения безопасности, здания и сооружения, где размещаются участки для голосования, оснащены системами видеонаблюдения. Информационные технологии активно используются для информирования избирателей и других участников выборов.20 ноября 2024 года Центризбирком утвердил состав Наблюдательного совета по контролю за соблюдением порядка и правил проведения предвыборной агитации в СМИ
Центральная комиссия Беларуси совместно с заинтересованными органами разработала проект общей концепции государственной автоматизированной информационной системы "Выборы", предусматривающий поэтапное создание информационных сервисов для всех участников электорального процесса. Вместе с тем внедрение информационных технологий в избирательную систему требует дальнейшего предметного изучения, анализа и прогнозирования применения на практике с учетом национальных интересов и законодательства.По международным стандартамНаряду с выполнением задач, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов, важная роль в повседневной работе Центральной избирательной комиссии отводится развитию международных отношений и объединению общих усилий по унификации международных избирательных стандартов.Активно развиваются двусторонние контакты с коллегами из центральных избирательных органов иностранных государств. Подписан протокол о сотрудничестве с Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан. Заключено соглашение о сотрудничестве с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В рамках этого соглашения регулярно проходят двусторонние встречи руководителей избирательных органов, проведен белорусско-российский молодежный электоральный форум, активно идет взаимодействие с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.Здесь необходимо также сказать о работе в составе международных организаций, что способствует институционализации и профессионализации демократических процедур, их деятельность оказывает информационную и методическую поддержку странам-участницам. Так, например, Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств - участников СНГ, созданный при Межпарламентской Ассамблее СНГ, имеет серьезные наработки по методологии международного наблюдения за выборами.4 декабря 2024 года. Торжественное заседание, посвященное 35-летию Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь
ЦИК Беларуси является членом Всемирной ассоциации избирательных органов и принимает активное участие в ее работе. В рамках ассоциации актуализируется электоральная повестка, консолидируется экспертное сообщество в области избирательного права и технологий.В этом году мы приняли председательство в Консультативном совете руководителей избирательных органов государств - участников СНГ. Деятельность Консультативного совета направлена на обмен опытом, обобщение лучших электоральных практик и совершенствование избирательного законодательства, а также дальнейшее развитие взаимодействия профессионального сообщества организаторов выборов.Хочу подчеркнуть, что Консультативный совет в своей деятельности руководствуется принципами уважения суверенитета и независимости каждого государства. Именно такая структура востребована сегодня не только в Содружестве, но и за его пределами, поскольку современные международные отношения характеризуются нарастанием противоречий между основными субъектами мировой политики.Электоральный суверенитетГлобалисты пытаются раскроить мир по западным лекалам. Их деятельность направлена на разрушение национальной идентичности, традиционных морально-этических норм, культурного разнообразия, межконфессионального мира и гражданского согласия. Западные элиты навязывают общественности собственные политические и социальные догмы, некие "универсальные" демократические стандарты государственного устройства.В странах, осмелившихся противостоять глобалистам и самостоятельно определять вектор своего развития, инспирируются цветные революции, приводятся к власти лояльные лидеры и откровенные марионетки, взращенные за деньги коллективного Запада. Электоральные кампании используются ими как инструмент для дестабилизации государства, становятся мишенью для внешнего вмешательства и оказываются под воздействием гибридных угроз.
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.