"Оркестры его обожали и боялись". Каким человеком был композитор Евгений Глебов?
2024-10-21 19:21
Людей поражали принципиальность Евгения Глебова и его фанатичное отношение к профессии. Мне было тринадцать, когда увидела его впервые. Открылась дверь, и холеный рослый человек в черном кожаном пиджаке, с эспаньолкой, как у артиста Юрия Яковлева, вошел в класс и задорно, по-дирижерски взмахнул рукой: "Ну что, попробуем?" Мы, детский хор средней специальной музыкальной школы при Белгосконсерватории, только что разучили его ораторию на стихи Петруся Макаля "Запрашэнне ў краіну дзяцінства". Оркестровая репетиция в филармонии была назначена на завтра, и он хотел убедиться, что мы справляемся.
1970 год. Евгений Глебов
- Оркестры его обожали и боялись, - вспоминает главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь Александр Анисимов. - Своим феноменальным слухом он улавливал любую халтуру и заставлял музыкантов работать на совесть. Но даже его убийственная критика не унижала, а возвышала, а от его скупой похвалы мы росли до небес в собственных глазах.Работал Глебов во всех жанрах: от оратории и оперы до цирковых маршей. В каждом из них создал произведения, достойные настоящего Мастера. Покойный сын композитора Родион, понимая величие отца, записывал его на любых носителях, на каких только было возможно. Многое сейчас в интернете. Признаться, я тоже воспользовалась этим материалом, ведь взять интервью у Глебова так и не успела.Беседовала в юбилейные дни (10 сентября исполнилось 95 лет со дня рождения Евгения Глебова) с его двоюродным братом, композитором, заслуженным деятелем искусств БССР Григорием Сурусом. На тринадцать лет моложе, он рос с Евгением Александровичем в одном доме, поэтому знает и помнит события его юности. Пообщалась с его друзьями, учениками, коллегами…
Слева: 1942-1944 годы в эвакуации. Справа: 1949 год, Раиса Федоровна Сурус гордилась, что сын стал железнодорожником
"Парень он был шаловливый"Говорят, что Глебов везунчик, ведь мог и не выжить, не пробиться, не прорасти в тогдашней скудной культурной почве российского Нечерноземья. Уездный Рославль, где он родился 10 сентября 1929 года, не располагал к высокому искусству, хотя семья была на редкость музыкальная. Бабушка Клавдия Степановна, мать Раиса Федоровна, дядя Федор Федорович и его жена вечерами объединялись в домашний оркестр. Нотной грамоты никто не знал, подбирали по слуху то, что звучало по радио.Отец композитора Александр Петрович Глебов, гитарист и потомственный железнодорожник, тоже играл в семейном коллективе, но надолго в нем не задержался. Исчез в неизвестном направлении, когда сыну не было и года.- В 1932 году мой папа Федор Федорович взял над Женей опеку, - рассказывает Григорий Сурус. - Без этого не дали бы особой продуктовой карточки, которая спасла их от голода. Но главное - Женя не рос безотцовщиной, не покатился по кривой дорожке, как многие тогдашние пацаны. Ведь парень он был шаловливый, его нужно было крепко держать в руках."Своим феноменальным слухом он улавливал любую халтуру".
Почти все Сурусы трудились на Рославльском вагоноремонтном заводе. В начале войны предприятие эвакуировали в Воронеж. В октябре 1941-го немцы стали беспощадно бомбить город, пришлось завод несколькими эшелонами вывозить в Улан-Удэ. Эвакуировались цехами, поэтому дядя-опекун отправлялся в первом эшелоне, а Раиса Федоровна с сыном и матерью - на следующий день во втором. Но Федор настоял, чтобы им разрешили ехать всем вместе. Назавтра Сурусы узнали страшную новость: у станции Грязи второй эшелон разбомбили, почти никто не выжил.
"Не представляю, как мы рискнули создать небольшой оркестр, в котором только один человек, баянист, знал ноты, - звучит голос Евгения Александровича на старой аудиозаписи. - Все партии, все голоса, все, что надо играть инструментам, я показывал каждому на гитаре. Потом мы собирались вместе, репетировали и играли".
"Не представляю, как мы рискнули создать небольшой оркестр, в котором только один человек, баянист, знал ноты".Для музыки, которая рождалась у него в голове, он изобрел свою систему записи, ведь нотной грамоты не знал. Для выпускного вечера на стихи, которые написали одногруппники, сочинил "Студенческую прощальную". "Тебе надо учиться музыке", - обронил кто-то из старших.Попытка поступить в Могилевское музыкальное училище потерпела фиаско. Директор учебного заведения счел молодого человека без знания нотной грамоты слишком самонадеянным и профнепригодным.В начале января 1950 года будущий композитор приступил к работе на железнодорожной станции Могилев, куда его направили по распределению. Трудился посменно по двенадцать часов. Снимал угол в пристанционной хатке. Голодал и мерз, но музыку не оставил. Видимо, "гадкий утенок" должен был пережить зиму, а весной…
"А что такое нонаккорды?"Чудо случилось в апреле. Глебов узнал, что принимать госэкзамены в Могилевском музучилище будет заслуженный артист БССР Иосиф Жинович. Этот шанс нельзя было упустить. На первой же песне маэстро удивленно спросил: "Молодой человек, кто научил вас нонаккордам?" - "А что это такое?" Жинович на мгновенье задумался и вместо ответа сказал: "Вам нужно в Минск к Богатыреву. Он композитор, ректор консерватории. Я ему о вас расскажу".Два месяца спустя Глебов с гитарой наперевес заявился к своему будущему педагогу. При виде его Богатырев почти не удивился: разные люди приходили тогда на прослушивание в консерваторию. Кротко выслушав получасовой концерт, которым "угостил" его начинающий автор, Анатолий Васильевич сразу перешел к сути: "Вы нотную грамоту знаете?" Смущенный Евгений отрицательно замотал головой. "А как экзамены собираетесь сдавать? Сольфеджио, гармонию, фортепиано?" Глебова бросило в пот. Фортепиано он впервые увидел в Могилеве, а о сольфеджио даже не слыхал.- Он никогда ни перед кем не заигрывал, - говорит друг Глебова, бывший первый заместитель министра культуры Беларуси Владимир Рылатко. - Годы спустя я спросил, как пережил он исключение из союза. И Глебов ответил: "Я тогда поверил в себя. Поверил, что я чего-то стою".
"Принесут произведение, а он: "Бред сивой кобылы!"".Премьера "Мечты" - первого белорусского балета на современную тему - состоялась 7 октября 1961 года, и с тех пор карьера Евгения Александровича двигалась только вверх, без заминок и сбоев. В 1970 году он становится лауреатом Государственной премии, в 1973-м - народным артистом БССР, в 1984-м - народным артистом СССР. Один за другим рождаются его балеты, симфонии, музыка к кино.- Двадцать лет, с середины 1960-х годов, мы с Глебовым оформляли все правительственные концерты, - рассказывал в 2016 году на встрече со студентами Минского музыкального колледжа имени М.И. Глинки народный артист БССР, композитор Дмитрий Брониславович Смольский. - Я писал торжественное вступление с хором и оркестром, он - заключение; в следующий раз наоборот. Торжественные мероприятия случались тогда едва ли не каждый месяц, мы очень хорошо зарабатывали. Дружили всю жизнь, но по имени он никогда меня не называл. Только "старик", как было принято у тогдашней молодежи.
В подзорную трубу высматривалКомпозиторов в ближний круг Глебов принципиально не допускал. Предпочитал общество Расула Гамзатова, Василя Быкова, Владимира Короткевича, члена-корреспондента Академии наук СССР Вячеслава Степина, балетмейстера Генриха Майорова.- Я понимал, что когда я приглашен к столу, это не просто. Что сейчас будет какой-то спор, будут решаться вопросы высочайшего накала, - вспоминал бывший главный дирижер Государственного симфонического оркестра БССР народный артист РСФСР Виктор Дубровский.Особое место в этом избранном кругу занимал друг Глебова, секретарь по идеологии ЦК КПБ Александр Трифонович Кузьмин. Среди партийцев он прослыл единственным делегатом послевоенных съездов КПСС, кто, выступая с часовыми докладами, никогда не заглядывал в бумажку.
"Самый главный его критерий - музыка должна быть яркой".Интересы Глебова простирались далеко за пределы искусства. Как депутат Верховного Совета Беларуси он в 1980 году инициировал постановление Совета министров БССР "Аб мерах па паляпшэнні аховы, рэстаўрацыі і выкарыстання помнікаў гісторыі і культуры ў Беларускай ССР". Уже в те годы он задумывался о туристическом потенциале страны, о ее внешней привлекательности.- Уходя в 1986 году с высокого поста, Кузьмин просил меня позаботиться о Глебове, - признается Рылатко.1982 год. Главный балетмейстер Финской национальной оперы Эльза Сюльвестерссон (слева) в 1977 году поставила в Хельсинки "Тиля Уленшпигеля", а в 1982-м - "Маленького принца"
Сочинял Глебов фантастически быстро. Музыка сплошным потоком струилась из его подсознания. Никакой вымученности ни у себя, ни у студентов он не терпел. Уверял, что песня пишется до обеда; если дольше, то ей место в мусорной корзине. Оперетту "Миллионерша" сочинил за две недели.- Меня подкупало, что он великий мастер в своей профессии, - не скрывал восхищения Дмитрий Смольский. - Когда мы работали над правительственными заказами, требовалось в два дня закончить партитуру. Куда уж там заниматься тщательной отделкой! И так сойдет, ведь это всего лишь "парадная музыка". А он возился, отделывал каждую ноту, перепроверял, исправлял. Спрашиваю: "Зачем это тебе?" А он: "Не могу по-другому. Профессия для меня - это настолько ответственно и серьезно, что не могу себе позволить халтуру". Это меня покорило на всю жизнь.Даже в написании нот он священнодействовал. Тогда ведь не было компьютерного набора, каждую ноту выписывали вручную черной тушью на глянцевой партитурной бумаге. Глебов и здесь был неподражаем: ни единой кляксы! "Мои партитуры можно трогать только чистыми руками", - говорил он то ли в шутку, то ли всерьез. На вопрос, зачем он с каллиграфической тщательностью выписывает каждую ноту, неизменно отвечал: "Чтобы переписчик с моими партитурами не слишком утомлялся".- Самый главный его критерий - музыка должна быть яркой, - рассказывает ученик Глебова, композитор народный артист Беларуси Вячеслав Кузнецов. - Тогда он зажигался, и начиналось действо. В противном случае он моментально терял интерес и говорил: "Такая музыка может быть, а может и не быть".
"Мастер и Маргарита" - его любимое дитяС середины 1970-х годов в творчестве Глебова наступает пора расцвета. Он сочиняет свои лучшие балеты, патриотические оратории, музыку к фильмам. Откровенно идет против течения, выбирая для своих произведений общемировые сюжеты.При виде партитуры "Тиля Уленшпигеля" чиновники недоумевали: "Зачем нам эта Бельгия?" Тогда он шел к Машерову. Тот тоже спрашивал: "Зачем?" - "У каждого народа есть свой Тиль, но не у каждого - Шарль де Костер", - нашелся Глебов. Петр Миронович понял, улыбнулся и разрешил постановку.Музыка Глебова выше сюжета Шарля де Костера. Недаром ей рукоплескали в Ленинграде, Хельсинки, Горьком, во многих городах Советского Союза.Тем удивительнее, что после смерти композитора в его бумагах обнаружилось два тетрадных листка с зубодробительным отзывом на "Тиля", подписанным руководительницей литкружка Минского электротехникума связи Лидией Комоцкой. Ровным учительским почерком она выносит шедевру Глебова смертный приговор: "Ваш Тиль не белорусский балет, там нет белорусской жизни, и он не будет существовать долго". Скомкать бы этот пасквиль да зашвырнуть как можно глубже в мусорное ведро. Но композитор, с наглецами обычно не церемонившийся, отчего-то его сберег.После "Тиля" композитор замахнулся на "Маленького принца" - удивительно нежный сюжет о человечности. "Он очень добрый, колоссальной нежности человек внутри", - говорил о Глебове его друг Генрих Майоров, поставивший этот балет в 1983 году в Большом театре Союза ССР.И родилась высокая трагедия. Она впервые предстала на сцене Большого театра Беларуси 20 марта 1992 года. Когда опустился занавес, в зале скандировали: "Гле-бов! Гле-бов!" Тем самым давая понять, что спектакль плох, а музыка по-настоящему хороша.
Спектакль прошел шестнадцать раз и истаял как улыбка Чеширского кота. Композитор сокращал его сцена за сценой, собственными руками убивая свое же дитя. В 1996 году опера Глебова ушла с афиш, но сохранилась в памяти каждого, кто ее слышал и видел. Возможно, она попросту опередила свое время.
Мемориальную доску на доме № 15 по ул. Кульман торжественно открыли 10 сентября 2003 года. В этот день мастеру исполнилось бы 74 года
Топ-5 художественных фильмов, музыку к которым написал Евгений Глебов (по версии "Беларускай думкі")• "Венок сонетов", Беларусьфильм, 1976, реж. В. Рубинчик• "Последнее лето детства", Беларусьфильм, 1974, реж. В. Рубинчик• "Дикая охота короля Стаха", Беларусьфильм, 1979, реж. В. Рубинчик• "Я родом из детства", Беларусьфильм, 1966, реж. В. Туров• "Любимая", Беларусьфильм, 1965, реж. Р. Викторов| Юлия АНДРЕЕВА, журнал "Беларуская думка". Фото из архивов БЕЛТА, Большого театра Беларуси и из открытых источников.Читайте также:Неизвестный Вуячич. Он мечтал об оперной карьере, а стал легендой белорусской эстрадыТайна карабина Печкурова. Этот мальчик воевал наравне со взрослыми партизанамиВойна и мир Евгения Тикоцкого. Что на самом деле известно о знаменитом композиторе?
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.