"Один из самых запоминающихся презентов - поздравление, написанное
шифром Цезаря". Этот учитель знает, как увлечь школьников своим
предметом
2025-01-02 16:25
Этот учитель истории всегда на одной волне с учениками: он учитывает особенности клипового мышления, когда готовится к уроку, знает, что сказать хулигану, и с интересом принимает домашние задания от школьников.Учитель истории из Гомеля Иван Ковалевский признается: в детстве эту профессию слишком романтизировал. Верил, что педагог приходит на урок в костюме и очках, после занятий переодевается дома и отправляется на археологические раскопки. Много путешествует, изучает другие культуры… В жизни все оказалось не так романтично, но куда более интересно. О том, почему работать со старшими классами проще, но с младшими - интереснее, что делает историю одним из самых сложных предметов для современных школьников и зачем нужно было создавать музей милиции, нам рассказал Иван Леонидович.
Ирония судьбыЛюбовь к истории Ивану Ковалевскому передалась от отца: он хоть и был простым рабочим на предприятии "Гомельобои", но любил читать книги, рассказывающие о прошлом. Поэтому в большой домашней библиотеке основное место занимали соответствующие издания. Маленький Ваня, видя, как папа в свободное время с удовольствием переносится во времена Древней Греции и Рима, Средневековья и Ренессанса, понимал: история открывает человеку особенный, дивный мир.- Я рос любознательным, хотел все знать. Но в те времена не было интернета, негде было загуглить. Зато на полке стояла моя любимая энциклопедия "Почемучка" с красивыми, еще советскими иллюстрациями, а главное - с ответами на вопросы на разные темы, начиная космосом, заканчивая различными изобретениями, - вспоминает учитель. - Но книгой, которая особенно сильно повлияла на мою заинтересованность историей, была "Легенды и мифы Древней Греции" Куна. Уже к 8-му классу я понял, что хочу изучать историю. Но стать учителем даже не думал, склонялся к археологии или музейному делу.
Даже учась на истфаке ГГУ имени Ф.Скорины, Иван Леонидович не верил, что будет работать в школе. Вспоминает, как на первом курсе обсуждал с одногруппником перспективы такого будущего, и был категоричен: "Ну какие мы с тобой педагоги? Ты правда видишь нас в школе?" По иронии судьбы именно эти двое из всей мужской части группы теперь преподают историю.
Дети - это маленькие взрослыеВо время учебы в вузе Иван Ковалевский подрабатывал - сначала в сфере рекламы, потом педагогом-организатором в 52-й школе.- Там меня, четверокурсника, первый раз поставили заменять учителя истории в 5-м классе, тема урока была "Культура Древнего Египта". Я боялся, что дети не станут слушаться, поэтому решил так: резко зайду в класс и сразу наведу дисциплину. В итоге с очень серьезным лицом шагнул в кабинет, на детей даже не посмотрел, поздоровался только через несколько секунд. Это действительно возымело эффект - ученики насторожились. Когда я понял, что атмосфера спокойная, начал урок. Он прошел в целом неплохо, - вспоминает Иван Леонидович.
Сейчас ведение уроков совершенно не напрягает. Правда, и строгим учителем его уже не назовешь. Объясняет это Иван Ковалевский тем, что такое просто не в его сути и дети это быстро начинают понимать.- Я на одной волне с ними. Мне кажется, что лучшая стратегия учителя - быть собой и вести уроки так, чтобы школьникам было интересно. Это лучший мотив к учебе, чем страх перед строгим учителем, - делится мнением наш герой. - Хотя иногда строгим на уроке все же приходится бывать - с хулиганами. Я всегда пытаюсь понять, почему тот или иной ученик себя так ведет. Если дело в подростковых комплексах или проблемах, и именно из-за этого ученик пытается сорвать урок или ведет себя неподобающим образом, то обязательно поговорю с ним. Оставлю после урока и спрошу, в чем дело, чем я могу помочь. Я вправду переживаю за таких детей, потому что, как правило, за агрессивным поведением всегда стоит личная проблема подростка. Если он мне доверится, откроется, то я могу попытаться помочь ее решить. Но даже если у меня не получится, мы с таким учеником точно станем ближе по-человечески, душевно. И он вряд ли продолжит себя вести на моем уроке, как раньше.
Иван Леонидович отмечает, что ему с хулиганами проще, чем коллегам-женщинам. Во-первых, мужчин слушают больше. Во-вторых, он уверен: дети - это маленькие взрослые, поэтому с ними тоже можно разрешить конфликт, поговорив по душам.- Да, иногда приходится быть психологом, - резюмирует учитель.
За что любят спорщиковСейчас Иван Ковалевский ведет уроки истории в СШ №32 в основном у старших классов. С ними работать проще - люди уже осознавшие, но с ребятами из младших классов - немного приятнее.- Они такие впечатлительные! Рассказываешь общеизвестные факты, а они им так удивляются, - объясняет наш герой.Встречаются среди учеников постарше и любители поспорить на исторические темы. Но такие Ивану Ковалевскому даже нравятся, ведь его школьный предмет из тех, где дискуссия приветствуется. Учитель объясняет: если ученик предлагает свою версию события, значит, он отыскал дополнительную информацию, сопоставил с имеющейся в учебнике и сделал свои выводы. Разве это не повод похвалить любознательного школьника? Поэтому и каверзные вопросы от ребят учитель обожает:- Это говорит о том, что ученик разбирается в предмете. К тому же каверзные вопросы развивают и меня. Если сразу не могу дать ответ, это означает только одно: я получил домашнее задание. Что ж, пришло время разобраться с какой-то темой более глубоко!
Параллели между векамиИван Леонидович делится наблюдением: в век цифровых технологий и интернета заинтересовать ребенка школьным предметом крайне сложно. Роль учителя сейчас меняется.- Если дети хотят что-то узнать о том же историческом событии, они могут это сделать сами. Учитель в наше время скорее необходим, чтобы заинтересовать школьников своим предметом, объяснить, как полученные на уроке знания пригодятся в жизни, - объясняет Иван Ковалевский. - Ребята спрашивают у меня: зачем учить историю? Я отвечаю: чтобы понимать, как все появилось в том виде, в каком оно есть в наши дни. Я беру пример из древности и провожу логическую цепочку до наших дней. Часто это примеры житейские, из которых понятно, например, почему мы жарим курицу именно на сковородке. Да, возможно, ученик не запомнит все даты, события, личности, но если я проведу параллель с современностью, то он поймет чуть больше о происходящих вокруг процессах. Ведь все события прошлого имеют последствия в настоящем.Наш герой уверен: уроки истории полезны школьникам не только как источник знаний о прошлом. Этот предмет помогает развивать устную речь, с которой у современных мальчиков и девочек есть проблемы.
- Сейчас дети говорят мало, они в основном в телефоне, круг общения ограничен. Поэтому у некоторых вижу проблемы в общении со сверстниками, например, - рассказывает учитель. - А уроки истории почти всегда проходят устно, здесь можно потренировать речь. Это важно не только для выстраивания коммуникации с другими людьми, но для того, чтобы после 9-го класса сдать экзамен по моему предмету. Ведь он единственный из всех проходит устно. И это для современных детей, привыкших к тестам и письменным испытаниям, всегда стресс. Даже ребята, которые письменно сдают этот предмет на "девятки", сильно нервничают и переживают, когда приходит время устного ответа. Не припомню ни одного экзамена, чтобы хоть один человек от напряжения не заплакал.
Ставка на визуалВ экзаменационном билете по истории два вопроса - теоретический и практический. Так комиссия может проверить не только знания по предмету, но и то, как школьник научился работать, например, с картой или документами. Всему этому Иван Леонидович учит на своих уроках.
- История в целом тесно связана с географией. Карты помогают понять не только ход сражений, увидеть границы государств в разные века, но и, например, гений того или иного полководца. К тому же я заметил, что для нынешних детей очень важна именно визуальная составляющая урока. Иногда им проще понять, если ты показываешь много картинок по теме, чем все 45 минут слушать учителя. Такая особенность клипового мышления. С помощью визуализации современным школьникам проще выстраивать логические цепочки, - объясняет учитель.Иван Ковалевский не скрывает, что получить у него 10 крайне сложно. Для этого ученик должен так ответить у доски, чтобы вызвать восторг даже у одноклассников. Учитель уверен: это мотивирует остальных разобраться в теме сверх того, что требуется по школьной программе.
Музей с вау-эффектомИван Ковалевский - не только учитель, он организовал в школе музей милиции. Точнее, возобновил его работу.
- В 1986 году, когда открылась СШ №32, здесь создали музей советской милиции. Это сделали, по всей видимости, учителя и школьники - по всем традициям того времени: с плотными листами деревянной фанеры, с расписанными вручную на тему милиции стендами. Через какое-то время этот проект потребовал переосмысления. Но заниматься им было некому, поэтому его поставили на продолжительную реконструкцию. Идея возродить музей возникла у директора школы Аллы Евгеньевны Никифоровой раньше, чем я пришел сюда работать. Наверное, поэтому она чуть ли не с порога спросила у меня, разбираюсь ли в музейном деле, - рассказывает Иван Леонидович.
И он ответил: конечно же, да! Однако, как признается теперь, с его стороны то заявление было крайне самоуверенным. И если бы не помощь коллеги-историка, подполковника милиции Дениса Новикова, который много лет собирал материалы на тему гомельской милиции, еще неизвестно, чем бы дело закончилось. Тем не менее все сложилось успешно: к 105-летию белорусской милиции в апреле этого года школьный музей открылся после длительной реэкспозиции.
- От прежнего у нас осталось не так много экспонатов. Пополняли фонд с помощью ветеранов МВД. Благодаря им у нас есть вещдоки, архивные фотоснимки и документы, коллекции наград разных лет. Один из самых ценных экспонатов - личная форма Сергея Акимовича Мазура, который был начальником партизанской 13-й Костюковичской бригады. После Великой Отечественной войны он занял пост заместителя начальника Гомельского УВД. Родственники передали нам его китель и наградную планку. У детей они, конечно, вызывают вау-эффект, - рассказывает учитель.
Он легко может провести экскурсию по музею гомельской милиции: всю ее историю знает назубок. Например, как в 1920-х правоохранителям приходилось подавлять мятежи и отлавливать многочисленные банды в окрестностях города. А еще - бороться со спекулянтами и саботажниками, беспризорностью, раскрывать преступления. Причем некоторые примеры достойны пера Ильфа и Петрова. Как, например, произошедшее в августе 1925 года. Тогда в Гомель прибыл человек восточной наружности и прямиком с вокзала отправился в местный губисполком. Там представился председателем ЦИК Узбекистана Файзуллой Ходжаевым. Мошеннику поверили на слово, ведь в то время в документы не вклеивали фото. А впечатление мужчина произвел настолько сильное, что его даже поселили в лучший номер гостиницы "Савой".
И только молодого начальника милиции Матвея Хавкина что-то в госте насторожило. В журнале "Красная нива" он нашел портреты всех руководителей союзных республик, и ни один из них не оказался похож на приехавшего в Гомель "высокого гостя". Уже при обыске в гостиничном номере нашли справку об освобождении из тифлисской тюрьмы на имя Тургуна Хасанова. Афериста арестовали.
Если не лениться работатьИван Ковалевский не скрывает - работы в школе у него очень много. Связанной и с учебной деятельностью, и с воспитательной, и, конечно же, с музеем.- Все успеть, наверное, невозможно, но я стараюсь. Как говорит Президент: в Год качества нужно работать немного больше, - подчеркивает учитель. - Тем более это стереотип, что в школе невозможно заработать. Можно, если не лениться.Во всем водовороте дел он, как и раньше, выделяет самое главное, то, что считает своей миссией:- Хочу сформировать Человека. Чтобы выпускник был, прежде всего, гражданином своей страны, наполненным, целостным. Иногда, к сожалению, отмечаю тенденцию у взрослых людей к безнравственности в отношении некоторых вещей, в том числе к исторической памяти. Мне бы не хотелось, чтобы мои ученики стали такими. Я мечтаю, что они будут прежде всего людьми, личностями!Иван Ковалевский собирает рисунки детей. В коллекции и карикатуры с него же, которые учитель забирает у "художников" прямо на уроке, и подаренные портреты, исторические сцены. Один из самых запоминающихся презентов от школьников - поздравление, написанное шифром Цезаря. - Мне его подарила девочка, очень красиво оформила. Но чтобы прочитать это поздравление, пришлось над ним посидеть, перевести, - вспоминает учитель. Все вещи, которые нас окружают, связаны с историей. Это в том числе и разные места в родном населенном пункте. Я обращаю внимание своих учеников на то, что мы, белорусы, переписыванием истории не занимаемся. У нас в Гомеле есть сквер имени Тараса Шевченко, улица Богдана Хмельницкого. Никто не воюет с памятниками, культурным наследием и вообще исторической памятью, связанной с людьми, которые были в нашем городе или в стране. Елена ИВАШКО,фото Сергея ХОЛОДИЛИНА,газета "7 дней".-0-*Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.