Новые правила продажи подержанных авто: что думают продавцы и покупатели

2022-07-29 16:50
В Беларуси меняются правила продажи подержанных авто: подписанный 18 июля 2022 года указ вступит в силу через шесть месяцев. Законодатели уверены, что он поможет защитить интересы покупателя. Разберемся, что думают о принятом документе участники сделок и специалисты. В чем суть новых правил
В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли называют еще одну причину, по которой был принят документ, внесший изменения в Указ Президента от 15 октября 2007 г. № 504 "О некоторых мерах по упорядочению сделок по отчуждению транспортных средств". Новые правила упростят заключение договоров при отчуждении машин и условия ведения бизнеса в сфере их купли-продажи. - Теперь договоры будут заключаться в письменной форме. В качестве альтернативы - возможность их нотариального удостоверения, без оформления документа в регистрационных органах. Такая необходимость исключается, когда человек продает свой автомобиль юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю), - уточняет начальник отдела методологии Министерства антимонопольного регулирования и торговли Ирина Шпак. - Определяются обязательные условия договора купли-продажи, мены и дарения автомобиля. Например, таковыми являются указание сведений об отсутствии ограничений (обременений) на транспортное средство, ответственности сторон в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими условий договора. Конкретизирован момент перехода права собственности на машину. - Для передачи в регистрирующие органы информации о нотариально удостоверенных договорах с 1 января 2023 года между Белорусской нотариальной палатой, МВД и Минсельхозпродом предусматривается организация межведомственного информационного взаимодействия посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы, - отмечает Ирина Шпак. Чтобы в продажу не попала машина, находящаяся в розыске, с поддельными и измененными номерами, для торгующих авто в розницу отменяют счет-справки - их выдача покупателям не будет обязательна. Для прозрачности сделки оплата разрешена только в безналичной форме. Но если купля-продажа происходит между физическими лицами, право выбора формы расчета сохраняется.
Что думают продавцы Михаил продает подержанные авто уже более 20 лет. Он замечает: разговоры о том, что такой документ будет принят, ходили уже давно. На ценах авто он никаким образом не скажется. - Если июльский указ обезопасит покупателя, то будет очень хорошо, - считает мужчина. - Ведь многие перекупщики трудятся легально, платят налоги и не хотят нарушать закон. У каждого наработана репутация и клиентура. Уберут счет-справки? Пожалуйста! У нас и сейчас нет трудностей по совершению сделок. К примеру, инвалид или член многодетной семьи оформляет на меня доверенность, по которой я ставлю машину на учет в ГАИ. Какие проблемы? В целом же, уверяет Михаил, на авторынке сейчас ситуация не самая радужная. Клиентов хватает, особенно россиян, которые раньше предпочитали делать такие покупки у себя на родине. Но там уже раскупили все более-менее приличное. Хотя большого ассортимента и в Беларуси уже нет. Особым спросом пользуются марки "Фольксваген", "Рено", "Пежо", "Ситроен". - По сравнению с прошлым годом ситуация в Европе ухудшилась: на "первички" очереди стали гораздо длиннее,

поэтому граждане ЕС не спешат расставаться со своими подержанными машинами. Нам приходится буквально выискивать хороший экземпляр, - замечает Михаил. На рынке в Малиновке авто за последний год подорожали в среднем на 2-3 тысячи евро, в премиум-сегменте - на 5 тысяч и больше. - Но хуже всего обстоят дела с запчастями, - уверяет собеседник. - Продавцы, когда началась "болтанка" со стоимостью валют, заложили курс доллара из расчета к рублю 1:5, а то и 1:8. Ситуация стабилизировалась, а цены на запчасти назад не откатили. Вот пример. Для "Пассат Б8" стоимость газораспределительного механизма в Польше составляет 380 злотых (примерно 205 белорусских рублей), у нас - 1130 рублей. А ведь раньше в Беларуси эту запчасть спокойно можно было приобрести за 250 рублей. Совет от Михаила для тех, кто планирует купить авто с пробегом: займитесь поиском заранее. Сейчас приобрести что-то стоящее за адекватные деньги очень сложно. А что покупатели? Артур, покупатель авто на вторичном рынке: - Меняю автомобили довольно часто: хочется попробовать разные "моторы". Но всегда отношусь очень внимательно к покупкам, ведь они дорогие, а нарваться на мошенников раньше можно было даже в автохаусе. Всегда проверяю машину, которую планирую купить, через реестр движимого имущества, обремененного залогом. Заплатил за три запроса 16 рублей, ввел данные по VIN-номеру понравившихся иномарок - и точно знаю: "чистое" авто или нет. Почему некоторые покупатели не пользуются электронной базой, не понимаю.

Никогда не рассматривал покупку машины, привезенной из России. Дело в том, что наши регистрационные отделы ГАИ не видят российских залогов. Пока продавец-россиянин платит кредит, машина не числится в угоне или розыске. В базе Федеральной нотариальной палаты и ГИБДД РФ она появится только тогда, когда перестанут поступать платежи. А к тому времени "железный конь" может быть продан доверчивому белорусу. Июльский указ поддерживаю обеими руками. Считаю, что это еще один плюс в копилку покупателей. Документ законодательно обезопасит нас от мошенников на рынке вторичных автомобилей. Серых схем и машин с сомнительной репутацией станет меньше, а возможно, они и вовсе исчезнут. Белорусские СМИ не раз писали о том, как счастливый обладатель бэушной иномарки через какое-то время узнавал, что купил так называемое залоговое авто. В итоге машина изымалась, а ее владелец оставался ни с чем. Теперь в подобной ситуации обманутая сторона сможет признать договор недействительным. Елена ЕЛОВИК, газета "7 Дней".-0-