"Нести красоту православия". Непростая история Александро-Невского храма, пережившего революцию, две войны и гонения
2023-02-16 14:37
В феврале 2023 года исполняется 125 лет со дня освящения храма святого благоверного великого князя Александра Невского, расположенного на Военном кладбище Минска. История небольшой церкви более чем интересна. Это один из двух храмов столицы, который фактически не закрывался. Пережив трагические годы смут, войн и гонений на Церковь Христову, храм-памятник конца XIX столетия сохранил первоначальный вид. Сегодня он по праву считается украшением белорусской столицы, а для многих прихожан - излюбленным местом молитв. Какие реликвии здесь хранятся, кто из священнослужителей внес особый вклад и какие приходские предания передаются из уст в уста, рассказал корреспондентам БЕЛТА настоятель Александро-Невского храма протоиерей Николай Коржич.
"Любой храм выполняет ряд функций. Самая главная - богослужебная. То есть здесь совершаются богослужения, церковные таинства: причащения, крещения, покаяния, венчания, именно это на первом месте. Но храм еще и соответствующая архитектура, история, поэтому он несет и дополнительную миссию - свидетельствовать о красоте православия и том, какая богатая у нашего народа история", - отметил отец Николай.
Сопровождая нас внутрь храма, настоятель продолжал: "Многие церкви в советское время закрывались, и в Александро-Невский храм, как и в Свято-Духов кафедральный собор, люди приносили иконы и святыни. Некоторые из них до сего дня здесь пребывают. А эти святыни создавали люди, наши предки, чтобы молиться и почитать Бога, церковь, свою историю. Нельзя забывать и про образовательную, воспитательную, социальную, миссионерскую функции храма".
Уже в притворе внимательный прихожанин и просто случайный прохожий погружаются в события, тесно вплетенные в непростую судьбу храма. На одной стене этой западной части церкви талантливой рукой воспроизведен сюжет известной картины Василия Верещагина "Побежденные. Панихида. 1878-1879 годы". Оригинал картины хранится в Третьяковской галерее.
Предположительно прототипом священника, изображенного на картине, стал батюшка Иоанн Носович. Именно он как полковой священник 119-го Коломенского полка и благочинный 30-й пехотной дивизии совершил чин отпевания офицеров и нижних чинов, погибших под Плевной 18 июля 1877 года в ходе русско-турецкой войны. Батюшка, кстати, похоронен в Чаусском районе Могилевской области.
Сюжетом второго изображения в притворе, которое находится с противоположной стороны, также стали реальные события. Первый настоятель и строитель Александро-Невской церкви священник Павел Богданович причащает воинов. Именно он, полковой священник, совершал богослужения и таинства в церкви равноапостольной княгини Ольги в Минском военном лазарете.
На колоннах у входа в храм размещены и другие реликвии, напоминающие о событиях русско-турецкой войны. Отец Николай обратил на них особое внимание. На двух мемориальных мраморных досках золотом начертаны имена 105 воинов Коломенского полка и 13 воинов 30-й артиллерийской бригады, убитых под Плевной. По сути, в память о них и строилась эта церковь. Настоятель рассказал, что храм строился через 20 лет после того, как война завершилась. Был возведен буквально за два года. А уже упомянутый отец Иоанн Носович начал составление поименных списков раненых и погибших.
Между прочим, первоначально храм имел несколько иной вид: в нем не было правого и левого приделов. В 1900 году работы по пристройке приделов были закончены и храм предстал в знакомом всем нынешнем облике. 2 февраля (15 февраля по новому стилю) 1898 года, в праздник Сретения Господня, в присутствии нескольких тысяч молящихся, военнослужащих Минского гарнизона, храм был освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского и в память о миротворческих трудах императора Александра III, участника русско-турецкой войны.
До нашего времени в храме хранится немало икон и предметов церковной утвари, которые были пожертвованы к моменту его освящения или уже после этого события. Подлинной святыней считается напрестольное богослужебное Евангелие с дарственной надписью от 1865 года. Согласно надписи его пожертвовал командир 119-го Коломенского полка полковник Павел Полторацкий и его супруга Анастасия. Евангелие находится в алтаре храма, по традиции оно полагается на престол и читается только в период между праздниками Воскресения и Вознесения Христова.
Особое место среди храмовых реликвий занимает киот-часовня. По словам настоятеля, она была сооружена в 1897 году в связи с празднованием 100-летия 119-го Коломенского пехотного полка. То есть, по сути, эта походная церковь старше самого храма на год. После того как Александро-Невская церковь была освящена и отнесена к Коломенскому полку, киот-часовню внесли в храм как полковую реликвию.
"На самом деле походная церковь - это народное название, - заметил отец Николай. - Она сравнительно легко демонтируется, чтобы можно было перевозить и затем быстро собрать. То есть киот-часовню вполне могли использовать как походную церковь в полевых условиях. Хотя достоверно о таком применении ничего не известно".
С художественной точки зрения киот-часовня - пример высокого уровня церковно-прикладного искусства, мастерства архитекторов, краснодеревщиков и столяров. Аналогов в Беларуси, да и не только, пока не выявлено. Несколько лет назад часовня прошла полную реставрацию. "Сам по себе киот был в довольно сложном состоянии: утраты доходили до 40%. Но после реставрации он обрел законченный вид", - отметил настоятель.
Обращает внимание на себя центральная часть киота-часовни - икона "Распятие Господа и Бога, Спаса нашего Иисуса Христа". По приходскому преданию, этот образ сопровождал воинов, которые молились на местах дислокации. Там же проходили богослужения, совершалось причастие для военнослужащих, оказывалась духовная поддержка.
Первоначально отдельно от киота-часовни была и икона Воскресения Иисуса Христа XIX века, также прошедшая реставрацию. Отец Николай рассказал, что, согласно традиции, распространенной по большей части в западной Беларуси, фигуры воскресшего Христа, Архангела Гавриила и жен-мироносиц устанавливают в центре храма после крестного хода на Пасху. В церкви святого Александра Невского фигуру Христа разместили в киоте-часовне - и теперь прихожане могут видеть такую композицию, напоминающую о Воскресении Христовом, за каждым богослужением.
Далее настоятель рассказал про особо почитаемые иконы. Например, весьма почитается прихожанами образ Спасителя "Спас Нерукотворный", находящийся у солеи правого придела в особом киоте (киот - это художественное обрамление иконы). По приходскому преданию, икону, написанную на холсте и имеющую внешнее сходство с художественной картиной, когда-то пожертвовала некая особа из Санкт-Петербурга. Считается, что один из офицеров заказал в дар храму эту икону у известного русского художника XIX века Николая Ге, который последние годы своей жизни провел в поместье на Черниговщине.
Поистине удивительное предание связывают с образом святителя Николая Чудотворца. В 1941 году, в самом начале Великой Отечественной войны, в храм попала фугасная бомба. Пробив своды, она упала перед алтарем, где был этот старинный образ, но не взорвалась. Загорелась кровля, но вскоре пламя погасло само собой. Пострадал лишь главный купол, который тогда был деревянным. Сама же церковь была сохранена от разрушения.
"Что касается киота иконы, это наша белорусская особенность, - продолжил отец Николай. - Есть такое понятие, как ветковская резьба, и здесь как раз ее пример. Ветковской она называется потому, что этим мастерством владели старообрядцы, селившиеся в городе Ветка Гомельской области. Там сложилась школа ветковской резьбы - и сейчас она представлена в нашем храме". Настоятель обратил внимание, что сегодня есть всего несколько мастеров, которые могут делать подобную работу, - их единицы.
В Великую Отечественную войну храм пережил действительно немало. В конце июня - начале июля 1944 года Александро-Невский храм дал свой кров минчанам, которым угрожал угон в Германию вместе с отступающей немецкой армией. Люди нашли убежище в цоколе храма. Все это время с ними находился отец Николай Тисельский, который постоянно молился, обращаясь ко Пресвятой Богородице и прося Ее заступничества. По освобождении Минска 3 июля 1944 года спасенные люди со слезами покидали храм и восторженно приветствовали воинов-освободителей, прибывших на Военное кладбище, чтобы предать земле своих погибших боевых товарищей.
В память о тех событиях с 1944 года в храме существует Покровский придел. Отец Николай рассказал, что ранее здесь находилась ризница - место для хранения богослужебного облачения священников, прежде всего риз и церковной утвари. "Минчане, которые здесь укрывались от бомбежек, спасались от угона в Германию, после освобождения Минска в 1944 году попросили батюшку в память об избавлении (а многие верующие люди это избавление связывали с заступничеством Пресвятой Богородицы) вместо ризницы освятить придел в честь Покрова Божьей Матери", - отметил он.
Отец Николай показал и другие иконы, в том числе привезенные в разное время со святой горы Афон. Среди них две дореволюционные и одна - современной работы. "Вообще до революции была практика, когда на Афоне писали иконы и передавали их во многие храмы Москвы, Петербурга и других крупных городов. Мы имеем несколько икон со святой горы Афон, в том числе образы Божией Матери, именуемые "Скоропослушница" и "Акафистная", - рассказал он.
Среди новых икон, написанных на горе Афон, - Ксенофонтская икона Божией Матери. Ее передал один из благочестивых прихожан в дар храму к 120-летию с освящения.
Очень почитаем верующими образ блаженной Матроны Московской с частичкой святых мощей. Образ изготовлен благодаря Фонду святых равноапостольных Константина и Елены в Москве.
Есть и современные святыни - крест Евфросинии Полоцкой с частичками мощей и образ святителя Луки (Войно-Ясенецкого) - известного хирурга, святой жизни человека и врача, к которому люди обращаются с просьбами об исцелении от болезней.
История храма тесно переплетена с историей кладбища, на котором он располагается. Вообще в Минске сохранилось всего лишь два кладбища, которым более ста лет. В народной памяти и официальных документах за кладбищем у пересечения улиц Козлова и Берестянской закрепилось название "Военное", поскольку изначально оно относилось к Минскому военному лазарету и было предназначено для захоронений военнослужащих, умерших в этом госпитале.
Здесь есть захоронения воинов, павших в русско-турецкой, Первой мировой, русско-японской и Второй мировой войнах. По данным городских властей, на кладбище, площадь которого составляет четыре с небольшим гектара, насчитывается около 7 тыс. захоронений, и только половину из них можно идентифицировать: на остальных либо полностью отсутствуют надмогильные сооружения, либо они имеют крайне ветхий вид.
Примечательно, что алтарная стена храма почти соприкасается с могилами ранее захороненных командиров и военнослужащих 119-го Коломенского, 120-го Серпуховского полков и 30-й артиллерийской бригады, а также членов их семей.
"Храм сохранил свою аутентичность. Само по себе то, что храм пережил революцию, две войны, гонения - уже повод для размышления. Он выстоял благодаря тем священнослужителям и прихожанам, которые сюда приходили и молились. В сложный для церкви советский период здесь было очень много крещений. А один из настоятелей протоиерей Виктор Бекаревич, бывший партизан с Вилейщины, даже мог позволить себе звонить в колокола", - отметил отец Николай.
По его словам, в определенный период высказывались предложения "подкорректировать" кладбище, уменьшить его. Но благодаря тому, что здесь захоронены освободители Минска, идея не воплотилась в жизнь. Что касается храма, были две попытки его закрыть. В 1938 году одна из них отчасти была реализована: некоторое время здесь не было священнослужителей, а собирались только прихожане. Во многом благодаря прихожанке Анастасии Гриневой не были утрачены иконы. Вторая попытка была в конце 50-х - начале 60-х годов XX века. "Прилагались даже усилия к этому, но храм отстоял настоятель протоиерей Виктор Бекаревич. Он написал в журнал Московской патриархии статью, что это памятник советско-болгарской дружбы. Тогда общественность воспротивилась закрытию - и храм живет своей жизнью до сего дня", - рассказал отец Николай.
В последние годы под руководством отца Николая за весьма короткое время был проведен целый комплекс ремонтно-реставрационных работ: полностью заменили кровлю храма и восстановили первоначальный облик нескольких куполов, утраченных в результате пожара первых дней Великой Отечественной войны. Изготовлены надкупольные кресты. Эти кресты перед воздвижением на храм освятил высокопреосвященнейший митрополит Филарет (Вахромеев), почетный Патриарший Экзарх всея Беларуси.
Между тем митрополит Филарет, возглавлявший Белорусскую православную церковь более 35 лет, когда только прибыл на Минскую кафедру в 1978 году, имел возможность часто совершать богослужения в храме святого благоверного князя Александра Невского, так как в городе-миллионнике было лишь два действующих православных храма. С тех времен традиция ежегодного архиерейского служения в Александро-Невском храме на второй день праздника Пасхи и Рождества Христова соблюдается и сейчас. В память о митрополите Филарете на фасаде храма в 2022 году, к годовщине его смерти, установили мемориальную доску.
Вскоре в храме святого благоверного князя Александра Невского при поддержке городских властей предполагается начать следующий этап ремонта и благоукрашения. "Мы сейчас готовимся к реставрации фасада. Ведутся проектные работы. Также планируется благоустройство территории", - отметил настоятель.
БЕЛТА.-0-
Фото Максима Гучека
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.