"Навеян реальной историей". Скульптор Козак о памятном знаке жертвам геноцида в Гомеле
2024-03-18 17:47
На обновленной площади Восстания в Гомеле 3 июля планируют открыть
особый памятный знак - посвященный жертвам геноцида. Тянущиеся из-под
земли руки, застывшие в бронзе, выбраны как олицетворение зверств
нацистов. Скульптор Иван Казак поясняет: в основе идеи лежит реальная
история. Мы услышали ее от него самого и узнали, какую из почти трех
десятков работ автор считает любимой, почему при создании эскизов на
военную тематику обязательно роется в архивах и приходит ли полюбоваться
на свои произведения."Дважды не поступил в училище, и это к лучшему"Иван
Казак уже и не вспомнит, что вдохновило его, шестиклассника из
городского поселка Бешенковичи, всерьез увлечься скульптурой. В детстве
рисовал, как и все, а в 13 лет будто подменили: начал просить родителей
покупать книги по истории этого вида искусства. Часами мог читать о
монументах и их авторах. В итоге, окончив 8 классов, отправился в Минск -
поступать в художественное училище.
- И не набрал нужное
количество баллов, срезался на диктанте. Позже узнал, уже от коллег, что
диктант в свое время провалил не один из них. Но все мы настолько
сильно хотели стать скульпторами, что приехали поступать снова. Кому-то
удалось на четвертый раз, кому-то - на пятый. А я после 9-го класса
снова не поступил. И, как оказалось, к лучшему. Потому что в итоге сдал
экзамены в Белорусский театрально-художественный институт и попал в
ученики к народному художнику БССР Анатолию Аникейчику. Когда я был уже
на втором курсе, на первый пришли ребята, вместе с которыми я поступал в
училище, - рассказывает скульптор.
Учеба
в вузе давалась довольно легко. К занятиям по истории скульптуры,
признается Иван Казак, даже не готовился - все знал еще из прочитанных в
юности книг. Постичь сначала азы, а потом и тонкости любимого вида
искусства ему помогал настоящий мастер. Ученикам Анатолий Аникейчик
разрешал практиковаться в том числе и на своих произведениях: например,
как-то позвал подсобить с бронзовым Купалой, который сейчас стоит в
урочище Левки.- Он был для меня как отец. Поэтому, когда
Анатолий Александрович скоропостижно скончался в 57 лет, испытал
настоящий шок. Я только вернулся из армии, и после трагического известия
год не мог прийти в себя, - признается Иван Казак.Тогда скульптора спасала только работа.Скульптуры надо уметь отпускатьВ
1989-90 годах он создал целый ряд композиций: "Княгиня Ольга",
"Художник Я. Дроздович", "Витебщина партизанская", "Наполеон и
Жозефина", "Художник Виктор Попков", "Памяти погибших". Сейчас Иван
Владимирович автор порядка 30 скульптур, и это не считая памятных досок.
Он отмечает, что все его работы - любимые, просто каждая - в свое
время.- У меня такой характер, наверное. Та композиция, над
которой тружусь, - любимая в тот момент. Как только она закончена, я о
ней фактически забываю. Скульптуры - как дети, их надо уметь отпускать, -
замечает Иван Казак.
Он
никогда специально не приезжает посмотреть позже на свои произведения. И
хотя они украсили далеко не один белорусский город, видит их мельком и
крайне редко. Даже знаменитого "Великана", установленного в самом центре
Витебска.- В последнее время веду уединенный образ жизни в
деревне, поближе к природе. В Витебске появляюсь не так часто, -
объясняет скульптор.Периодически он бывает в столице - здесь в
эти дни кипит работа над памятным знаком о геноциде белорусского народа,
идет формовка будущей скульптуры. Впереди самые ответственные моменты:
отливка в бронзе и сборка в единую композицию "Древо жизни". Именно ее 3
июля откроют на гомельской площади Восстания, которую сейчас активно
модернизируют.На скульптурном комбинате во дворах минской
площади Победы для работы над композицией "Древо жизни" отвели большое
помещение. Исполненная пока в глине, она впечатляет размером - почти три
метра в высоту, и сюжет уже поражает безысходностью.- Руки,
тянущиеся из-под земли, - образ, навеянный реальной историей. Однажды на
Витебщине я беседовал со старушкой, ставшей свидетелем того, как немцы
закапывали людей живьем. Она вспоминала, что их руки тянулись из ямы на
свободу, к жизни. А земля в этом месте потом несколько дней, казалось,
дышала, - рассказывает Иван Казак.
Этот
образ всплыл у него в голове, когда решалось, каким образом раскрыть
тему геноцида. В первоначальном варианте автор запечатлел на эскизе
только одну руку - ту, что сейчас занимает центральное место. Она словно
впечатана в землю.- Но мне порекомендовали дополнить образ.
Высказали мнение, что ему не хватает объема. Так в композиции появились
еще руки. Все они совершенно разные, что напоминает: в ямах живьем
хоронили и стариков, и женщин, и детей. А центральная рука теперь может
быть интерпретирована как рука Христа, - подсказывает скульптор.На республиканский конкурс созданный в соавторстве с архитектором Валерием Рыбаковым эскиз памятного знака попал почти случайно.-
По телевизору увидел сообщение бегущей строкой: объявлен дополнительный
конкурс эскизных проектов на тему уничтожения белорусского народа в
годы Великой Отечественной войны. Позвонил Валерию Рыбакову, предложил
поучаствовать. Когда узнал, что мы заняли призовое место, конечно же,
был очень рад. Приятно победить в республиканском конкурсе, - признается
Иван Казак. - Потом оказалось, что такие же скульптуры планируют
поставить и в других городах Беларуси. Но в Гомеле - первом.Военная тематика"Древо
жизни" - далеко не единственная работа Ивана Владимировича на военную
тематику. Первую он создал еще в студенчестве. Она установлена в
мемориальном парке в Богушевске Сенненского района. Потом был мемориал в
память о сожженной деревне Вишенки Чашникского района.- Его я
делал с двумя другими студентами 3-го курса. Этот памятник стал нашей
первой большой работой - 5-метровый бетонный мемориал. Опыт каждый из
нас получил грандиозный! - вспоминает скульптор, который стал автором
первого в стране памятного знака военным медикам, установленного
несколько месяцев назад в Озаричах.
Иван
Казак уже давно не студент, но к работам на военную тематику до сих пор
подходит с особым трепетом. В его семье оба деда воевали.- Один
из них прошел две войны - советско-финляндскую и Великую Отечественную.
Вернулся израненный. Из детства помню: дедушка лежит на полу, а бабушка
бинтует. Он не любил рассказывать о войне, хотя участвовал в сражениях,
получил орден Славы и медаль за боевые заслуги. А моего второго деда
чуть не расстреляли за связь с партизанами. Чудом удалось остаться в
живых - его уже к стенке приставили. Кстати, все это деду было
предсказано еще в детстве. Тогда дядя возил его к Иоанну Кронштадтскому.
Старец сказал мальчику: будешь служить в конной армии, а в 1943-м тебя
поведут на расстрел, но не расстреляют. Конечно, дед забыл об этом
пророчестве со временем. Вспомнил только когда стоял у той самой стены, -
рассказывает скульптор.Иван Казак тщательно готовится к работам
на эту тематику. Чтобы полнее ощутить атмосферу лихолетья, изучает
нужные архивные материалы.- Когда задумывал памятный знак
жертвам геноцида, установленный в Сенно в прошлом году, узнал: за годы
оккупации этого района фашисты расстреляли 2505 человек! Как такое может
не трогать душу? - задается риторическим вопросом автор.| Елена ИВАШКО, газета "7 дней". Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА
Читайте также:
Седьмая жизнь Большого. Честный рассказ о том, как строили и реконструировали театрДыван, паўдыван і макатка. Што такое маляванкі і чаму яны сёння так многа каштуюць?
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.