Лауреат спецпремии Президента во время росписи храма Иоанна Предтечи вдохновлялся его атмосферой

2016-01-11 12:52
11 января, Брест /Светлана Вечорко - БЕЛТА/. Во время работы в храме для вдохновения не нужны дополнительные стимулы - достаточно самой атмосферы. Такое мнение высказал корреспонденту БЕЛТА лауреат специальной премии Президента преподаватель кафедры монументально-декоративного искусства Белорусской государственной академии искусств Антон Бельский. Высокой награды художник удостоен за роспись храма Иоанна Предтечи Свято-Вознесенского женского монастыря в городском поселке Барколабово Быховского района Могилевской области. Площадь стенописных работ составила более 800 кв.м. Трудился 31-летний иконописец два с половиной года. Начинал еще студентом, а закончил уже преподавателем.
"Самыми плодотворными в работе были моменты, когда одновременно в храме шла служба, что создавало особую атмосферу, в которой творилось лучше всего", - вспоминает Антон Бельский. Это был первый самостоятельный проект, в котором он выступил в роли автора и руководителя. В разное время на объекте с ним работали студенты академии искусств Иван Аношко и Виталий Друй, художники Сергей Акеньшин и Захар Кудзин. История Барколабовской обители насчитывает более 350 лет. Все это время она была важнейшим духовным и культурным центром Восточной Беларуси. Наибольшую славу ей принесла чудотворная Барколабовская икона Божией Матери Одигитрия. В 1924-м монастырь закрыли, и к концу ХХ века от былых храмов и корпусов ничего не осталось. В июне 2008 года на заседании Синода Белорусской православной церкви было принято решение о возрождении Свято-Вознесенского монастыря. Менее чем за год восстановлен храм Рождества Иоанна Предтечи, куда в июле 2010-го из Свято-Троицкого храма в Быхове была торжественно перенесена Барколабовская икона. Спустя три года по благословению епископа Бобруйского и Быховского Серафима в храме начались стенописные работы. Роспись выполнена в традиционном каноническом стиле византийского искусства, как и сам крестово-купольный монастырский храм. На стенах и колоннах изображено около полутора сотен образов святых, евангелистов, сцен из Священного Писания. Центральное место в храме (на южной стене) занимает композиция со сценами из жития преподобного Иоанна Предтечи. Ниже - белорусские местночтимые святые: Павлин, Иоасаф, Георгий и Гавриил Могилевские с Кириллом Туровским (в центре). Большая часть противоположной стены занята многофигурной композицией, иллюстрирующей начальные строки песнопения "О Тебе радуется...", которая представляет Богоматерь с младенцем на престоле, в окружении божественной славы и собора ангелов. Западная стена целиком посвящена сцене Страшного суда. В куполе храма разместилось традиционное изображение Этимасии (Престол уготованный).
Антон Бельский стал первым за последние полтора десятка лет выпускником академии искусств, чья дипломная работа выполнена в жанре церковного искусства. Ее высоко оценил председатель государственной экзаменационной комиссии народный художник Беларуси Иван Миско. Он и предложил выдвинуть проект на премию, хотя на тот момент была сделана лишь часть монументально-декоративных работ - всего 110 кв.м храмовой росписи. "Это очень большое событие в моей жизни. Гордости не ощущаю, есть удовлетворение от того, что завершена серьезная работа. Естественно, это все делалось не ради награды", - поделился впечатлениями художник. Антон Бельский окончил СШ №15 с художественным уклоном в Барановичах. Тяга к церковному искусству, иконописи проявилась во время учебы в Минском государственном художественном колледже им. А.К.Глебова. В академии искусств он лишь укрепился в своем выборе. "Мне всегда была интересна и близка не только пластика византийской иконописи, но и ее глубина, наполненность. Я видел в ней глубокий смысл. Поэтому шел к этому сознательно. Второй вектор моего интереса - преподавательская деятельность. И я очень рад, что руководство академии понимает и всячески поддерживает меня в устремлениях", - отметил собеседник.-0-