Какие новые возможности появились у студентов-целевиков и где их особенно ждут

2022-04-14 14:38
Чуть больше двух месяцев назад Президент утвердил новую редакцию Кодекса об образовании. Кроме прочего, в этом документе расширена сфера применения целевой подготовки специалистов. Заинтересованы ли предприятия и организации в таких кадрах? Для кого целевое направление может стать спасательным кругом? Изменятся ли цифры приема целевиков и в каких вузах их особенно ждут? Эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола, прошедшего в пресс-центре БЕЛТА. Участники круглого стола:
Ирина Старовойтова, первый заместитель министра образования Александр Маковчик, проректор по учебной работе Белорусского государственного университета имени Максима Танка (БГПУ) Андрей Сакович, проректор по учебной работе Белорусского государственного технологического университета (БГТУ) Билет в будущее
- Какие новые возможности появляются у целевиков в связи с принятым Кодексом об образовании? Ирина Старовойтова: В нем расширена сфера применения целевой подготовки. Если раньше она распространялась только на определенные населенные пункты (чернобыльские, сельские регионы, города с населением до 20 тыс.), то сейчас такой договор может заключить организация - заказчик кадров вне зависимости от расположения. То есть снят территориальный признак. Более того, с 2023-го в Правила приема внесены изменения, которые касаются соотношения целевого набора и контрольных цифр приема. Например, для медицинских специальностей целевой набор может составить до 80% от контрольных цифр приема, сельскохозяйственных - до 70%, иных - до 60%. Отмечу, что в следующем году планируются изменения во вступительной кампании для абитуриентов, которые собираются поступать на основании целевых договоров. Им предстоит сдавать внутренние экзамены по первой профильной дисциплине. Результат вступительного экзамена и средний балл аттестата абитуриента - это та сумма баллов, что повлияет на результативность участия его в конкурсе. Абитуриентам нужно будет представлять рекомендации с последнего места работы либо от педсовета учреждения образования, которое они заканчивали. В целом же заказчики кадров предоставляют свои предложения о степени потребности в таких специалистах и их количестве. Данная информация поступает в местные исполнительные или республиканские органы госуправления, аккумулируется и отправляется на согласование в Министерство образования либо в иные ведомства. Андрей Сакович: У нашего технологического университета, например, хороший опыт работы с Министерством лесного хозяйства. Относящиеся к нему организации обеспечивают целевой набор в 40% от контрольных цифр приема. В прошлом году из 120 мест на целевиков пришлось 48. Подчеркну, что на специальность "лесное хозяйство" всегда есть конкурс, даже на целевые места. Во многом благодаря тому, что заказчик кадров проводит вместе с нами большую работу с абитуриентами. Мы выезжаем, скажем, в Витебскую область, которая собирает абитуриентов, планирующих заключить договоры на целевую подготовку, проводим с ними пробное тестирование по химии и математике. Для старшеклассников эти испытания очень важны: по результатам они могут адекватно оценить свои возможности и устранить пробелы в знаниях до начала вступительной кампании. Поскольку 1 марта вступила в действие норма Кодекса о снятии территориальных ограничений, думаю, цифры целевой подготовки по сравнению с прошлогодними увеличатся.

Ирина Старовойтова: В прошлом году было чуть более тысячи мест на сельхозспециальности, 900 - на медицинские, 785 - педагогические. Планируем, что в этом они окажутся не ниже. В связи с нововведениями общий свод предполагаемых цифр целевого набора сформируем до 15 апреля. Андрей Сакович: Поскольку территориальный принцип отменен, многие предприятия и организации впервые будут делать этот заказ. К примеру, "Гродно Азот" высказал желание подготовить специалистов для своих нужд. Уже 30 апреля мы проводим олимпиаду по химии среди школьников 9-10 классов, которые планируют связать свою трудовую деятельность с этим градообразующим предприятием. Кстати, такой опыт был у нас в прошлом году со "Славкалием", где строится новый рудник и требуются сотни специалистов, в том числе горно-технологического профиля. В 2021-м они заказывали у нас 4 места по разным специальностям. Предметную олимпиаду проводили на базе средней школы в Любани совместно с Белорусским национальным техническим университетом. Она была направлена в том числе на выявление и развитие у учащихся творческих способностей и интереса к изучению науки, создание условий для их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации. На следующей неделе поедем туда снова, и БНТУ с нами. Александр Маковчик: Начну, пожалуй, с цифр. Из 885 бюджетных мест по 31 специальности ежегодно порядка 220-240 отводится для тех, кто имеет договоры на целевую подготовку. По специальностям цифры, конечно, разнятся. Наиболее востребованная - "начальное образование" (43 места). Причем это уже традиционный запрос: в 2019-м было 48, в 2020-м - 50, в 2021-м - 43 места. Затем идет "логопедия" (из 50 бюджетных - 20 целевых мест). В лидерах и "дошкольное образование" - из 145 бюджетных 18 целевых мест. На мой взгляд, целевая подготовка полезна в части, касающейся закрепления выпускников на местах. Пять лет - то время, за которое человек адаптируется и включается в профессию. Как правило, те, кто этот срок отработал в учреждении образования, там и остаются. Мы приветствуем изменения, которые позволяют расширить территориальные рамки, и надеемся удовлетворить в том числе потребности Минска в педагогах. Наши выпускники всегда распределялись на 100% по регионам, а в столице в то же время не хватало кадров по таким специальностям, как "начальное образование" и "дошкольное образование". Думаю, что с отменой территориального принципа мы сможем решить эту проблему.

- В 2023 году абитуриенты будут поступать в вузы по новым правилам, где есть значимые изменения в пользу выпускников. А какие нововведения ждут поступающих в 2022-м? Ирина Старовойтова: В этом году для сельскохозяйственных специальностей по целевому набору прием будет осуществляться по собеседованию. Перечень специальностей устанавливает Министерство сельского хозяйства и продовольствия по согласованию с Министерством образования. Правилами приема в 2022-м предусмотрено, что без вступительных испытаний будут зачислены прошедшие обучение в профильных классах (группах) спортивно-педагогической направленности при условии получения не менее 8 баллов по профильным учебным предметам и не ниже 7 по всем остальным. Вне конкурса в УВО Министерства обороны смогут поступить выпускники классов военно-патриотической направленности или освоившие программу факультативного занятия "Юный пограничник". В этом случае при наличии отметок не ниже 6 по всем учебным предметам и рекомендации педагогического совета учреждения образования - в учреждения Государственного пограничного комитета. Абитуриенты, не прошедшие по конкурсу на условиях целевой подготовки на специальности сельскохозяйственного профиля, могут участвовать вне конкурса на общих условиях. Уже в этом году абитуриенты, сдавшие Единый государственный экзамен в Российской Федерации при поступлении на платной основе (до 20% от цифр приема), могут участвовать в конкурсе на наши востребованные экономикой специальности. Основные дни для ЦТ - с 14 июня по 6 июля.

Нелегкий выбор - Как вузы помогают в профориентации выпускников школ? Андрей Сакович: Пожалуй, на первом месте такая традиционная форма, как день открытых дверей, когда в университет приходят абитуриенты и их родители. В нашем вузе 83% обучающихся - ребята из регионов. Сегодня на день открытых дверей из разных уголков страны приезжают классами. За последние два года мы активизировали работу со школами, заключили 188 договоров о сотрудничестве. Стали широко использовать и для профориентации конференцию школьников "Первый шаг в науку". В этом году в ней приняли участие 580 человек! Очень популярна такая акция, как "Стань студентом на один день". В этом году в ней приняли участие 230 человек со всей Беларуси. Кафедры провели почти 30 мастер-классов: по изготовлению стекла, художественной керамики, целлюлозы, журналов и газет, по 3d-моделированию... Во время "марш-бросков" договариваемся с районными отделами образования о сотрудничестве: наши студенты дают концерт старшеклассникам, рассказывают о своей альма-матер и факультетах. Кстати, раньше технологический университет ассоциировали чаще с лесным хозяйством, сейчас же это уникальный вуз, где 7 факультетов с самыми разными специальностями. Есть и химический, и полиграфический, и IT-факультет, и дизайн мебели. Недавно начали работать с Национальным детским технопарком по двум направлениям - инженерная экология и биотехнология. Преподаватели, среди которых кандидаты наук, говорят, что приходят мотивированные ребята, многие из них хотят поступать в наш университет. По инженерной экологии открыта уже 4-я смена, по биотехнологии - 2-я. Конкурс составляет по 5-6 заявок на место. Александр Маковчик: Недавно анализировали профориентационную работу, и оказалось, что в нее вовлечены более 20 тыс. школьников. У нас к ней комплексный подход. Проводим дни открытых дверей - и в онлайн-формате, и в аудиторном. Используем такой вариант, как "студент на один день", и здесь особую активность проявляют ученики педклассов. В этом году более 300 школьников побывали в нашем университете, встретились с ректором в актовом зале, где смогли задать ему любой вопрос. В стране более 500 профильных классов - свыше 5 тыс. учащихся, имеющих возможность ознакомиться с профессией изнутри. Они проводят пробные занятия с младшими школьниками по дисциплинам, которые выбирают для себя в качестве профильных. Ребята получают знания из области педагогики и психологии. К нам поступают абитуриенты с хорошим уровнем мотивации и пониманием того, чем будут заниматься в перспективе. На таких активных молодых людей мы во многом опираемся в образовательном процессе. Это и наш студенческий актив, и старосты групп, и профсоюзные лидеры. Надо искать возможность достучаться до молодежи. А кому она больше доверяет? Сверстникам! Потому студенты на практике получают задание: провести профориентационные мероприятия. Кроме того, наши учащиеся активно задействованы в рамках профориентационной работы во время патриотической акции "Звездный поход". Безусловно, нас приглашают и школы. Как инновацию могу отметить создание чата в Телеграм-канале "Профиль+" для обучающихся в профильных классах. - Что бы вы пожелали выпускникам, которым пришло время задуматься над выбором профессии? Андрей Сакович: Всегда говорю ребятам о том, что выбор специальности - это веление сердца. Профессиональная стезя - по сути, судьба, дальнейшее благосостояние, будущее семьи и детей. Александр Маковчик: Достичь успеха можно, только поверив в свои силы. Помимо развития в профессиональном плане, для самореализации нужно постоянно работать над собой, уметь преодолевать трудности, проявлять силу характера. И еще - верить в себя, что бы ни случилось. Ирина Старовойтова: Когда молодой человек выбирает профессию, он определяет себе старт, от которого действительно очень многое зависит в жизни. Находясь в начале пути, нужно понять, что приоритетно: каковы мотивы этого человека, целевые установки, какие он для себя определяет жизненные задачи. Никогда не ставьте на первое место материальный мотив. Пусть во главе угла будут ваши интересы, увлеченность. Целеустремленность, трудолюбие, уверенность в себе, оптимизм - эти качества не только помогут достичь профессиональных высот, но и сделают вас счастливым и успешным человеком. Елена НИКОЛАЕВА, газета "7 Дней".-0-