Как сегодня обстоят дела на рынке отечественных машин и что должно измениться в ближайшем будущем
2023-11-02 17:17
Геннадий Свидерский
Так что на сегодня два основных вопроса, стоящие перед белорусским автомобилестроением: создание электромобиля и дальнейшая локализация машин, которые уже выпускаются в нашей стране.
- Да, непростая задача - произвести свой двигатель для легкового автомобиля и коробку передач, - отметил 24 октября 2023 года Александр Лукашенко. - Но мы поставили перед собой задачу. У нас есть моторный завод - пусть производит, пусть шевелится. Мы же делаем коробки, двигатели для других автомобилей. Да, это более тонкая работа, но мы ее сделаем.
Однако есть у истории с белорусскими легковыми автомобилями и продолжение. В марте этого года во время визита в КНР Президент Беларуси провел встречу с руководством Первой китайской автомобильной корпорации "ФАВ Груп". Она - серьезный игрок в автомобильной отрасли КНР. У компании 70-летняя история и ряд совместных предприятий с мировыми лидерами, среди которых "Фольксваген", "Тойота", "Ауди". Также "ФАВ Груп" известен брендом Hongqi ("Красное знамя"), под которым собираются в том числе машины для китайского руководства. А в сентябре стало известно, что компания "ЮНИСОН" в деревне Обчак Минского района запустила производство автомобилей премиального бренда Hongqi, принадлежащего концерну "ФАВ Груп". Также озвучено, что новые кроссоверы не будут пересекаться с продукцией другого производителя легковых авто - "БЕЛДЖИ". Так повлияет ли появление нового автопроизводителя на цены в Беларуси? С этим вопросом мы обратились к председателю правления Автомобильной ассоциации "БАА" Сергею Вариводе.
- Любое увеличение предложения относительно спроса на товарном рынке по определению ведет к снижению цен, поскольку растет конкуренция, - отметил Сергей Михайлович. - Другое дело, что нужно сначала понять, какую продукцию будет выпускать тот или иной производитель. Если автомобили будут в той же ценовой и потребительской нишах, где присутствуют и другие игроки рынка, то предложение объективно вырастет, что приведет к снижению цен для потребителей.Сергей Варивода
Но ведь и сегодня на рынке есть как Geely от СЗАО "БЕЛДЖИ", так и Bestune от "ФАВ Груп", и цены на вторые машины выше.
- Марка Geely сегодня доминирует на белорусском автомобильном рынке, потому что имеет более привлекательные цены, инструменты финансовой поддержки спроса, самую развитую дилерскую сеть, - подчеркнул эксперт. - С другой стороны, если бы на рынке не было таких конкурентов, как FAW Bestune, которые в данный момент, конечно, проигрывают по всем вышеперечисленным показателям, то, возможно, и цены на Geely были бы на другом, более высоком уровне. В условиях же конкурентного рынка и отечественный производитель вынужден конкурировать.
Сложится ли ситуация, когда через пять лет продукция "БЕЛДЖИ" будет вести ценовую борьбу на рынке с "ЮНИСОН"?
- Ценовую - не уверен, борьбу - безусловно. Hongqi - премиальный сегмент, Geely - среднеценовой, а модель Emgrand я бы отнес и к бюджетному. Но границы сегментов размыты. То есть Geely Monjaro для потребителя может являться альтернативой Hongqi HS5. В остальном, конечно, это автомобили для разных потребителей с точки зрения дохода, статуса, стиля жизни. Думаю, новый бренд, если удастся организовать эффективный сборочный процесс, в том числе промышленную сборку автомобилей, мог бы стать конкурентом скорее не Geely, а премиальным маркам популярных западных, корейских, японских брендов. И для начала вытеснить из сферы потребительских предпочтений премиальный "секонд-хенд".
Встречали настороженно
- Когда в 2017 году на рынке появились первые автомобили от "БЕЛДЖИ", отношение со стороны покупателей к ним было настороженное, - рассказывает работник одного из минских автохаусов Виктор. - Почему? Во-первых, машина новая, коллективный опыт использования отсутствовал. Кому нужен кот в мешке? Во-вторых, авто - "китаец". А тогда и отношение к китайской продукции было чуть иным, и ситуация на авторынке отличалась от нынешней. Были деньги - покупали нового "европейца" или "японца", не было - подбирали вариант среди б/у авто.
Но достаточно быстро, утверждает собеседник, ситуация начала меняться. Конечно, как у всех авто, у Geely случались поломки. Но важным оказалось то, что они не носили системного или массового характера. Завод немного доработал выпускаемые машины под наши погодные условия. Еще одним плюсом стало использование этих авто в популярном интернет-сервисе такси, потому что на них нужно было ездить много и в любую погоду. Белорусские "китайцы" тест на "износостойкость" прошли. Огромную роль в том, что Geely набирали популярность в нашей стране, сыграла и поддержка государства в виде целевых кредитов на их покупку.
- В итоге белорусы все же оценили автомобили от "БЕЛДЖИ", - отмечает Виктор. - Наверное, какую-то роль сыграл и фактор местного производства. Опять же санкции спровоцировали проблемы с покупкой новых "европейцев" и рост стоимости запчастей к ним… Сейчас ситуация более-менее выровнялась, но Geely успели занять свою часть рынка. Об отношении к этому бренду сегодня говорит тот факт, что на новые машины в салонах очереди на полгода вперед.
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.