Как ремонтируют дороги в +33 и почему иногда без дождя не обойтись

2022-06-29 18:13
Качество жизни в регионах не должно уступать городскому - и точка! Президент не раз делал на этом акцент. Следовательно, и местные дороги, которые летом из-за потока дачников и туристов фактически приобретают республиканское значение, обязаны быть в полном порядке. Побывали в Пуховичском районе и посмотрели, как делают ямочный ремонт в +33 и решают вопросы с километровыми пробками возле садовых товариществ. А еще задали дорожникам прямой вопрос: как определяют, в каком селе положить новый асфальт, а где только залатать старый? "Чтобы повернуть на трассу, приходилось ждать в очереди по 20 минут!"
В Пуховичском районе почти 900 километров дорог местного значения, причем в основном с гравийным или грунтовым покрытием. Протяженность немаленькая, и это легко объяснимо: регион является одним из самых крупных в Минской области.

Близость к столице делает Пуховичский район особенно привлекательным для дачников: здесь десятки садоводческих товариществ и кооперативов. По разным оценкам, летом количество населения в районе как минимум удваивается - вырастает с 60 тысяч до примерно 120 тысяч человек. Большинство приезжает на "фазенду" на своих авто, поэтому летом нагрузка на дорожное полотно заметно увеличивается. - Поток машин действительно очень большой. Особенно в выходные, - подтверждает дачник Валентин Савчук из садоводческого товарищества "Нива-1", что примерно в 35 километрах от Минска. - Раньше доходило до того, что стояли на повороте на трассу М5 около Голоцка по 15-20 минут! Ситуацию исправил светофор, который установили около двух лет назад. Кстати, к качеству дорожного полотна у дачника нареканий нет. Два года назад местные службы привели в порядок подъездные пути от трассы до его коттеджа. С прохудившейся дороги полностью сняли верхний слой покрытия и положили новехонький асфальт.
- Он до сих пор в очень хорошем состоянии. Если в нем образовываются трещина или яма, то их достаточно быстро устраняют. По крайней мере, мне жаловаться на дорожников не приходилось, - заключил дачник. Летом жалоб меньше Местные дороги Пуховичского района обслуживает филиал КУП "Минскоблдорстрой" - "ДРСУ №169". Начальник филиала Геннадий Матарас уверяет: дорожники при деле практически круглый год. Ремонт могут приостановить только погодные условия. Например, если температура воздуха опускается ниже 10 градусов. - В остальном мы работаем фактически каждый день, - поясняет собеседник. - Действительно, количество автомобилей летом увеличивается едва ли не кратно. Особенно в местах, где компактно расположены садоводческие товарищества. Можно сказать, местные дороги превращаются в республиканские. Но даже возросшее количество авто на дорогах не влияет на них критическим образом. Во-первых, мы тщательно следим за состоянием полотна. Во-вторых, легковая машина не оказывает серьезную нагрузку на дорожное покрытие. Другое дело - автомобили грузовые. Многие местные дороги района водители большегрузов используют как альтернативу платной трассе М3. Уберечь асфальт от их колес в жаркую погоду помогают ограничения на ось и время передвижения фур. Нарушение этих правил грозит крупным штрафом.

- Парадоксально, но несмотря на возрастающий поток машин на дорогах летом, жалоб на состояние полотна в этот период года не так много. Это единичные случаи. А вот в весеннюю или зимнюю распутицу нарекания на дороги, особенно грунтовые, - явление очень частое. В большинстве случаев они исходят от местных жителей. Но мы на все сигналы стараемся реагировать оперативно, - говорит Геннадий Матарас. Сложность обслуживания грунтовок и гравиек заключается в их неоднородности. Для утрамбовки иной дороги нужно несколько часов и пару проездов грейдера. - А некоторые приходится трамбовать едва ли не с десяток раз. Лучше, если покрытие во время работ будет влажным. Тогда толку от утрамбовки больше, а дорожное основание прослужит дольше, - уточнил начальник филиала. "Тайфун" в жару Даже в знойные +33 дорожники продолжают работать. В большинстве случаев речь идет о ямочном ремонте. На сегодняшний день он - самый эффективный способ поддерживать дороги в оптимальном состоянии. В этом году проведение ямочного ремонта особенно актуально: зима выдалась нестабильной в плане перепада температур. Морозы сменялись оттепелями, что значительно ухудшило качество полотна. - Для ямочного ремонта используем специализированную машину "Тайфун", - вводит в курс дела Геннадий Матарас. - Ее обслуживают два человека, а по эффективности она заменяет бригаду из восьми сотрудников. Сегодня "Тайфун" работает в деревне Шкавиловка, где нужно заделать несколько десятков небольших ям. Принцип работы "Тайфуна" прост: на место ремонта подается битумная смесь, разогретая до температуры свыше 100 градусов, далее - мелкофракционный щебень. - Смесь затвердевает достаточно быстро. Она обладает гидроизоляционными свойствами, значит, вода будет меньше попадать в трещины и "разрывать" асфальт, особенно зимой, - поясняет машинист "Тайфуна" Евгений Вересковский. На вопрос, тяжело ли работать в жару, да еще и с горячим материалом, он отвечает так: - Привыкли. Какая бы ни была погода, дороги ремонтировать нужно. Мы ведь и сами по ним ездим. Тем временем качество ремонта вышел оценить местный житель. Пенсионер Андрей Витальевич внимательно осматривает залатанные места. Вердикт: полотно отремонтировано хорошо, прослужит еще долго.

Впрочем, занимаются в регионе не только ямочным ремонтом. В соседних Ананичах недавно проложили 800 метров новенькой дороги. Объем кажется небольшим, но… - Мы располагаем определенным количеством денежных средств, которые выделяет область, поэтому стараемся закрыть самые проблемные участки. Дорога близ Ананичей - как раз тот случай. Здесь ямочность превысила все возможные пределы, поэтому было принято решение обустроить новое полотно, - поясняет Геннадий Матарас. 30 тысяч - километр В некоторых случаях дорожное полотно не требует ямочного или капитального ремонта - достаточно укрепить верхний слой. Именно такие работы пуховичские дорожники провели на днях возле знаменитых "Дудуток". Нагрузка на здешний участок огромная. В выходные на достопримечательность приезжают посмотреть тысячи туристов, в том числе иностранных. - Соответственно, и количество автомобилей здесь в среднем выше, чем по остальным участкам, - констатирует руководитель ДРСУ. - Здесь мы "подлатали" около 1,7 километра полотна. Фактически на существующий слой асфальта нанесли битумную эмульсию и щебень, после чего утрамбовали слой катком. На эту работу уходит всего несколько часов, а новый верхний слой покрытия прослужит еще несколько лет. - Такой ремонт в разы дешевле, чем полностью заменить покрытие. Километр обходится примерно в 30 тысяч рублей, - отметил Геннадий Матарас. В целом, как отмечает начальник филиала, состояние дорог в последнее время улучшилось. Тем не менее до конца года работ предстоит немало. - Постараемся сделать все, чтобы передвижение по дорогам было максимально комфортным, - обещает руководитель. Местные дороги в Беларуси плотность - 343 км на 1 тыс. кв. км; связывают 21 769 сельских населенных пунктов; 199 городов и городских поселков; 1416 агрогородков; Протяженность - 71 038 км. Александр НОВОХРОСТ, фото - Виталий ПИВОВАРЧИК, газета "7 Дней".-0-