"Я поняла, что это моя стихия". Как наши соотечественницы готовятся к полету в космос
2023-11-22 20:23
В скором времени в историю нашей страны будет вписано имя первой белорусской женщины-космонавта. Но до этого, без преувеличения, исторического момента нашим соотечественницам Марине Василевской и Анастасии Ленковой предстоит пройти целый комплекс сложных тренировок. К ним девушки, к слову, уже приступили в российском Центре подготовки космонавтов имени Гагарина в Звездном городке. На одной из таких тренировок побывал и корреспондент БЕЛТА, который пообщался с участниками экипажа и узнал, какие испытания проходят кандидаты на полет в космос и какие задачи им предстоит выполнить на МКС.
Участники экипажа отработали способы и приемы эвакуации на борт вертолета
Сегодня члены экипажа прошли подготовку к действиям в условиях, вероятность которых стремятся свести к нулю. Одним словом, это внештатные или аварийные ситуации. Случается так, что экипаж космического корабля после приземления (или, как на сегодняшней тренировке, приводнения) может оказаться в ситуации, когда какое-то время приходится действовать автономно до прибытия поисково-спасательных сил. Существуют определенные нормативы по максимальному времени эвакуации: двое суток на суше и трое - на водной поверхности.
Суть тренировки - дать космонавтам знания и умения, которые помогут им сохранить жизнь и здоровье до подхода поисково-спасательных групп. Сегодня были отработаны способы и приемы эвакуации на борт вертолета с использованием стендовых эвакуационных средств.
В тренировке принимают участие члены основного экипажа Марина Василевская вместе с космонавтом "Роскосмоса" уроженцем Беларуси Олегом Новицким (командир), а также члены дублирующего экипажа Анастасия Ленкова и космонавт "Роскосмоса" Иван Вагнер (командир)
"Я поняла, что это моя стихия, и почувствовала себя даже лучше, чем на земле"
Несмотря на изматывающую тренировку, участники экипажа нашли возможность пообщаться с журналистами. Марина Василевская отметила, важность и ответственность задачи. "Полет в космос - это глобальная миссия нашего белорусского государства. У нас есть научная программа, которую мы должны выполнить. В целом, у нас девять целевых работ. Сейчас нам нужно подготовиться к полету и работе на МКС", - рассказала Марина Василевская.
Девушка долгое время работала бортпроводником в авиакомпании "Белавиа". "Нас в том числе готовили к перегрузкам, поэтому я к ним немного адаптирована. Но мы ответственно подходим к каждому этапу нашей подготовки и прикладываем все усилия. Мы проходим очень много испытаний - центрифуга, тренировка в невесомости. Но я не могу выделить самое сложное испытание. Вообще, космос - это серьезное дело, которое не предусматривает ошибок. Поэтому мы ответственно подходим ко всему", - заверила она.
Отдельно Марина Василевская остановилась на тренировках в условиях невесомости. "Мы ощущаем невесомость 20 секунд. Веса нет, но масса остается. Тело становится тяжелее. В этих условиях мы выполняем разные упражнения. И я поняла, что это моя стихия, и почувствовала себя даже лучше, чем на земле", - с улыбкой добавила она.
Несмотря на плотный график и изматывающий тренировочный процесс, девушка находит время для восстановления сил. Впрочем, и здесь не обходится без нагрузок. "Удается и восстанавливать силы. В этом помогает физическая подготовка. Пусть она предусматривает и тяжелые нагрузки, но для меня это разгрузочные моменты", - сказала Марина Василевская.
Она рассказала и о том, что хотела бы взять с собой на борт: "К сожалению, объем багажа ограничен. Хотела бы взять фотографии родных и близких. Конечно, возьму и флаг Беларуси. Мы благодарны главе нашего государства за то, что он приехал в Центр подготовки и поддержал нас. Мы все это ценим. Без прямого участия Президента реализация проекта, отбор участников и прохождение подготовки не проходили. И мы ему безусловно благодарны".
"В целом все очень довольны их целеустремленностью"
"У девушек все получается. Они высоко мотивированы и настроены на работу. Это видно по отношению к подготовке, по отзывам наших инструкторов. После каждого занятия они говорят, как все прошло, и мы смотрим, что можно скорректировать. В целом все очень довольны их целеустремленностью", - сказал летчик-космонавт Олег Новицкий.
По его мнению, подготовка девушек находится на высшем уровне: "Я удовлетворен их работой. Марина - не профессиональный космонавт, но уровень подготовки очень высокий. Пока мы идем по плану. Такой короткий полет я буду выполнять впервые. Но наша общая задача - обеспечить полное выполнение всей программы полета. Единственная особенность заключается в том, что полет очень короткий".
"У нас запланированы как геофизические, так и микробиологические эксперименты"
"Наши задачи и цели обусловлены научной программой, которая составлена Национальной академией наук Беларуси и нашими российскими коллегами. У нас запланированы как геофизические, так и микробиологические эксперименты. Один из экспериментов связан с пробиотиком. Будут изучаться различные бактерии, влияние на них микрогравитации. В дальнейшем это может пригодиться как на Земле, так и будущим космонавтам. Все эксперименты интересны, но как врач я бы выделила 3D-биопринтинг", - рассказала Анастасия Ленкова.
Девушка работала детским хирургом, поэтому медицина - особенно близкая для нее тема. "Один из экспериментов связан с лактоферрином. Это белок, который имеет очень много функций: антибактериальную, противогрибковую, противовоспалительную. Он влияет на метаболизм железа и образование костной структуры. Это белок и будет изучаться в условиях микрогравитации. Возможно, он будет изменять форму, функции. Думаю, в будущем это поможет космонавтам при более длительных полетах", - считает Анастасия Ленкова.
Не менее интересным она считает и такое направление, как 3D-биопринтинг. "Он включает, можно сказать, печатание органов и тканей в условиях микрогравитации. На земле это сложно сделать, потому что нужны особые условия, а там они уже созданы. Это тоже будет полезно как простым людям, так и будущим космонавтам", - уверена девушка.
Непродолжительность экспедиционного полета - его плюс, но это и главный минус
У Ивана Вагнера, как и у Олега Новицкого, есть опыт полета. Он рассказал, что при подготовке дает девушкам подсказки и делится своего рода лайфхаками. "Но они связаны не с полетом, а именно с подготовкой. Когда есть внештатная ситуация, контролировать все тяжело. И здесь борт-инженер может очень помочь. Если говорить об экспедиционном полете, его плюс в том, что он непродолжительный. Но это и главный минус. Получается, ты только прилетел, адаптировался к условиям, а уже пора домой", - рассказал Иван Вагнер.
Вместе с тем, отметил он, нагрузки практически не отличаются. "Но обратная адаптация пройдет проще, потому что организм полностью не перестроился. То есть, не прошел острый период адаптации к невесомости, те полгода, которые очень сильно влияют на здоровье. Так что такой полет проще с точки зрения нагрузок на здоровье", - объяснил он.
Андрей ВОРОПАЙ,
Фото автора,
БЕЛТА.-0-
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.