"Изменение отношений человека с Богом". Клирик Коложской церкви о сути Рождества
2025-01-07 13:43
7 января, Гродно /Корр. БЕЛТА/. Руководитель отдела религиозного образования и катехизации, пресс-секретарь Гродненской епархии, клирик прихода храма святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба города Гродно, иерей Игорь Данильчик рассказал корреспонденту БЕЛТА о сути праздника Рождества Христова, о его традициях и символах. "Зимняя Пасха""Среди праздников православной Церкви Рождество Христово является вторым по значимости после Пасхи. В этот торжественный для христиан день отмечается важнейшее историческое событие, от которого ведет отсчет своей истории современная человеческая цивилизация: воплощение Второй Ипостаси Святой Троицы - Сына Бога-Отца, ставшего Искупителем людей и Спасителем мира, и рождение Его от Пречистой Девы Марии Богомладенцем Иисусом, - отметил иерей Игорь Данильчик. - Цель воплощения Сына Божия была связана с осуществлением предвечного Божественного замысла о Спасении человечества, направленного, в частности, на его духовное и физическое возрождение. Духовное обновление христианина совершается в течение всей его жизни. Радикальное обновление верующих совершится в день всеобщего воскресения мертвых, когда, по словам Евангелия, "праведники просветятся, как солнце в Царстве Отца их" (Мф.13:43)". Как отметил пресс-секретарь Гродненской епархии, в древних богослужебных текстах Рождество называют "зимней Пасхой", ведь Воскресение Христово, являющееся залогом нашего личного воскресения и вечной жизни в Царствии Божием, было следствием Рождества.Не было общей традиции праздновать Рождество как отдельное событие. Почему? "В раннехристианской Церкви не было общей традиции праздновать Рождество как отдельное событие. Выделение праздника Рождества, посвященного воспоминанию и прославлению именно Рождения Господа Иисуса Христа по человеческому естеству, в отдельный, самостоятельный праздник произошло не сразу. Первые упоминания о праздновании Рождества Христова относятся к IV веку", - рассказал иерей Игорь Данильчик.Он дополнил: "До этого, в предыдущие три столетия, христиане отмечали один праздник - Богоявление, в котором соединились воспоминания о рождении Спасителя, поклонении Ему волхвов и крещении Его в водах реки Иордан Иоанном Крестителем".Как вычислили дату Рождества Христова? Первое упоминание даты рождения Иисуса Христа появилось в римском "Хронографе" 354 года. "В том же веке произошло разделение на два больших праздника - Рождество Христово и Крещение Господне. При императоре Юстиниане, в VI веке, празднование Рождества Христова было установлено везде, где проживали христиане", - отметил пресс-секретарь Гродненской епархии. "До XVI века, как на Востоке, так и на Западе, Рождество Христово праздновалось 25 декабря. Считается, что одна из целей этого шага была апологетическая: 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния, в языческом мире отмечался "праздник непобедимого солнца". Торжество, сопровождавшееся обрядом возжигания огней, было настолько распространенным, что в нем принимали участие и некоторые христиане. Блаженный Августин призывал отмечать в этот день Рождество Христово "не как неверные ради солнца, но ради Того, Кто сотворил это солнце", - сказал иерей Игорь Данильчик.Как заметил пресс-секретарь Гродненской епархии, согласно одному из частных суждений, Христос находился на земле полное число лет, как число совершенное: "Отсюда следовало, что Христос, скорее всего, был зачат в тот же день года, в который и пострадал - то есть в день Благовещения, который, согласно некоторым вычислениям, совпадает с днем Распятия. А ветхозаветная Пасха, на которую был распят Спаситель, выпадала в тот год на 25 марта. Отсчитывая отсюда 9 месяцев, получали 25 декабря как дату Рождества Христова"."В соответствии с другим методом вычисления, дата Рождества Христова высчитывается исходя из даты зачатия Иоанна Крестителя, которая, в свою очередь, определяется исходя из данных о дате разрушения Иерусалимского Храма путем обратного хронологического отсчета, с использованием данных о порядке чередования при совершении богослужений ветхозаветных священнослужителей, и так - вплоть до времени служения чреды священника Авиина, с которым связывается чудесное явление ангела Захарии - будущему отцу Иоанна Крестителя, после чего, собственно, и был зачат последний. В 747 году от основания Рима, то есть за год до предполагаемого Рождения Спасителя, срок служения этой чреды составлял период с 16 по 23 сентября. Отсчитывая от даты зачатия Иоанна Крестителя, которая выпадает на 24 сентября, шесть месяцев вперед, получают дату Благовещения и чудесного зачатия Спасителя. Прибавив к этой дате еще 9 месяцев, определяют дату Рождества Христова", - сказал иерей Игорь Данильчик.В 1582 году папа римский Григорий ХIII предложил календарную реформу, в соответствии с которой в западно-церковный обиход был введен новый календарь, получивший название "григорианский", который пришел на смену юлианскому календарю. "На сегодняшний день различие между так называемыми старым и новым стилями, обусловленное различием юлианского и григорианского календарей, составляет 13 суток. Но Русская православная церковь в своей литургической практике и богослужебной жизни осталась верной старинному календарю. Таким образом, сегодня вместе с Русской церковью Рождество Христово 25 декабря по старому стилю, что соответствует 7 января по новому стилю, празднуют Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и монастыри Афона", - отметил пресс-секретарь Гродненской епархии.Вифлиемская звезда как один из главных символов праздникаКак рассказал иерей Игорь Данильчик, обстоятельства Рождества описаны в Священном Писании двумя евангелистами - апостолами Матфеем (Мф.1:18-25) и Лукой (Лк.2:4-7). В евангельском повествовании упоминаются явления и события, которые сопровождали рождение Иисуса Христа. Позже они стали традиционной символикой праздника."Одним из главных рождественских символов является Вифлеемская звезда, которая своим появлением на небосводе возвестила миру о рождении Христа и указала путь волхвам - восточным мудрецам и звездочетам - к месту Его рождения. По поводу того, что представляла собою эта звезда, существуют разные мнения. Согласно одной точке зрения, довольно распространенной, под появлением необычной звезды следует понимать визуальное схождение в одной точке небесного свода, в созвездии Рыб, двух планет - Юпитера, Сатурна, к которым через некоторое время "присоединился" Марс. Это событие произошло в 747-748 гг. от основания Рима (748-й год - 5 лет до начала новой эры). Согласно астрологическим верованиям, которым могли быть подвержены волхвы, Юпитер указывал на славного царя, Сатурн возвещал переворот, а Марс знаменовал победителя", - отметил пресс-секретарь Гродненской епархии. Откуда пришли волхвы? По словам иерея Игоря Данильчика, доподлинно неизвестно, из какой именно страны пришли волхвы. "Есть мнение, что они пришли из Аравии или из Персии. Вполне вероятно, как думает ряд исследователей, что они могли быть знакомы с библейскими пророчествами о явлении Примирителя, Спасителя, в том числе с пророчеством о восхождении звезды, содержащимся в ветхозаветной Книге Чисел: "Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля" (Чис. 24:17). Эти пророчества могли стать достоянием восточных, вавилонских или персидских, мудрецов во времена периода вавилонского пленения еврейского народа", - сказал он.Еловыми ветвями скрывали вход в пещеру, где родился ИисусОдним из главных символов Рождества является рождественская ель. "По преданию, Дева Мария и святой праведный Иосиф Обручник скрывали вход в пещеру, где родился Иисус, еловыми ветвями. Традиция украшать на Рождество это вечнозеленое дерево появилась впервые в германских землях в Средние века. Рождественская елка стала символом вечной жизни. Сейчас это непременный атрибут праздника, под которым размещают подарки", - заметил пресс-секретарь Гродненской епархии.Он также обратил внимание, что традиция дарить рождественские подарки сохранилась в память о священных дарах волхвов Богомладенцу: "Восточные мудрецы принесли новорожденному Сыну Божию золото - знак царской власти, ладан - знак священства и смирну - благовоние, которым умащивали тела усопших: символ того, что Иисус Христос умрет, как человек, но воскреснет, как Бог".Рождество Христово - это изменение отношений человека с Богом и принципов существованияКак отметил иерей Игорь Данильчик, Рождение Бога в человеческой природе - таинство, не постижимое для людей. Он дополнил, что Рождество Христово - это не просто день рождения Иисуса Христа - это изменение отношений человека с Богом и принципов существования. В заключение клирик Коложской церкви привел рассуждение о тайне Боговоплощения православного богослова ХХ века протопресвитера Александра Шмемана: "Бог приходит в мир не как всемогущий тиран, а как беспомощный, беззащитный ребенок. Где тут принуждение к "слепому поклонению"? Где "порабощение"? Не разрушаются ли здесь разом все расхожие представления о Боге […] здесь все наоборот: Бог - звучит смиренно. Ничего внешнего, что принуждало бы человека унизиться, подчиниться, сдаться. […] Бога человек призван увидеть не в силе, могуществе и славе, а в смиренном ребенке, в тайне смирения, и не подчиниться Ему он призван, а полюбить Его, принять в свое сердце, обрадоваться всей бесконечной красоте и глубине этого смирения".-0-
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.