Историк о реформе Косыгина: это была попытка построить работу предприятий на основах рентабельности
2023-11-03 09:09
3 ноября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Суть реформы Косыгина заключалась в попытке построить работу предприятий на основах рентабельности и ослабить давление Госплана на регионы. Об этом в проекте "В теме" на YouTube-канале БЕЛТА рассказал доктор исторических наук, профессор Белорусского государственного университета Александр Гужаловский.
"В 1965 году Кирилла Мазурова пригласили в Москву, где он занял должность заместителя председателя Совета министров СССР. Он был правой рукой и помощником Алексея Косыгина. Об этом мало кто вспоминает, но реформу Косыгина они делали вместе. Базу для этой реформы с 1962 года разрабатывал известный советский экономист Евсей Либерман. Эту реформу относят к периоду правления Брежнева, потому что она началась в 1965 году. Но разрабатывалась она в 1962 году в недрах Госплана СССР Евсеем Либерманом", - рассказал Александр Гужаловский.
Историк объяснил, в чем заключалась суть реформы Косыгина. По его словам, это была попытка придания смысла всей экономической деятельности в области материального производства в СССР. "Либерман, а после Косыгин с Мазуровым пытались перестроить работу советских предприятий на основах рентабельности. На основах заинтересованности тружеников, рабочих в результатах своего труда. Одновременно они пытались сократить диктат государства в отношении предприятий. Речь идет о спуске сверху жестких планов, которые не подлежали изменениям и не учитывали какие-то местные условия. Госплан предлагал показатели, от которых нельзя было отступать ни на шаг", - подчеркнул историк.
Александр Гужаловский резюмировал, что эти два механизма - максимальная заинтересованность трудовых коллективов и максимальное ослабление диктата центра над всеми советскими регионами - стали сутью косыгинской реформы.-0-
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.