Индустрия впечатлений. Как привлекают туристов в Беларусь
2025-03-18 16:54

Прошедший год показал, что путешествия по нашей стране востребованы как у белорусов, так и у иностранцев. Не за горами новый сезон. В феврале стартовал прием заявок на XXIII Республиканский туристический конкурс "Познай Беларусь". А в конце марта в Минске пройдет традиционная Международная выставка-ярмарка туристических услуг "Отдых", где регионы презентуют свои возможности. О продвижении туристического потенциала республики за рубежом и на внутреннем рынке в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал директор Национального агентства по туризму Дмитрий Морозов. - Данные статистики свидетельствуют, что Беларусь - востребованное туристическое направление. Какая работа проводится по популяризации отдыха в нашей стране?- Национальное агентство по туризму в первую очередь занимается продвижением туристического потенциала Республики Беларусь на внешнем и внутреннем туристических рынках, старается помогать профессионалам туристической индустрии. Проводим разного рода семинары, знакомим с теми элементами, из которых формируется туристический продукт. Открываем новые регионы с точки зрения как внутреннего, так и въездного туризма. Для локаций, которые не испытывают недостатка в туристах, но где в пиковые даты сложно развести потоки, предлагаем альтернативные объекты туристической инфраструктуры.Также Национальное агентство по туризму организует информационные туры для турбизнеса зарубежных государств. В прошлом году работали с регионами Российской Федерации, Республикой Узбекистан, Китайской Народной Республикой. Кроме того, консолидируем представителей Беларуси для участия в международных туристических выставках в России, других странах СНГ, Китае - на наших целевых рынках. С учетом открытия прямого авиасообщения с Нью-Дели организовали национальный стенд на выставке Satte-2024 в Индии. Через дизайн стендов знакомим посетителей выставок с наиболее яркими туристическими достопримечательностями страны, а также элементами традиционной культуры. Так, в 2025 году стараемся использовать в оформлении тематику белорусской вытинанки, включенной в прошлом году в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.Проводим маркетинговые исследования. В 2024 году опубликованы материалы по состоянию экологических троп. Таких маршрутов в республике очень много, но сложно понять, в каком формате, где на их базе можно предлагать экскурсии, стоит ли включать в состав туров. Готовится к публикации издание по потенциалу промышленного туризма. На популяризацию внутреннего и въездного туризма направлена ежегодная акция "Вандруй. Адчуй. Натхняйся". Проводятся Дни открытых дверей на туристических объектах разного формата, конкурс социальной рекламы "#ПознайБеларусь" (лучшие работы мы впоследствии используем в информационной продукции), республиканский туристический конкурс "Познай Беларусь", международная научно-практическая конференция, приуроченная к Международному дню туризма. Заблаговременно по теме публикуется сборник материалов конференции.Взаимодействуем с формирующейся в республике сетью туристических информационных центров. Оказываем помощь их руководителям, сотрудникам в плане совершенствования профессиональных навыков, работы в социальных сетях, в разработке экскурсий. Еще одно направление - организация курсов для экскурсоводов и гидов-переводчиков, аттестация данных специалистов. Проводим также и курсы руководителей туристических групп. - Эти инициативы планируете реализовывать и в 2025 году? Будут ли новшества в работе? - Все проекты получат развитие. Также хотим сделать больший акцент на проведении воркшопов либо бирж контактов. Успешно этот формат себя зарекомендовал в прошлом году на презентации туристического потенциала Беларуси в Деловом и культурном комплексе посольства Республики Беларусь в Москве. В феврале прошел китайско-белорусский воркшоп в Минске в рамках информационного тура для туроператоров КНР. Рассчитываем в 2025 году продолжить такую практику в российской столице и регионах РФ. Попробуем провести подобные мероприятия в Китае для того, чтобы эффективно выстроить деловые связи между туркомпаниями. Расширим план участия в выставках для продвижения туристического продукта Беларуси. Речь идет уже не только о Пекине, но и о Шанхае, Гонконге, Урумчи. Это либо регионы, которые являются наиболее серьезными отправляющими туристскими дестинациями, либо те, с которыми налажено прямое авиасообщение. Так, например, ведутся переговоры с провинцией Шэньси для интенсификации взаимоотношений с учетом открытия рейса Сиань - Минск и проведения мероприятий для взаимного продвижения.- В Беларуси дан старт презентации титульных туристических маршрутов, которые можно назвать визитными карточками регионов. Расскажите о проекте подробнее. - Это очень важная работа, которая сейчас шаг за шагом ведется. Задача - по каждому району сформировать рекомендации, что посмотреть в первую очередь за пять-шесть часов путешествия. Путешественники смогут открыть портал belarus.travel либо зайти на информационные ресурсы управлений спорта и туризма рай- и горисполкомов, туристических информационных центров и увидеть готовые маршруты, где собраны самые знаковые, интересные объекты для посещения - ради чего стоит приехать в тот или иной регион. Всего будет 118 таких маршрутов. На сайте проводим перекомпоновку материалов, чтобы пользователям - туристам и профессионалам туриндустрии - было удобнее ориентироваться. - Национальное агентство по туризму стало публиковать календарь событийных мероприятий в Беларуси не на год, как ранее, а для каждой поры года. Как зарекомендовала себя такая практика? - Мера с большего вынужденная. Нам бы хотелось представлять перечень событий на все месяцы и быть уверенными, что они состоятся в заявленный срок. Но по многим причинам зачастую даты меняются. Уже опубликованный календарь сложно отредактировать у всех, кто им стал пользоваться. Чтобы минимизировать такие ситуации, стараемся публиковать выверенную информацию по сезонам. Практика себя зарекомендовала с хорошей стороны. Акцентируем внимание на тех предложениях, которые доступны в конкретный период времени. - В начале года состоялся ознакомительный тур по Беларуси для туроператоров Китая. Какие визиты еще прорабатываются?- География широкая. Это и регионы Российской Федерации, и страны Персидского залива (открытие прямого авиасообщения с Оманом способствует такому сотрудничеству). Также будем продолжать взаимодействие со странами СНГ. Еще один важный аспект - создание интересных информационных материалов для туристов. В планах на этот год - издать обновленную туристическую карту Беларуси, которую будем распространять на международных выставках, в зарубежных дипломатических представительствах. Также готовим печатную продукцию по различным видам туризма, новые видеоматериалы.- Слышала хорошие отзывы о таком проекте, как "Паспорт туриста". Получит он дальнейшее развитие? - Это действительно интересная инициатива. "Паспорт туриста" - по сути, мини-путеводитель, который предлагает точки для посещения, иногда дает некоторые преференции для его обладателя. Такой проект, в частности, реализован в Гродно. Видим хорошие перспективы и в публикации квестбуков. Детская линейка - карты Беларуси, совмещенные с элементами настольной игры. Все это способствует продвижению туристического потенциала страны. - С 1 февраля стартовал XXIII Республиканский туристический конкурс "Познай Беларусь - 2025", организаторами которого выступают Министерство спорта и туризма совместно с Национальным агентством по туризму. Как стать участником и какие новшества введены в этом году?- Самая народная номинация - "Я познаю Беларусь". Приглашаем подавать заявки всех, кто активно путешествует по стране! Собирайте как можно больше своих фотографий с разных туристических локаций и становитесь победителями. Для этого нужно публиковать снимки в соцсетях с соответствующим хештегом. Востребованы также номинации "Фотография года", "Материал года". Перечень достопримечательностей, номинаций, формы заявок размещены на сайте belarustourism.by. Если говорить о новшествах, то в критериях к заявкам уделено особое внимание проведению мероприятий к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и участию в них, вопросам благоустройства прилегающих территорий к памятникам архитектуры и музеям.Впервые введена номинация (14-я по счету) "Объект делового туризма года". Важно наличие удобных площадок для проведения деловых мероприятий разного формата не только в Минске, но и в регионах страны. - Совсем немного осталось времени до открытия XXVII Международной выставки-ярмарки туристических услуг "Отдых-2025". Как к ней готовится Национальное агентство по туризму? - Акцент сделан на внутренний и въездной туризм. На выставке будут представлены все регионы страны. Национальное агентство по туризму также выставит стенд, где в качестве соэкспонентов смогут присутствовать различные субъекты туриндустрии. Будем знакомить с новинками, проведем для туристов серию презентаций объектов и маршрутов, включая новые обзорные по разным районам. Покажем новые видеоролики от всех областей. Хотим реализовать идею такого мини-кинотеатра.Ожидаем зарубежных участников, планируется большая деловая программа для профессионалов турбизнеса. Актуальные вопросы будут рассматриваться на III Международном туристическом форуме, в том числе по формированию трансграничного турпродукта в рамках взаимного признания виз с РФ. Привлекательными могут быть многодневные туристические программы, например, по маршруту Москва - Минск - Витебск - Псков - Санкт-Петербург. - Вы затронули тему подготовки специалистов для отрасли. Национальное агентство по туризму в том числе занимается аттестацией гидов-переводчиков и экскурсоводов. Какие тенденции наблюдаются?- Учитывая, что показатели растут, людей, вовлеченных в индустрию, становится больше. Повышаются требования к подготовке кадров, поскольку при любом масштабировании зачастую сложно удержать качество. Иногда отмечаем сложности именно с сочетанием теоретической подготовки и практической работы. Мы свою задачу как раз видим в том, чтобы эту разницу минимизировать. Приглашаем преподавателей профильных кафедр на семинары, которые проводит Национальное агентство по туризму. На выставке "Отдых" организуем встречу работодателей с теми, кто готовит кадры, чтобы выработать дальнейшие шаги. Во время осенней научно-практической конференции продолжим этот диалог, чтобы дать возможность туркомпаниям посмотреть, как студенты на практике решают задачи. В дальнейшем может идти речь об организации практик, стажировок, последующем трудоустройстве молодых людей. Регулярно напоминаем, что после окончания трех курсов, у студентов ВУЗов появляется возможность подавать документы на прохождение аттестации, и к окончанию обучения в университете у них может появиться хорошая дополнительная профессия экскурсовода или гида-переводчика. Надеемся увидеть тенденцию роста молодых и талантливых кадров.- В конце 2024 года утверждено положение о системе туристической ориентирующей информации, которым определяется ее правовой статус и порядок применения с использованием туристических символов (пиктограмм). Какая работа проводится в связи с изменениями?- Важно, чтобы визуальные стандарты оперативно внедрялись в жизнь. Мы со своей стороны стараемся эту информацию доносить до представителей индустрии гостеприимства. Обновляем туристические карты. Значительный объем работы предполагает замену имеющихся обозначений как в печатной продукции, так и в части установки знаков туристической навигации. Надежда МАТВЕЕВА,БЕЛТА.-0-
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.