Головченко: вузы должны пересмотреть политику подготовки кадров инженерного профиля

2024-12-17 15:33
17 декабря, Минск /Корр. БЕЛТА/. Вузы должны пересмотреть политику подготовки кадров инженерного профиля. Об этом заявил премьер-министр Беларуси Роман Головченко на совещании по вопросам качества подготовки инженерных кадров, которое прошло сегодня в БНТУ, передает корреспондент БЕЛТА.
Иванец: каждый пятый студент белорусских вузов - будущий инженер Иванец: система образования должна четко реагировать на потребности рынка труда в инженерных кадрах Как обстоят дела с подготовкой преподавателей для технических вузов, рассказал министр образования "Мы ставим себе задачу ускоренного экономического развития, в том числе оперативного освоения новых технологий. Это невозможно без подготовленных и мотивированных специалистов. Есть капитал финансовый, но он ничего не стоит без человеческого капитала. Происходит смена технологических укладов. Поэтому нам сейчас пора думать не только о переоснащении и модернизации, но и об ускоренном развитии ряда направлений. Конечно же, сделать это без подготовленных инженерных кадров невозможно. Что особенно важно, мы должны отслеживать и своевременно реагировать на изменения в запросах самих молодых людей. У них гораздо быстрее развивается спрос на самостоятельное творчество, на активное использование дистанционных методов обучения. Наша система подготовки кадров должна отслеживать эти тенденции и успевать за ними, чтобы не разорвать связь между запросами наших молодых людей и тем, что мы предлагаем", - сказал Роман Головченко.
В совещании принимают участие предприятия, которые являются самыми крупными заказчиками кадров инженерного профиля. "Зачастую слышу от предприятий нарекания на то, что после выпуска к ним приходят сырые специалисты, которые не обладают достаточным объемом знаний для самостоятельной работы по всем технологиям, которые применяются сейчас на производстве. Их приходится, по сути, доучивать и переучивать. В этом, конечно, ничего плохого нет, понятно, что никакой вуз не заменит опыта на реальном производстве. Задача в том, чтобы студент быстро, в сжатые сроки адаптировался к реальным технологиям", - отметил премьер-министр.
Роман Головченко обозначил проблему: объем подготовки инженерных кадров не соответствует потребностям экономики. "Набор на технические специальности ниже, чем заказ организаций на подготовку таких кадров. В 2023 году на инженерные специальности зачислено более 16 тыс. абитуриентов. А в год их выпуска из вуза, в 2027 году, заказ составляет уже 21,5 тыс. человек, т.е. реальный сектор может недополучить около 5 тыс. молодых специалистов. В отдельных технических вузах содержание образования определяется в том числе и возможностями кадрового состава и материально-технической базы, которая кое-где значительно устарела. Пока не видна и работа секторальных советов квалификаций - ни в обновлении содержания инженерного образования, ни в открытии новых специальностей. А это их прямые задачи", - подчеркнул глава белорусского правительства.Особое внимание он обратил на работу с учреждениями общего среднего образования. "Проблема вам известна - это сложности с направлением выпускников школ в технические вузы. Причины понятны - учиться сложно, надо уже по выпуску из школы обладать определенным уровнем знаний по таким непростыми предметам, как математика и физика. Всего лишь менее 15% от общего числа медалистов и выпускников колледжей с дипломами поступили в технические вузы, а это самые подготовленные ученики", - обратил внимание Роман Головченко. Он отметил и проблему недостаточной работы по профориентации выпускников школ со стороны вузов и предприятий."Поэтому систему эту необходимо менять, адаптировать к реальной ситуации. Свою политику подготовки инженерных кадров должны пересматривать в первую очередь те вузы, которые имеют системообразующую роль в инженерном образовании. В стране таких семь, в том числе Белорусский национальный технический университет. Такие вузы должны стать образцом для всех учебных заведений, которые готовят инженеров, а их у нас 20. Качество подготовки специалистов в том числе зависит и от уровня взаимодействия предприятий и учебных заведений. Пока оно находится, я бы сказал, на недостаточном уровне. Важно, чтобы не только наши гиганты промышленные, но и небольшие высокотехнологичные предприятия полноценно присоединились к подготовке будущих специалистов. И очень важно, чтобы те, кто занимается образованием, понимали потребности нашего производственного сектора", - сделал акцент премьер-министр.
Он подчеркнул, что без улучшения материально-технической базы, создания центров компетенций, отраслевых лабораторий, филиалов кафедр невозможно обеспечить сложную подготовку специалистов. "Конечно, в рамках возможного бюджет всегда будет выделять деньги на эти цели, но очень важно не уповать на это. Предприятиям-заказчикам также следует инвестировать в подготовку кадров, предоставлять оборудование, какие-то элементы технологий, преподавательский инженерный состав для подготовки, совместно вовлекать студентов в исследовательскую работу, заинтересовывать их в том, чтобы они пришли на предприятие работать по зову души. Качественная подготовка специалистов с востребованными компетенциями, знаниями и практическими навыками - это общая задача", - резюмировал глава правительства.-0-
Фото Виталия Пивоварчика