Этот ребенок станет обычным? Реальность СДВГ и миф про аутизм
2025-03-16 10:35
Как и чему
можно научить детей с аутизмом? Родители вправе рассчитывать, что при ранней
диагностике ребенок сможет ходить в обычную школу, добиваться успехов в учебе?
В проекте БЕЛТА "В теме. Здоровье" на эти и другие вопросы ответила врач-психотерапевт
доктор медицинских наук Татьяна Емельянцева.
- Я бы сказала, что с
легким аутизмом у ребенка вообще нет особенных проблем. Возможно, иногда он не
участвует в групповой активности, не хочет выступать на утреннике, не умеет
сопереживать, как другие дети. Но это те клинические феномены легкого синдрома
Аспергера, с которыми могут и не дойти до детского психиатра.
Ко мне обращаются
взрослые люди по разным причинам, иногда это судебные дела, и говорят: "Мне
поставили Аспергера". Человеку уже 20 лет, какой Аспергер? Он должен был
иметь проблемы в школе, по-другому не бывает. Аутизм - это прежде всего
проблемы обучения и социализации.
Надо учитывать, что
такие дети очень разные. Если у ребенка есть аутизм, как правило, он не обучается
в обычной школе. В саду еще не такой большой объем занятий, и дети с аутизмом
достаточно часто посещают обычную группу (иногда - логопедическую), не так
часто обучаются по спецпрограмме для детей с тяжелыми нарушениями речи,
например. А уже в школе нужно понимать, что ребенок, скорее всего, не будет
обучаться как все. Спецпрограмма, интеграция, Центр коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации (ЦКРОиР), индивидуальный план - есть разные варианты.
Имеются масштабные
доказательные исследования. Сравнили результаты функциональных МРТ детей с
аутизмом, СДВГ, аутизмом и СДВГ с результатами МРТ, когда они уже стали
подростками. При СДВГ в 15 лет функционирование мозга стало гораздо лучше -
вероятность, что ребенок станет успешным, будет трудиться и все у него будет
хорошо, велика. А при аутизме, к сожалению, не так. Мифом является то, что этот
ребенок станет обычным.
Но все равно поэтапно
ему подбирают специальную образовательную программу с учетом степени
ограничения жизнедеятельности в конкретном случае. Нужно нацеливаться на долгий
труд. Да, чем раньше выявлена проблема, тем больше шансов, что процесс обучения
будет лучше. Но, к сожалению, те функциональные МРТ в динамике показали, что у
детей с аутизмом присутствует прогресс в развитии нервной системы, но
незначительный.
- В истории есть случаи, когда люди с аутизмом добивались высоких
результатов?
- Нет. Это миф,
который придумали родители, потому что они пытаются найти способности у
ребенка, ведь очень тяжело принять его особенности. Это спасательный круг, его
нельзя забирать. На эту тему есть много фильмов, американских по большей части,
тот же "Человек дождя". Существует перекос в функционировании мозга.
Да, может быть исключительная память на цифры. Но такой человек, став взрослым,
не способен приготовить себе еду и сходить в магазин.
- Но если есть исключительная память на цифры…
- Это, конечно же,
миф. Синдром Аспергера - это другая история, то есть легкий аутизм. Я не могу
называть фамилии вслух, но все понимают, о ком и почему я так говорю. При этом
диагнозе можно иметь достаточно хороший уровень функционирования. Но речь идет
только о синдроме Аспергера, с которым в принципе порой не доходят до детского
психиатра.
- Взрослому человеку можно поставить диагноз "аутизм" или
нет?
- Нет, это за уши
притянутые истории, чтобы избежать какой-то административной, судебной
ответственности. Если есть диагноз, то, как правильно, серьезные проблемы
начинаются уже в возрасте 2-3 лет.
| Подготовлено по
видео БЕЛТА. Скриншоты видео.
Читайте также:
Почему аутизм стал встречаться гораздо чаще? Мнение доктора наук
"Важно не прятаться". В каком возрасте нужно начинать
работать с аутизмом у ребенка?
Аутизм у ребенка: на что обращать внимание, чтобы понять, есть он или
нет
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.