Этот ребенок станет обычным? Реальность СДВГ и миф про аутизм

2025-03-16 10:35
Как и чему можно научить детей с аутизмом? Родители вправе рассчитывать, что при ранней диагностике ребенок сможет ходить в обычную школу, добиваться успехов в учебе? В проекте БЕЛТА "В теме. Здоровье" на эти и другие вопросы ответила врач-психотерапевт доктор медицинских наук Татьяна Емельянцева.

- Я бы сказала, что с легким аутизмом у ребенка вообще нет особенных проблем. Возможно, иногда он не участвует в групповой активности, не хочет выступать на утреннике, не умеет сопереживать, как другие дети. Но это те клинические феномены легкого синдрома Аспергера, с которыми могут и не дойти до детского психиатра.

Ко мне обращаются взрослые люди по разным причинам, иногда это судебные дела, и говорят: "Мне поставили Аспергера". Человеку уже 20 лет, какой Аспергер? Он должен был иметь проблемы в школе, по-другому не бывает. Аутизм - это прежде всего проблемы обучения и социализации.

Надо учитывать, что такие дети очень разные. Если у ребенка есть аутизм, как правило, он не обучается в обычной школе. В саду еще не такой большой объем занятий, и дети с аутизмом достаточно часто посещают обычную группу (иногда - логопедическую), не так часто обучаются по спецпрограмме для детей с тяжелыми нарушениями речи, например. А уже в школе нужно понимать, что ребенок, скорее всего, не будет обучаться как все. Спецпрограмма, интеграция, Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР), индивидуальный план - есть разные варианты. Имеются масштабные доказательные исследования. Сравнили результаты функциональных МРТ детей с аутизмом, СДВГ, аутизмом и СДВГ с результатами МРТ, когда они уже стали подростками. При СДВГ в 15 лет функционирование мозга стало гораздо лучше - вероятность, что ребенок станет успешным, будет трудиться и все у него будет хорошо, велика. А при аутизме, к сожалению, не так. Мифом является то, что этот ребенок станет обычным.

Но все равно поэтапно ему подбирают специальную образовательную программу с учетом степени ограничения жизнедеятельности в конкретном случае. Нужно нацеливаться на долгий труд. Да, чем раньше выявлена проблема, тем больше шансов, что процесс обучения будет лучше. Но, к сожалению, те функциональные МРТ в динамике показали, что у детей с аутизмом присутствует прогресс в развитии нервной системы, но незначительный.

- В истории есть случаи, когда люди с аутизмом добивались высоких результатов?

- Нет. Это миф, который придумали родители, потому что они пытаются найти способности у ребенка, ведь очень тяжело принять его особенности. Это спасательный круг, его нельзя забирать. На эту тему есть много фильмов, американских по большей части, тот же "Человек дождя". Существует перекос в функционировании мозга. Да, может быть исключительная память на цифры. Но такой человек, став взрослым, не способен приготовить себе еду и сходить в магазин.

- Но если есть исключительная память на цифры…

- Это, конечно же, миф. Синдром Аспергера - это другая история, то есть легкий аутизм. Я не могу называть фамилии вслух, но все понимают, о ком и почему я так говорю. При этом диагнозе можно иметь достаточно хороший уровень функционирования. Но речь идет только о синдроме Аспергера, с которым в принципе порой не доходят до детского психиатра.

- Взрослому человеку можно поставить диагноз "аутизм" или нет?

- Нет, это за уши притянутые истории, чтобы избежать какой-то административной, судебной ответственности. Если есть диагноз, то, как правильно, серьезные проблемы начинаются уже в возрасте 2-3 лет.

| Подготовлено по видео БЕЛТА. Скриншоты видео.

Читайте также:

Почему аутизм стал встречаться гораздо чаще? Мнение доктора наук

"Важно не прятаться". В каком возрасте нужно начинать работать с аутизмом у ребенка?

Аутизм у ребенка: на что обращать внимание, чтобы понять, есть он или нет