Есть вопрос. Как празднуют Пасху православные и католики
2017-04-15 08:59
Праздничная процессия на улицах Новогрудка
Монахини Конгрегации Сестер Пресвятой Семьи из Назарета готовятся к Пасхе
Если говорить больше о народных традициях, то, пожалуй, различие в кострах. Дело в том, что раньше был очень распространен обычай жечь костры в пасхальную ночь. Он был широко распространен по всей Европе. Сейчас же у православных народов он практически забыт. На Западе же, в том числе католическом, костры еще жгут. Иногда это символическое сожжение предателя Иуды, иногда это огонь, у которого грелся апостол Петр.
Еще одно различие - пасхальный кролик. Вероятнее всего, это отголосок языческой германской культуры. У православных он никогда не был распространен. Даже в эпоху глобализации нельзя сказать, что кролик как символ Пасхи активно перенимается православными. Это остается чертой народных традиций именно западных христиан, среди которых немало католиков.
Богослужение. В чем разница?
Это самый главный элемент праздника. Ни кролик, ни яйца, ни куличи, а богослужение. Потому что праздник все же христианский, церковный.
Православные служат поздно вечером накануне Пасхи - начинают служить полунощницу. В это время в центре храма, там, где обычно стоит аналой с иконой, на подставке расстелена плащаница - большой плат с изображением еще не воскресшего Христа. Во время службы плащаницу относят в алтарь, где кладут на престол. Там она остается до отдания Пасхи, то есть до Вознесения. Во время полунощницы священнослужители еще одеты в фиолетовые или черные облачения, которые используются во время Великого поста. Затем - в полночь - начинают служить пасхальную утреннюю молитву, переодевшись уже в другое облачение. Служба в этот момент сопровождается праздничным колокольным звоном. Верующие выходят наружу и совершают крестный ход вокруг храма.
Пасхальное богослужение в Гродненском Свято-Рождество-Богородичном женском монастыре
Когда процессия возвращается к входу, он должен быть закрыт. В этот момент двери символизируют вход в Гроб Господень. После определенных молитв двери открываются, и все заходят внутрь. Затем начинается пасхальная литургия. На ней освящается артос - особый хлеб. Его хранят до ближайшей субботы, чтобы раздать прихожанам. Конечно, во время этой службы священники неоднократно восклицают "Христос Воскресе!". На это все в церкви отвечают: "Воистину Воскресе!". Еще одна деталь - священнослужители поочередно надевают разное облачение: красное, желтое, синее, зеленое и белое. В конце службы принято читать слово Ионна Златоуста. В нем, в частности, цитируется апостольское Первое послание к коринфянам: "Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?". Также на Пасху в православном храме священники используют пасхальный трехсвечник. На него ставится желтая свеча, красная и зеленая.
Католики, как и православные, тоже организуют крестный ход, но уже после службы. Ход сопровождается возгласами "Христос Воскрес!" и "Воистину Воскрес!". В западной традиции сохранились пасхальные костры. У католиков принято разжигать их вечером в субботу накануне Пасхи во дворе храма. От этого огня священнослужитель зажигает большую свечу - пасхал. Она символизирует Свет Христов, то есть свет евангельского учения. С этой свечой священник входит в храм, где начинается литургия Света. При этом все прихожане зажигают свои свечи от пасхала. Затем диакон ставит большую свечу на специальную подставку и поет гимн провозглашения Пасхи. Его называют Exsultet. Это латинская глагольная форма, которую можно перевести: "Да ликует", "Пусть ликует". Пока этот гимн поется или читается речетативом, все стоят с зажженными свечами.
Потом служится литургия. Одна из особенностей такой пасхальной службы - чтение отрывков из Библии не три, а девять раз. Также впервые с Великого четверга используется орган. После этой службы обычно проводится крещение взрослых людей. Это достаточно древний обычай. Конечно, считается очень почетным креститься именно в пасхальную ночь.
Торжественное богослужение в минском архикафедральном костеле имени Пресвятой Девы Марии
Примечательно и то, что у католиков есть понятие так называемого Пасхального тридуума. Это службы, которые проводятся в течение трех дней перед Пасхой. Сам праздник тоже входит сюда. Считается, что эти службы - кульминация годового цикла. Эта традиция претерпевала различные изменения. Нынешний вариант оформился после Второго Ватиканского собора (1962 - 1965 годы).
У обеих конфессий существует и обычай омовения ног в Великий четверг. Но есть некоторые различия. Католический священник омывает ноги 12 прихожанам. У православных это делает епископ. И омывает ноги он не прихожанам, а 12 священникам или монахам. Нетрудно догадаться, что это делается это в память начала Тайной вечери, когда Христос омыл ноги своим ученикам. Об этом можно прочитать в Евангелии от Иоанна.
Это, конечно, далеко не полный список различий в пасхальной традиции двух основных христианских течений. Но, пожалуй, это самое основное, что нужно знать для формирования вашего кругозора.-0-
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.