"Элитные сыры и стейки по Br100 за кило". Кто покупает премиум-товары и есть ли им более дешевая альтернатива
2024-07-13 16:55
На витринах белорусских магазинов, среди россыпей мяса, сыров и колбас, в последние годы все чаще встречаются премиум-товары с соответствующим ценником. Кто их покупает и есть ли таким продуктам более дешевая альтернатива? В поисках ответа отправляемся на экорынок и в один из крупнейших гипермаркетов столицы.Люди понимают, что приобретаютНедавно в ТikТok завирусилось видео, где за килограмм белорусской говядины просили 100 рублей. Но одно дело ролик в интернете, другое - оценить лично уровень продуктов премиум-класса. Поэтому отправляемся на фермерский рынок неподалеку от легендарной Комаровки. Продавцы в один голос утверждают: все продукты - экологически чистые, круг клиентов наработан. Между прилавками ходит несколько десятков покупателей, прицениваются к мясу, сырам и овощам. Ценник здесь не сказать чтобы шокирующий. Говядину по 100 рублей найти не удалось, максимум - 30, а элитными сырами за 70-100 рублей белорусов давно не удивить.Владелица фермерского хозяйства Ольга продает баранину. Самые дорогие позиции на прилавке - шашлык из мякоти и мякоть окорока, обе по 34 рубля. На сенсацию не тянет, мясо овец всегда было в цене. - На баранину огромный спрос, ее на рынке не хватает, - говорит Ольга. - Все, кто попробовал, говорят: "Очень вкусно!" Баранина - самое полезное мясо. Своих денег стоит.Фермер Юлия искренне удивляется нашему вопросу, где найти мясо по 100 рублей за кило:- По такой цене? Вы шутите? Это глупости! У меня свежайшая домашняя свинина была по 23 рубля за килограмм, но уже всю распродала. По 100 рублей - только вяленое мясо.Фермер Анна предлагает сыры от 70 до 80 рублей за килограмм. Козьи и с благородной плесенью - по 90.- Широчайший ассортимент: с белой и голубой плесенью, мытой коркой и так называемые "вонючие сыры". У нас есть постоянные покупатели, приходят каждую субботу.
Но что там с вяленым мясом?- Сегодня утром продал букет из сухого мяса по 100 рублей за килограмм, - рассказывает фермер Виталий.Он предлагает попробовать оставшийся "стебелек" и не соглашается с тем, что 100 рублей за кило вяленого мяса - дорого:- Картофельные чипсы в магазине стоят 50-60 рублей за килограмм. Разве в таком случае 100 рублей за высушенное мясо - много? Некоторые покупатели, конечно, говорят, что дорого, но с пустыми руками все равно от меня не уходят, потому что понимают, за что платят деньги.Стоящий рядом Иван торгует мясными снеками. Отдельные позиции у него идут по 12 рублей за 100 граммов.- Разбирают хорошо, - улыбается продавец. - Хотите сказать, что дорого? Я не согласен. У меня из трех килограммов сырья выходит килограмм сушеного мяса.Иван объясняет ценообразование: качественное фермерское мясо уже стоит дороже того, что продают предприятия, плюс затраты на обрезь, приправы, электричество, которое необходимо для сушки.- Готовим мясо в таком количестве, чтобы хватило на один торговый день. Пусть лучше не хватит, чем останется лишнее.Александр - заядлый охотник. Рассказывает, что косулятина стоит 30 рублей за килограмм. Тушенка из нее и кабанятины - по 40 рублей. За день приходит несколько десятков покупателей. - С октября разрешат охоту на лося и оленя, но там себестоимость мяса еще ниже, - объясняет собеседник.- Откуда тогда пошел миф о мясе за 100 рублей?- Почему миф? - удивляется Александр. - Столько в магазинах стоят стейки из мраморной говядины. Но это же элитный продукт.Цены на сыр из топленого молока стартуют на соседней Комаровке от 13 рублей, а потом уходят вертикально вверх, как и на экорынке. За килограмм отборной молочной телятины просят 40 рублей, а бескостной свинины - 11.
Зачем платить больше А мы продолжаем искать мясо по 100 рублей за кило уже в гипермаркете. Из цен, способных удивить, нашли 125 граммов черной икры за 429 рублей. И, наконец, удача - стейки "Рибай" из говядины стоят 50,63 рубля за полкило. Под элитное мясо, красную и черную икру, уникальные сорта сыров здесь отведены отдельные витрины. Правда, дождаться покупателей у них так и не удалось - очереди выстраивались там, где сыр стоит от 16 рублей, за свинину просят 13 рублей за килограмм. Здесь каждый найдет свой товар по приемлемой для себя цене. - Торговля не стоит на месте - постоянно эволюционирует, подстраивается под покупателя. Что касается сегмента премиум-продуктов, он всегда был на белорусском рынке. Другой вопрос - в ценовой доступности, - рассказали нам в Ассоциации розничных сетей.За последние годы ситуация серьезно изменилась. Появились специалисты высокого класса с большими зарплатами. Люди стали чаще путешествовать и, возвращаясь из других стран, ищут продукты, которые попробовали там. Кто-то находит оригинальные рецепты в интернете и хочет приготовить по ним блюда. Также в Беларусь приезжает много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева, стремимся предложить им привычную еду. Появляется спрос на экзотические фрукты, морепродукты, сыры с плесенью…- Сегодня активно развиваются фермерские хозяйства, предлагающие целую линейку новых сыров, мраморную говядину, баранину. Также в Беларуси производится черная икра, фуа-гра и другие деликатесы. Торговля и пищевая промышленность чутко реагируют на спрос, предлагая новинки. Вспомните - когда в магазинах стали продавать живых осетров, все удивлялись: зачем? Сегодня вопросов не возникает, - уверили нас в ассоциации.Там отметили, что спрос в премиальном сегменте плюс-минус одинаков и повышается в основном перед праздниками. А вот продажи массовых продуктов растут. Бесспорно, свинину по 12-13 рублей приобретают гораздо чаще, чем мраморную говядину за 100. - Сегодня с продуктами премиум-сегмента чаще всего работают супермаркеты и гипермаркеты. Но и у них продажи премиум-продуктов достигают максимум 1% от оборота, чаще - меньше. Все понимают, что надо развиваться и пробовать продавать новые позиции, но ни одна сеть не завезет сразу более 10 банок черной икры. Ведь никто не гарантирует, что до истечения срока годности вся продукция будет реализована. Проще довезти потом, - объяснили в Ассоциации розничных сетей.По данным Национального статистического комитета, реальные располагаемые денежные доходы населения Беларуси в январе - апреле текущего года увеличились на 9,8% к аналогичному периоду 2023-го, розничный товарооборот - на 12,2%. Прирост потребительских цен в мае к апрелю 2024 года сложился ниже среднего значения, зафиксированного в Беларуси в отчетном месяце за последние 10 лет.Алексей ГОРБУНОВ.
"Магазины у вас ломятся от продуктов"В проекте "Честный рассказ" на YouTube-канале БЕЛТА кандидат в депутаты от Латвии в Европарламент 10-го созыва Ольга Чернявская оценила белорусские продукты, а также сравнила ситуацию в магазинах Латвии и Беларуси.
Кандидат в депутаты в Европарламент отметила, что в Беларуси есть все, причем продукты питания очень вкусные, особенно молочные.- Магазины у вас просто ломятся от продуктов. Этим я была поражена. У вас столько этих продуктов! У нас полупустые полочки в магазинах. Как ни пойду, все время не достаю какого-то продукта, который покупала раньше, - отметила Ольга Чернявская и добавила: - У нас продвигают, чтобы мы кушали муку из личинок, из тараканов, из каких-то букашек, мол, говорят, уже есть в нашей еде, в шоколадках каких-то, в какой-то муке. Если вы сами не готовите эту еду дома из каких-то натуральных продуктов, то, возможно, вы уже едите этих личинок.- У вас более натуральная еда, и это чувствуется. Я знаю, у вас стандарты сохранены еще с Советского Союза, ГОСТ. Этому можно позавидовать, - заметила Ольга Чернявская.Возвращаясь к тому, что в Беларуси полки магазинов ломятся от продуктов, Ольга Чернявская еще раз подчеркнула, что в Латвии совершенно не так: - У нас все очень скромненько, жиденько, худенько. В последний раз я поехала в один из тех магазинов, которые люблю, езжу туда только за определенными продуктами, это очень элитный магазин Sky, очень крутой, и я была поражена. Я не нашла то, за чем туда ходила. Начала ходить по магазину: очень мало продуктов и очень мало людей. И все так грустно.По материалам БЕЛТА,газета "7 дней".-0-
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2021гг.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.