Электрокар, свой бренд и автокомпоненты. Как на "БЕЛДЖИ" реализовали мечту о белорусской легковушке

2025-01-08 11:09
Накануне Нового года СЗАО "БЕЛДЖИ" отметило день рождения: с момента создания предприятия прошло 13 лет. За это время пройден большой путь, а главным результатом стала реализация мечты белорусских машиностроителей, известных в мире благодаря производству тракторов, карьерной техники и сельхозмашин, о собственном легковом автомобиле. Поспособствовали этому и многочисленные покупатели, проголосовавшие рублем за белорусское качество. О том, как развивается предприятие, на чем оно строит свою маркетинговую политику и что планирует на ближайшее будущее, мы узнали в беседе с генеральным директором "БЕЛДЖИ" Геннадием Свидерским. - Геннадий Брониславович, сегодня можно с уверенностью сказать, что "БЕЛДЖИ" - весьма удачный проект и один из положительных примеров белорусско-китайской промышленной кооперации. Что помогло пройти весь этот непростой путь становления, итогом которого стал практически ажиотажный спрос на выпускаемую СЗАО "БЕЛДЖИ" продукцию?- Хочу отметить, что 13 лет для белорусско-китайского предприятия - срок немалый, особенно если учитывать тот факт, что такого производства в стране не было. Для нас традиционными всегда являлись трактор, грузовой автомобиль, карьерный самосвал, и в этом ряду автомобилестроения не хватало легкового автомобиля. Стало это (производство легковушек. - Прим. БЕЛТА) возможным в первую очередь благодаря главе государства, который неоднократно подчеркивал, что такое производство необходимо создать в стране. Большое видится на расстоянии, и сегодня мы уже можем говорить о том, что это решение было стратегическим. На этом пути возникали разные сложности, ситуации, однако, преодолев их, мы понимаем, что производство уже доказало свою жизнеспособность.Начинали свою деятельность с небольшого цеха в городе Борисове, а затем в достаточно короткие сроки благодаря поддержке Президента, правительства, Минского облисполкома в чистом поле построили абсолютно новый завод. И что самое важное - это один из немногих машиностроительных заводов, возведенных в Беларуси в XXI веке, который включает в себя технологии (а это и окраска, и сварка, и автоматизированное управление производством и качеством), присущие современным машиностроительным предприятиям. К тому же, мы дополнили цепочку легковых автомобилей в том ряду, в котором компетенции наших машиностроителей уже признаны. - Из 13 лет на полную мощь СЗАО "БЕЛДЖИ" функционирует всего шесть. С какими проблемами пришлось столкнуться в этот период, учитывая макроэкономическую ситуацию и санкционную политику в отношении Беларуси со стороны ряда стран?- Завод был введен в эксплуатацию в 2018 году. Срок небольшой - всего шесть лет, но за это время мы полностью поменяли модельный ряд, чего требовал рынок, пережили пандемию и последствия снижения спроса на автомобили, время, когда прекратились командировки китайских и белорусских специалистов, поэтому все приходилось решать по телекоммуникационным каналам. За этот срок пришлось пройти (да и сейчас проходим) несправедливые односторонние ограничения, которые потребовали больших усилий для преодоления их последствий: это касается и технологий, и ранее выстроенных логистических цепочек. Но важно отметить, что на этом пути корпорация Geely проявила себя как надежный партнер: это позволяет говорить о том, что мы - достойный пример белорусско-китайского сотрудничества.А для промышленного предприятия успехом является современная продукция и достаточные объемы производства. Мы очень гордимся тем, что в 2024 году нам была подтверждена премия качества правительства. Это итог нашей работы и на стадии производства, и на стадии сервиса. - Подтверждением успеха для производителя являются конкретные показатели. Хотелось бы узнать, на какие объемы производства автомобилей СЗАО "БЕЛДЖИ" планирует выйти по итогам года?- В 2024 году ввиду того, что на рынке был очень хороший спрос, мы работали без выходных, по 12 часов в день. Это позволило произвести и - главное - продать более 90 тыс. автомобилей. Для нас это солидный рекорд. Отрадно, что из 90 тыс. машин 25 тыс. реализовано в республике.В 2023 году возникали претензии от потенциальных покупателей, что машины приходилось ждать по три месяца. Причем жалобы поступали даже главе государства. В 2023 году мы реализовали населению страны 15 тыс. машин. И сейчас рады отметить, что практически вся номенклатура автомобилей есть в наших фирменных салонах. Так что вопрос напряженного спроса, можно сказать, снят. Всего в Беларуси участвует в трафике на дорогах более 70 тыс. машин, сошедших с конвейера нашего завода. Если раньше это была экзотика, то сегодня мы присутствуем в каждом уголке страны. И это не может не радовать. - Геннадий Брониславович, технологии в мире развиваются стремительно, это касается и машиностроения. Как оставаться в тренде и тем самым не допустить падения спроса на производимую продукцию?- Динамичный мир и в самом деле требует постоянного развития. На предприятии запланирована модернизация: реконструкция дополнительной испытательной линии, необходимой в условиях увеличения объемов производства, реконструкция цеха сварки, цеха окраски с его расширением. Мы живем, реализуя тренд на постоянное развитие производства. Если мы начинали с компанией Geely с выпуска всего тех моделей, то сейчас ряд не просто значительно расширился, главное достижение - развитие модельного ряда под нашим брендом Belgee. Это уже совсем другой уровень, позволяющий работать над имиджем своего бренда и локализацией производства. Отмечу, что флагманским автомобилем стал Belgee X50 - самый массовый, востребованный и с самыми позитивными отзывами на эксплуатацию. В текущем году мы разделили салоны: в одних демонстрируем покупателям тренды китайского автопрома, в других предлагаем автомобили отечественного производства. Салонов стало больше, соответственно, и уровень обслуживания стал выше. - Расскажите о планах на 2025 год. Чем порадуете тех, кто еще не реализовал мечту о покупке новой машины, но активно присматривается к вашей продукции?- Если говорить о количестве автомобилей, которые мы планируем произвести для внутреннего рынка, то их будет выпущено больше 30 тыс. Рост к уровню 2024 года составит примерно 15%. Сегодня думаем над тем, как расширить географию поставок. Пока наши автомобили доступны покупателям из Беларуси и России, в 2025 году планируем выйти с автомобилями марки "БЕЛДЖИ" на рынки других стран ЕАЭС - Кыргызстана, Армении, Казахстана. Если планы удастся реализовать, то и объемы производства для внешнего рынка, соответственно, вырастут. - Произвести автомобили - половина успеха, но еще важнее их продать. Как на СЗАО "БЕЛДЖИ" решаются вопросы маркетинга?- На построение маркетинговой политики повлияло два фактора. Поскольку нашим партнером является корпорация Geely - мировой лидер в области машиностроения, вопросы организации товаропроводящей сети в РФ были поручены ей. Используя свой опыт, финансы, компания организовала более 150 дилерских центров, которые обеспечивали продажи и сервис наших автомобилей. Что касается Беларуси, то здесь дистрибьютором является сам завод "БЕЛДЖИ", который заключает договоры во всех дилерских центрах, но на тех принципах, на которых работает корпорация Geely. Начинали мы с трех дилерских центров в Минске, открыли по одному в областных центрах и Солигорске, а потом система разрослась. Сейчас, например, сервисных центров почти четыре десятка. Число дилерских также заметно выросло.Важно и то, что годовые планы формируются исходя из потребности населения, и этот спрос изучают дилеры, формируя заказ на автомобили. Сегодня мы имеем практически нулевой склад: все, что произведено, уже реализовано дилерам. - А как развивается проект по созданию белорусского электромобиля?- В 2024 году мы завершили работу по изготовлению пяти опытно-промышленных образцов электромобиля на базе серийно выпускаемого. Разработчиком является объединенный институт машиностроения НАН Беларуси, сейчас образцы проходят полевые, коммерческие испытания. Нужно отметить, что поставщиками компонентов являются белорусские предприятия: тяговые электродвигатели производит Могилевский завод "Лифтмаш", инверторы - Новополоцкий завод "Измеритель", батареи - Первая аккумуляторная компания из Бреста. И это первые ростки проектирования. Путь, конечно, не на год, но дорогу осилит идущий.- Еще один вопрос, который неоднократно обсуждался на уровне правительства, - локализация производства. Что сделано в этом направлении?- Вопрос непростой, ведь, проводя эту работу, нам нельзя допустить снижения конечного качества выпускаемой продукции, как и повышения цен на нее. Автокомпонент должен быть конкурентоспособным по цене и по техническим характеристикам. Выдерживать конкуренцию по автокомпонентам с Китаем, производящим миллионы машин, крайне сложно. То же самое можно говорить и о качестве. Поэтому в данном направлении мы работаем осторожно, делая акцент на том, что нам производить у себя прежде всего выгодно. Например, в этом году мы открыли у себя производство крупногабаритных пластмассовых деталей, которые имеют большую долю транспортной составляющей, сэкономив тем самым на перевозке. Деталь сразу же поступает в цех покраски.Также сейчас мы заканчиваем работу по производству пластмассовой защиты, работаем по электронной системе оповещения с объединением "Агат", аккумуляторы получаем из Бреста, используем белорусские шинные компетенции. Кроме того, в рамках реализации единой промышленной политики Союзного государства отдельные компоненты нам поставляют российские производители. В планах - ряд дополнительных автокомпонентов, но процесс этот долгий, так как он включает и цикл испытаний, ведь детали должны быть качественными и надежными. В любом случае с появлением собственного бренда работу эту стало проводить легче. Кроме этого, хотелось бы производить автокомпоненты не только для себя, но и для других потребителей. - Геннадий Брониславович, согласитесь, что успех предприятия - это успех коллектива. Как удается решать кадровые вопросы и чем стимулируете молодежь, которая, по слухам, очень любит свой завод?- Все начиналось с 500 человек, когда в 2018 году мы запускались. Сейчас в коллективе насчитывается около 2 тыс. сотрудников. Поставщиками кадров массовых профессий являются местные колледжи в Борисове и Жодино: они готовят специалистов по тем программам, которые мы для них пишем. Это очень важный элемент как для нас, так и для региона в целом.Системно кадровые вопросы решаются: люди идут на предприятие, желая работать в современных условиях, на современном оборудовании. В подкрепление - хороший соцпакет, обеспечение всем необходимым. Считаю, что у нас один из лучших коллективных договоров. Работать на конвейере всегда было трудно, но тем не менее кадры приходят и задерживаются. Кстати, сотрудники предприятия на корпоративных условиях могут приобретать наши автомобили, что в том числе дает им возможность выделяться в социуме. Есть определенный опыт и в решении жилищного вопроса: первый дом на 72 квартиры введен в строй в Борисове. Фото Рамиля НАСИБУЛИНА,БЕЛТА.-0-