ДОСЬЕ: Ко дню памяти святой Евфросинии Полоцкой

2016-06-03 09:51
Многие мыслители и просветители, которые родились в Беларуси, на протяжении XII-XX веков обогатили своими знаниями, мыслями, талантом сокровищницу отечественной и мировой науки и культуры. Они понимали и помнили: знания - это свет, зажженный однажды, способный неугасимой лампадой светить через столетия. Несла свет знаний и славная Евфросиния Полоцкая - княжна, монахиня, игумения монастыря Святого Спаса в Полоцке, паломница, канонизированная святая, просветительница и меценатка. С ее именем связано открытие первых образовательных учреждений и библиотек, создание школы архитектуры и живописи, развитие ремесел. Подвижничество и просветительская деятельность Евфросинии Полоцкой имели большое значение для общественной и государственной жизни Полоцкого княжества. Дело прославленной полочанки подхватили, углубили и развили Франциск Скорина и Василий Тяпинский, Сымон Будный и Спиридон Соболь, Симеон Полоцкий и братья Зизании.
5 июня отмечается день памяти святой Евфросинии Полоцкой. Со временем все более выразительно осознается величие ее свершений. О жизни святой почти не сохранились документальные сведения. Основным источником является "Житие Евфросинии Полоцкой...", согласно которому родилась белорусская святая около 1101 года (не позднее 1104) в Полоцке Витебской области. Преподобная Евфросиния Полоцкая, до пострига носившая имя Предслава, была внучкой полоцкого князя Всеслава Брячиславича (Чародея), дочерью полоцкого князя Георгия (Святослава) Всеславича и княгини Софии, дочери Владимира Мономаха. Родители княжны были для того времени очень образованными людьми. Святослав имел богатую библиотеку, для которой собирал произведения, распространенные в Византии и княжествах Руси. Княгиня София знакомила дочь с историей и культурой древней Греции. С детских лет Предслава слышала от родителей предания о славных предках, а ее близкими родственниками были князья киевские, туровские, смоленские, ростово-суздальские, владимиро-волынские, императоры Византии и короли Венгрии. Училась Предслава в школе при Софийском соборе. Ее учителями были монахи, а в качестве учебников использовались "Библия", Псалтирь, Священное Писание и другие духовные книги. Любовь к книжному чтению сочеталась у нее с усердной молитвой.

Многие князья просили руки Предславы, однако все предложения о браке она отвергала, желая стать монахиней. В двенадцатилетнем возрасте Предслава, узнав о намерении родителей отдать ее замуж, тайно убежала в монастырь к своей тете настоятельнице монастыря и сообщила о своем желании принять монашество под именем Евфросинии. Монашеское имя преподобной Евфросинии в переводе с греческого означает "Радость".
Постригшись в монахини, она поселилась в келье Полоцкого Софийского собора. В монастыре Евфросиния более углубленно познакомилась с христианским учением. Ее внимание привлекала литература, в которой отражались взгляды богословов на сущность человеческой жизни, отношения между людьми, причины борьбы сил добра и зла. Большинство книг, прочитанных Евфросинией, были религиозными. В храмовом скриптории она переписывала книги: одни из них легли в основу монастырских библиотек Полоцкого княжества, другие продавались, а вырученные деньги монахиня щедро раздавала убогим и нищим. Также она вела Полоцкую летопись и собирала библиотеку Софийского собора, которая с течением времени стала настоящим духовным сокровищем восточнославянских земель, вызывая неподдельное восхищение как у современников, так и у последующих поколений. Своей работой Евфросиния Полоцкая содействовала расширению просвещения в Беларуси, но ей было предназначено судьбой еще не одно высокое служение Отечеству. Примерно в 1124 году полоцкий епископ Илия официально благословил Евфросинию на основание женского монастыря, определив для будущей обители место Сельцо недалеко от Полоцка, где находилась церковь Спаса и место погребения полоцких епископов. Оставив келью Софийского собора, Евфросиния поселилась при церкви Преображения для основания женского монастыря. Произошло это около 1128 года. В Сельцо Евфросиния взяла только книги. Евфросиния стала наставницей и руководительницей для многих избравших иноческий путь. Год за годом Спасо-Преображенский монастырь расширялся и укреплялся. Здесь приняли монашество родная сестра Евфросинии Градислава (с именем Евдокия) и двоюродная сестра Звенислава (с именем Евпраксия). Спасо-Преображенский монастырь в последующем получил широкую известность в полоцких землях. В обители на месте бывшей деревянной церкви Евфросинией было начато строительство каменного собора, которое было завершено в 1161 году. Спасский храм стал вершиной архитектурной мысли Полоцкой земли, его строительство повлияло на все дальнейшее развитие архитектуры древнерусских храмов. Особое место в этом храме было отведено для хранения уникального напрестольного креста, который Евфросиния заказала ювелиру Лазарю Богше. Данный крест, являвшийся не только шедевром мирового искусства, но и христианской святыней, был изготовлен в 1161 году. Крест в течение веков кочевал по разным монастырям, несколько раз возвращаясь в Полоцк, пока не был утерян в годы Великой Отечественной войны. Во время празднования тысячелетия Полоцкой епархии и Православной церкви в Беларуси в 1992 году было решено воссоздать крест. Воссоздание святыни было поручено брестскому ювелиру-эмалировщику, члену Союза художников Беларуси Николаю Кузьмичу. Для этого Николай Петрович в совершенстве овладел древневизантийским искусством перегородчатой эмали. Позже он создал ставротеку (своеобразный футляр) для креста. 24 августа 1997 года митрополитом Филаретом была освящена копия креста Евфросинии Полоцкой, которая в настоящее время хранится в Спасо-Преображенском соборе Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. Закончив строительство Спасо-Преображенского монастыря, Евфросиния начала строительство церкви в честь Пресвятой Богородицы, при которой открыла мужской монастырь. Для этого монастыря она приобрела с разрешения Константинопольского патриарха чудотворную икону "Матерь Божья Одигитрия Эфесская". В монастырях, основанных Евфросинией, существовали иконописные мастерские, где изготовлялись оклады для икон и другие предметы церковного обихода, действовали мастерские по переписыванию книг. При монастырях открывались школы, в которых изучались как светские, так и духовные дисциплины (чтение, письмо, нотная грамота, греческий язык). Юные полочане получали знания по природоведению, риторике, медицине. Большое внимание уделялось истории. Молодые монахини учились переписыванию книг, пению, вышиванию и другим ремеслам. Будучи в преклонном возрасте, Евфросиния отправилась в пешее паломничество на Святую Землю. Добравшись до святых для христиан мест, она провела свои последние дни в Иерусалиме, где умерла от болезни в 1167 или в 1173 году. Евфросиния была похоронена недалеко от Иерусалима в монастыре Святого Феодосия. В 1187 году ее останки перезахоронены в Киево-Печерской лавре, где они хранились более семи столетий. И только в 1910 мощи святой были перевезены в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь. Ослепительно белый пароход, украшенный зеленью и цветами, увозил раку со святыми мощами преподобной. Еще три парохода сопровождали святыню. Плавание по Днепру продолжалось 12 дней с остановками в Любече, Речице, Рогачеве, Быхове, Могилеве и Орше. Во всех местах остановки флотилии совершались торжественные богослужения. На берегах у самой воды паломники разжигали костры, стояли со свечами. В 1922 году мощи святой Евфросинии Полоцкой были вскрыты и выставлены на атеистической выставке в Москве, а впоследствии располагались в краеведческом музее Витебска. Во время немецкой оккупации православные верующие перенесли нетленные останки преподобной в Свято-Покровскую церковь Витебска, а в октябре 1943 года мощи были возвращены в Полоцкий Свято-Евфросиниевский монастырь, где находятся до настоящего времени. Активная просветительская и подвижническая деятельность игумении Евфросинии Полоцкой вызвала всеобщее признание. Церковное почитание святой Евфросинии Полоцкой началось, вероятно, еще при епископе Дионисии в конце XII века без официальной канонизации. В Московской Руси святая стала широко известна в XVI веке, когда митрополит Макарий включил ее "Житие" в "Четьи Минеи". В 1984 году Евфросиния Полоцкая причислена к Собору Белорусских Святых за деятельность на ниве укрепления христианской веры и просвещения. Сегодня святость полоцкой игумении признана не только православной церковью, но и католической. Прошло более восьми столетий после смерти Евфросинии Полоцкой, но и в наши дни образ просветительницы является символом духовной силы нации. Уже не одно десятилетие ее образ притягивает внимание иконописцев, художников, композиторов и литераторов. Полоцкую игумению можно увидеть на росписях церкви Благовещения в Киево-Печерской лавре, на фресках Виктора Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. Есть иконы белорусской святой в Рижском женском монастыре, в Кафедральном соборе в Вильнюсе, большая выносная икона хранится в Спасо-Евфросиниевском монастыре в Полоцке. Многие художники посвятили свои произведения Евфросинии Полоцкой. Среди них - полотна Нинели Счастной, графические листы Арлена Кашкуревича. В 1988 году Ольгой Мороковой был снят фильм "Евфросиния Полоцкая". Накануне 1000-летия принятия христианства в Полоцке появилась улица Евфросинии Полоцкой, а в 2000 году в центре города был открыт бронзовый памятник просветительницы, автором которого стал скульптор Игорь Голубев.

В 2003 году Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси обратился к Президенту Беларуси А.Г.Лукашенко с просьбой оказать помощь и выделить серебро для воссоздания раки святой Евфросинии Полоцкой. Президент поддержал инициативу Митрополита Филарета и для изготовления раки в соответствии с постановлением Совета Министров Беларуси было отпущено на договорной основе из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней серебро в количестве 120 килограммов. К работе приступил известный художник из Бреста Николай Кузьмич, которой ранее воссоздал Крест Евфросинии Полоцкой. Ему помогали мастера из разных городов. Рака представляет собой художественное ювелирное произведение, изготовленное с использованием исключительно ручного труда.

Есть в богатом прошлом нашего Отечества личности, без которых нельзя представить историю. Среди них почетное место принадлежит Евфросинии Полоцкой, которая и в наше время, "яко луча солнечная", освещает христианскую подвижническую и просветительскую деятельность в Беларуси. Жизнь преподобной является образцом благочестия и христианской духовно-нравственной силы, а подвижническая деятельность проникнута любовью к ближнему милосердием и самоотверженностью.-0-